РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

155-летие со дня рождения композитора К.Дебюсси (1862 – 1918 гг.)

Версия для печати

Французского композитора Клода Дебюсси часто называют отцом музыки 20-го века. В 9 лет он стал учиться музыке на младшем отделении Парижской консерватории. Здесь проявилось нетрадиционное музыкальное мышление мальчика, что подчас приводило к конфликтам с преподавателями. В поисках своего оригинального стиля и музыкального языка, он писал: "Гармония в таком виде, как ее преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ сортировки звуков". К.Дебюсси ушел от академических традиций в музыке, стремясь освободить ее от стереотипов, призывая "не (…) слушаться ничьих советов, разве только ветра, который своим шумом рассказывает нам о мире". Сблизившись с кружком поэтов- символистов, встречаясь с поэтами, писателями, художниками, К.Дебюсси пытался применить принципы символизма к своей музыке, освободить ее от стереотипов. Невозможно представить творчество К.Дебюсси без фортепианной музыки, ведь композитор стал создателем нового фортепианного стиля, оригинального, самобытного, обогащенного новыми приемами фортепианной техники. Многое роднит музыку К.Дебюсси с импрессионизмом в живописи: красочность, "пейзажность" музыки, неуловимые нюансы извлечения звука. Хотя сам композитор говорил: "Я пытаюсь найти новые реальности… дураки называют это импрессионизмом". Во время своих поездок в Россию 1881, 1882 гг. К.Дебюсси познакомился с русской музыкой, что повлияло на его музыкальный стиль: "Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они… открыли окно, выходящее на простор полей". Позднее, анализируя саму сущность музыкального искусства в своих статьях и книгах, композитор утверждает: "Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию". Фортепианная музыка К.Дебюсси – это камерная музыка в лучшем смысле этого слова, изысканная и утонченная. Произведения К.Дебюсси требуют от исполнителя тончайшей нюансировки, владения колористическими приемами извлечения звука. "Музыка существует для невыразимого; я хотел бы, чтобы она как бы выходила из сумрака и моментами возвращалась бы в сумрак, чтобы она всегда была скромна" – таковы, по мнению композитора, необходимые свойства музыки. Названия произведений К.Дебюсси говорят сами за себя: "Сады под дождем", "Игра волн", "Разговор ветра с морем", "Туманы", "Вереск", "Ветер на равнине" и т.п. Во многих пьесах К.Дебюсси находят огромное количество авторских указаний для исполнителей: "как нежная и грустная жалоба", "вспыльчиво", "колко", "тихо звучит в густом тумане"… Одно из популярных творений К.Дебюсси – "Лунный свет" ("Clair de Lune"), один из четырех фрагментов "Бергамасской сюиты", написанной композитором в 28 лет. "Лунный свет" (первое наименование "Сентиментальная прогулка") навеян творчеством поэта П.Верлена. Неповторимая грация композиции, струящаяся, тонкая музыкальная ткань создают образ света Луны, словно через листву дерева. Выдающийся пианист Э.Гилельс исполняет "Лунный свет" К.Дебюсси (арх. № ф. 4, ед. уч. 39293).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика