РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

130-летие премьеры оперы П.И.Чайковского "Чародейка"

Версия для печати

1 ноября (по новому стилю) 1887 г. в Мариинском театре в Петербурге впервые прозвучала опера П.И.Чайковского "Чародейка". Драма И.В.Шпажинского заинтересовала композитора не сразу. Работа над оперой началась в январе 1885 г. и шла с трудом. И.В.Шпажинскому, ставшему автором либретто, приходилось переделывать и сокращать свое произведение. Практически тем же самым занимался и П.И.Чайковский. Опера переделывалась много раз, даже перед самой премьерой. П.И.Чайковский закончил работу над оперой в 4-х действиях в мае 1887 г. Получилась народно-бытовая лирико-психологическая музыкальная драма с острыми столкновениями и трагедийными конфликтами. Действие оперы происходит в Нижнем Новгороде последней четверти 15-го века. Судьба оперы "Чародейка" была, да и сейчас остается сложной. На премьере в Мариинском театре дирижировал сам П.И.Чайковский. Реакция публики и критики на постановку была неоднозначной. Например, певице Э.К.Павловской, первой исполнительнице роли Кумы, пьеса И.В.Шпажинского показалась "грубой" и "антипатичной". В ответ П.И.Чайковский писал: "…То обстоятельство, что могучая красота женственности скрывается у Настасьи очень долго в оболочке гулящей бабы, скорее усугубляет сценическую привлекательность ее. Отчего вы любите роль Травиаты? Отчего вы должны любить Кармен? Оттого, что в этих образах, под грубой формой, чувствуется красота и сила". Действительно, в образах Дж.Верди, Ж.Бизе и П.И.Чайковского можно отыскать некоторое сходство. Однако у Настасьи в опере П.И.Чайковского глубоко русский народный характер. Недаром Б.В.Асафьев в своем очерке о "Чародейке" называл оперу "романом о русской девичьей душе". В музыке П.И.Чайковского слышны русские народные мелодии, обороты, типичные для русской народной песни. Среди опер П.И.Чайковского "Чародейка" выделяется, особенно в 1-м действии, массовыми народными сценами, в которых звучат величальные, шуточные песни, есть пляски и народные игры. "Чародейка" не имела большого сценического успеха, но П.И.Чайковский считал ее одним из своих лучших произведений. Несмотря на недостатки либретто, некоторые длинноты оперы, она является выдающимся явлением русского оперного творчества конца 19-го века. Вокальные партии "Чародейки" чрезвычайно трудны, требуют певцов с большими голосами обширного диапазона. Возможно, этим отчасти объясняется редкое обращение оперных театров к этой опере. Ариозо Кумы из 4 действия оперы "Чародейка" слушайте в великолепном исполнении выдающейся певицы Г.В.Вишневской и оркестра Большого театра под управлением Б.Э.Хайкина (запись 1963 г., арх. № ф. 4, ед. уч. 34258/59).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика