1918-2018 гг. 100-летие государственной архивной службы России
 
РГАФД в социальных сетях:
 
 
 

205-летие со дня рождения композитора А.С.Даргомыжского (1813 – 1869 гг.)

Версия для печати

Александр Сергеевич Даргомыжский, крупный русский композитор в юности вел светскую жизнь, посещая музыкально-литературные вечера в салонах, вращался в кругу поэтов, художников, артистов, музыкантов. Обладая разносторонним, в том числе и музыкальным образованием, проявлял тягу к музыкальному сочинительству. Дружба с М.И.Глинкой помогла начинающему композитору восполнить пробелы в композиции. Первые оперы А.С.Даргомыжского оказались неудачными, тогда как романсы и баллады принесли автору известность. В начале 1840-х гг. А.С.Даргомыжский обращается к поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. В эти годы написаны такие известные романсы "Я вас любил", "Ночной зефир", "Вертоград", "Мне грустно" и др. Практически А.С.Даргомыжский создал новые разновидности романса – лирико-психологические, монологи, жанрово-бытовые романсы-сценки. Сам композитор писал: "…Обращаясь постоянно в обществе певцов и певиц, мне практически удалось изучить как свойства и изгибы человеческих голосов, так и искусство драматического пения". В русской культуре, в том числе литературе и музыке 1940 – нач. 1950-х гг. проявлялся интерес к народной жизни, психологии "маленького человека", формировалась т.н. "натуральная школа". А.С.Даргомыжский, по сути, являлся первым представителем "натуральной школы" в русской музыке. Об этом свидетельствует появление в 1850-х гг. известных обличительных романсов композитора: "Червяк", "Титулярный советник", "Старый капрал". А.С.Даргомыжскому были близки образы "униженных и оскорбленных", сострадание переживаниям "маленького человека". Десять лет (1845 – 1855 гг.) с перерывами А.С.Даргомыжский работал над оперой "Русалка", которая открыла новое направление в русском оперном искусстве. Постановка оперы в 1856 г. в Петербурге вызвала интерес публики, но недоброжелательное отношение дирекции императорских театров. Лишь в середине 1860-х гг., с изменением ситуации в России, опера шла уже с большим успехом. "Русалка" стала одной из самых любимых русских опер. Вырос авторитет А.С.Даргомыжского в музыкальном мире. Осталась незаконченной опера "Каменный гость", где музыка писалась на подлинный текст А.С.Пушкина. Композитор говорил: "Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая". В "Каменном госте" А.С.Даргомыжский использовал новые средства музыкальной выразительности, в том числе "певучий речитатив". По желанию композитора, после его смерти опера была завершена Ц.А.Кюи и Н.А.Римским-Корсаковым. Помимо опер, А.С.Даргомыжский написал более ста романсов, много вокальных ансамблей, симфонические пьесы. А.С.Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, он писал: "я не намерен снизводить… музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". М.П.Мусоргский посвятил А.С.Даргомыжскому одно из своих вокальных произведений: "Великому учителю музыкальной правды". А.С.Даргомыжский стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувства, разнообразные оттенки душевных переживаний. Творчество А.С.Даргомыжского высоко оценивали русские композиторы 1860-х гг., в первую очередь представители "Могучей кучки". Композитор Асафьев писал: "Даргомыжский владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга, не уступая Монтеверди и Глюку". Предлагаем послушать сегодня романс А.С.Даргомыжского на стихи А.С.Пушкина "Вертоград" в исполнении народного артиста СССР А.Б.Соловьяненко (арх. № ф. 4, ед. уч. 70017).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика