РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

135-летие со дня рождения венгерского композитора И.Кальмана (1882 – 1953 г.)

Версия для печати

Имре (Эммерих) Кальман, выдающийся композитор, любил музыку с раннего детства. И учился он сразу в двух школах – классической гимназии и музыкальной школе. Мальчик вообще отличался редкостным упорством и трудолюбием. По причине бедности семьи И.Кальману пришлось оставить учение и начать зарабатывать на жизнь, что он и делал, давая уроки латыни и греческого языка. Музыкой же занимался самостоятельно. Ему удалось поступить в музыкальное училище, и одновременно давать концерты, которые принесли юному музыканту некоторую известность и скромный доход. Занимался И.Кальман музыкой даже слишком интенсивно, так как в результате этого повредил мизинец, и эта травма положила конец мечтам о карьере музыканта-исполнителя. И.Кальман перешел в класс композиции, начал писать симфоническую музыку, которая успеха не имела. После окончания музыкального училища он все же сумел поступить в музыкальную академию и, по настоянию родственников, на юридический факультет. Ценой невероятных усилий юноша окончил сразу два учебных заведения и стал юристом и дипломированным музыкантом. В то время И.Кальман работал в газете, сочиняя критические статьи для музыкальной колонки. В 1905 г. ему удалось выиграть премию Будапештской музыкальной академии за цикл песен, но это не помогло И.Кальману опубликовать свои произведения. Однажды грустно пошутил: так он дойдет до того, что начнет сочинять оперетты! Оперетта считалась в те времена "низким жанром", но именно И.Кальман сумел поднять этот жанр на небывалую высоту, сделать его необычайно популярным. В начале 20-го века жанр оперетты пребывал в глубоком кризисе после смерти И.Штрауса в 1899 г. Имре Кальман от отчаяния и безысходности заперся в съемной квартире и стал сочинять. Так появилась его оперетта "Осенние маневры" (1908 г.), прошедшая с ошеломляющим успехом в Берлине, Гамбурге, Вене. В последующие годы были написаны принесшие И.Кальману мировую славу и признание "Солдат в отпуске" (1910 г.), "Цыган-премьер" (1912 г.), "Королева чардаша" (более известная как "Сильва", 1915 г.). Наивысшего расцвета творчество И.Кальмана достигло в 1920-е гг. В это время он живет в Вене и создает "Баядеру" (1921 г.), "Графиню Марицу" (1924 г.), "Принцессу цирка" (1926 г.), "Фиалку Монмартра" (1930 г.). Оперетта "Принцесса цирка" была настоящим триумфом композитора, арии из нее стали необычайно популярны, их распевали везде. Так как действие частично происходит в России, одна из первых постановок оперетты прошла в Москве, в 1916 г. – в Петербурге. Столь же большим был и успех "Фиалки Монмартра", в Вене число постановок было рекордным – 170! И.Кальман стал одним из самых популярных авторов жанра оперетты. Мелодии просты, но оригинальны, поэтичны, выражают глубокие человеческие чувства. Кроме того, фундаментом музыки И.Кальмана стала народная песня. Критика отмечала, что финалы оперетт И.Кальмана всегда блестяще инструментованные симфонические картины. У публики даже создавалась иллюзия, что композитор сочиняет музыку с необычайной легкостью. Он не спешил разубеждать публику. В одном из писем к сестре он шутливо предписывает ей рассказывать о его работе так: "Мой брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесчисленное количество сигарет и папирос, рассказывают анекдоты… спорят, смеются, кричат… Это продолжается много месяцев. И вдруг в один прекрасный день оперетта готова". В 1930-е гг. И.Кальман пишет много киномузыки, историческую оперетту "Дьявольский наездник" (1932 г.). После захвата Австрии Германией И.Кальман эмигрирует сначала в Швейцарию, затем в США, и наконец с 1948 г. жил в Париже. За время эмиграции И.Кальман создал всего две оперетты – "Маринка" и "Аризонская леди", но они прежнего успеха не имели. Оперетты Имре Кальмана и сейчас пользуются успехом, так как он нашел свой стиль в этом жанре. Его произведения полны оптимизма, динамичности. И.Кальман написал 17 оперетт, 9 из них вошли в репертуар многих музыкальных театров мира. Одна из самых популярных оперетт И.Кальмана "Королева чардаша" ("Сильва") впервые была поставлена 17 ноября 1915 г. в Вене. Премьера прошла в огромным успехом, в дальнейшем "Сильва" была поставлена во многих европейских театрах. В Вене, например, прошло 200 спектаклей, а в Берлине оперетта шла ежедневно в течение 2 лет. Знаменитые оперные певицы считали за честь петь на сцене и сниматься в экранизациях "Сильвы". Сегодня арию Сильвы мы представляем в исполнении чешской оперной певицы (сопрано) Стефании Петровой, волею судьбы оказавшейся в СССР во время Великой Отечественной войны. С.Петрова работала в Московском театре оперетты в 1941 – 1944 гг., блистала в роли Сильвы. Знаменитый артист оперетты Г.Ярон в книге "О любимом жанре" (1960 г.) пишет о С.Петровой так: "Первоклассная опереточная артистка, прекрасная танцовщица (…). Исполнение Стефании Петровой всегда проникнуто женственностью, изяществом. В каждой роли у нее много тончайших нюансов. В ее исполнении не было и тени однокрасочности или прямолинейности". В 1944 г. С.Петрова вернулась с семьей в освобожденную Чехословакию, продолжила артистическую карьеру. Итак, ария Сильвы из оперетты И.Кальмана "Сильва" (арх. № ф. 540, оп. 11 "г", ед. уч. 184).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика