РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

235-летие со дня рождения скрипача и композитора Н.Паганини (1782 – 1840 гг.)

Версия для печати

Никколо Паганини, гениальный скрипач и выдающийся композитор, рос слабым, болезненным ребенком, которого отец, любитель музыки, заставлял постоянно упражняться в игре на скрипке, запирая сына в чулане и следя за непрерывностью музыки. Маленький Н.Паганини обладал идеальным слухом, рано начал создавать свою музыку. В 8 лет мальчик сочинил сонату для скрипки и несколько вариаций. Занимался со скрипачом из капеллы собора Сан-Лоренцо в Генуе Джакомо Коста, затем с Г.Гиретти, благодаря чему приобрел отличную композиторскую технику, научился сочинять музыку без инструментов, по внутреннему слуху. За несколько месяцев Н.Паганини сочинил 24 фуги для фортепиано, несколько пьес, 2 скрипичных концерта (многие ранние произведения утеряны). Первый публичный концерт Н.Паганини состоялся 31 июля 1795 г. в генуэзском театре Сант-Агостино с большим успехом. С 1797 г. началось концертное турне скрипача по Северной Италии, выступления проходили в Милане, Болонье, Флоренции, Пизе, Ливорно. Везде Н.Паганини сопутствовал восторженный прием публики. Вообще музыка Н.Паганини, его фантастическая виртуозность, эмоциональность и почти "демоническая" внешность действовали на публику буквально гипнотически. С начала 1800-х гг. с именем Н.Паганини было связано много слухов и скандалов в связи с его любовными похождениями. Говорили о его близких отношениях с княгиней Элизой, сестрой Наполеона Бонапарта. Ей он посвятил "Любовную сцену" для двух струн (ля и ми). При исполнении ее, произведшем фурор, остальные струны со скрипки снимались. По желанию княгини Н.Паганини пишет пьесу для одной струны соль. Соната "Наполеон" с триумфом была исполнена в придворном концерте. Паганини выступал много, объездил не только всю Италию, но и всю Европу. Европейское турне длилось 10 лет. Концерты в Европе вызывали восторженные отзывы крупнейших деятелей искусства – Ф.Шуберта, И.В.Гете, Г.Гейне, О.Бальзака, Э.Делакруа, Т.А.Гофмана и многих других. Дж.Россини говорил: "В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини". Особенно сильное влияние музыка Н.Паганини оказала на Ф.Листа, который называл его игру "сверхъестественным чудом". Ф.Лист писал о Н.Паганини: "Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников". Во время выступлений в Вестфалии Н.Паганини даже получил наследственный титул барона. После смерти музыканта в 1840 г. папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах Н.Паганини был перевезен в Парму и захоронен там. Никколо Паганини - ярчайший представитель романтизма в музыке, в основе которой художественные традиции итальянского народного и профессионального музыкального искусства. Многие сочинения композитора отличаются напевностью, богатством мелодий, неисчерпаемой фантазией. Некоторые произведения Н.Паганини настолько трудны, что после его смерти долго считались неисполнимыми. Н.Паганини раскрыл богатейшие инструментальные возможности скрипки, смело вводил новые приемы игры. Н.Паганини много работал, его творческое наследие содержит произведения для скрипки соло, скрипки с оркестром, сонаты для скрипки, а также сочинения для альта, гитары, камерно-инструментальные ансамбли, вариации на темы опер ("Золушка", "Танкред", "Моисей" Дж.Россини и др.), "Венецианский карнавал", "Вечное движение". Творчество Н.Паганини поистине новаторское, он первым из скрипачей исполнял концертные программы наизусть. У Н.Паганини было несколько скрипок, в том числе сделанные А.Страдивари, Н.Амати, К.Бергонци. Любимой скрипкой Н.Паганини был инструмент мастера Бартоломео Джузеппе Гварнери 1743 г., которая, как считается, была подарена 17-летнему музыканту-виртуозу одним парижским купцом. Эту скрипку Н.Паганини называл "Пушкой", после смерти хозяина скрипка получила имя "Вдова Паганини". Сейчас этот инструмент хранится в музее Палаццо Дориа-Турси, играть на ней дозволено только победителям конкурса им. Н.Паганини. В 1801 – 1807 гг. Н.Паганини создал "24 каприччи" для скрипки соло ор. 1, блестящие оригинальные миниатюры, которые произвели настоящий переворот в скрипичной музыке. Знаменитый каприс № 24 слушайте в исполнении выдающегося скрипача Я.Хейфеца (арх. № ф. 540, оп. 14 "г", ед. уч. 165).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика