РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

199 лет со дня рождения французского композитора Ш.Гуно (1818 – 1893 гг.)

Версия для печати

Шарль Гуно, французский композитор, чье 199-летие со дня рождения отмечается 17 июня, вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, названного впоследствии "лирической оперой". Да, Ш.Гуно известен, прежде всего, как оперный композитор, хотя помимо 12 опер он написал еще много хоровых сочинений (оратории, мессы, кантаты), две симфонии, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, более 140 романсов и песен, дуэты, музыку для театра и т.д. Ш.Гуно родился в семье художника, в детства имел способности к рисованию и музыке. Его учителями в Парижской консерватории были крупные музыканты того времени. В 1839 г. молодой композитор получил за кантату "Фернан" Большую Римскую премию, что позволило ему несколько лет жить в Италии (1839 – 1842 гг.), затем – недолго – в Австрии и Германии. Ранний период творчества Ш.Гуно в значительной степени связан с духовными сочинениями. В 1843 – 1848 гг. Ш.Гуно был регентом и органистом церкви иностранных миссий в Париже и даже намеревался принять духовный сан, но все же возвратился к светскому искусству. Первой оперой Ш.Гуно стала "Сафо", поставленная в парижском Grand Opera 16.08.1851 г. Несмотря на то, что главная партия была написана специально для Полины Виардо, опера не имела особого успеха и была снята с репертуара после седьмого представления. Опера "Фауст" появилась в 1859 г., хотя замысел ее начал вырисовываться еще с 1839 г. Надо сказать, что доктор Иоганн Фауст – историческое лицо. Неизвестно, был он ученым, врачом или же шарлатаном, но стал героем народной легенды, ему приписывались многие чудеса. В 1587 г., затем в 1599 г. вышли книги, в которых утверждалось, что все чудеса Фауста – результат его сделки с дьяволом. Однако эти сочинения только способствовали популярности Фауста в народе. История загадочного доктора стала основой многих литературных произведений, начиная с трагедии К.Марло (16 в.). В Германии 18 века тема Фауста – в произведениях Г.Э.Лессинга и И.В.Гёте, причем последний работал над трагедией о Фаусте почти всю свою творческую жизнь, превратив популярный сюжет в поистине глубокое философское сочинение. Более 30 крупных драматургов создавали пьесы на сюжет легенды о Фаусте, этот же сюжет неоднократно использовался в музыкальных сочинениях Р.Вагнера, Ф.Листа, Г.Берлиоза, А.Бойто, Л.Шпора, Ф.Бузони. Либретто оперы Ш.Гуно "Фауст" основано на сюжете первой части произведения И.В.Гёте. Первая редакция оперы для постановки в парижском Theatre Lyrique (1859 г.) включала речитативы и диалоги и особого успеха не имела. Для постановки в Grand Opera в 1869 г. соответствующая музыка была автором дописана, в оперу был вставлен балет "Вальпургиева ночь". Все действо имело грандиозный успех, хотя критики и упрекали Ш.Гуно за то, что он сделал основой сюжета лишь лирический эпизод из жизни Фауста и Маргариты. Тем не менее в 1887 г. был поставлен 500-й спектакль "Фауста", в 1894 г. – было 1000-е исполнение, наконец, в 1932г. – 2000-е. Первая русская постановка "Фауста" Ш.Гуно в России состоялась в 1869 г. Шарль Гуно создавал музыку живую, естественную, отражавшую смену душевных состояний человека, лиричную и очень мелодичную. П.И.Чайковский в 1892 г. дирижировал оперой "Фауст" в театре Прянишникова и говорил, что Ш.Гуно – "один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства". Опера Ш.Гуно "Фауст" – одно из высших достижений французского оперного творчества 19-го века. Многие выдающиеся певцы прославились как исполнители партий в опере Ш.Гуно. Одним из них был известный французский оперный певец Поль Плансон (1854 – 1914 гг.). П.Плансон обладал впечатляющим басом, прекрасным легато, ясной дикцией и виртуозной вокальной техникой. Он был универсальным певцом, исполнял роли во множестве опер 19-го века французских, итальянских, немецких композиторов во французских театрах, в Лондоне, Нью-Йорке и др. П.Плансон был одним из первых оперных звезд, записанных в студии. Вашему вниманию предлагается редкая запись – куплеты Мефистофеля из оперы Ш.Гуно "Фауст" в исполнении П.Плансона (арх. № ф. 75, оп. 9 "DVD", ед. уч. 1).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика