РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

115-летие со дня рождения народного артиста СССР М.М.Яншина (1902 – 1976 гг.)

Версия для печати

Михаил Михайлович Яншин, актер театра и кино, театральный режиссер полюбил театр с детства. Родители его посещали МХАТ, оперный театр Зимина и, таким образом, приобщили своих детей к искусству. М.М.Яншин говорил, что одним из сильнейших впечатлений детства была игра И.М.Москвина в роли царя Федора. В реальном училище будущий актер участвовал в драмкружке. М.М.Яншин позднее учился в Высшем техническом училище (ныне – МГТУ им. Н.Э.Баумана), а в 1919 г. добровольцем поступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, служил в войсках внутренней охраны, которые были задействованы в подавлении восстания Антонова в Тамбовской губернии. В армии Михаил Михайлович участвовал в самодеятельности – писал афиши, рисовал декорации, стоял "на занавесе". М.М.Яншин мечтал стать актером, но даже его близкие друзья актера в нем не видели. Друг М.М.Яншина В.П.Баталов (младший брат известного актера Н.П.Баталова) говорил ему: "Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером?" И все же молодой человек поступил во Вторую Студию МХАТ и, окончив ее, с 1924 г. и до конца жизни был актером МХАТ. Первое время ему доставались лишь эпизодические роли. Все изменилось в 1926 г.: М.М.Яншин получил роль Лариосика в спектакле "Дни Турбиных" по произведению М.А.Булгакова. Кумир М.М.Яншина И.М.Москвин накануне премьеры сказал ему: "Завтра ты проснешься знаменитым артистом". Эти слова оказались пророческими, работу молодого актера высоко оценил К.С.Станиславский. В последующие годы М.М.Яншин много работал, играя роли в спектаклях по произведениям П.Бомарше, К.Гольдони, В.П.Катаева, Н.В.Гоголя, М.А.Булгакова, Ф.М.Достоевского… Зрителям запомнился М.М.Яншин в роли доктора Гаспара Арнери в "Трех толстяках" Ю.К.Олеши. М.М.Яншин был единственным исполнителем этой роли, в 1930 – 1931 гг. он сыграл ее 91 раз. В 1930-х гг. Михаил Михайлович начал пробовать себя в режиссуре: поставил (совместно с Н.М.Горчаковым) спектакль "Шестая мира" в Московском Мюзик-холле (1931 г.), в Центральном театре Красной Армии (совместно с Ю.А.Завадским) спектакль "Мстислав Удалой". В 1934 – 1939 гг. М.М.Яншин стал художественным руководителем Московского театра ЦК Профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР, в 1937 – 1941 г. – руководителем театра "Ромэн". В театре "Ромэн" М.М.Яншин поставил ряд спектаклей: "Цыганы", "Кровавая свадьба", "Чудесная башмачница", "Макар Чудра", "Действующие лица" и другие. В годы Великой Отечественной войны М.М.Яншин на Кавказе организовывал художественную самодеятельность среди бойцов Красной Армии, ставил концертные программы, затем в Москве, во МХАТе сыграл несколько ролей. Вообще в этом театре М.М.Яншин сыграл 50 ролей, и в этих работах проявились разносторонность, многогранность таланта актера, роли были и комические, и драматические. Среди работ заметной стала роль Маргаритова в спектакле по пьесе А.Н.Островского "Поздняя любовь". В образе Маргаритова М.М.Яншин выходил на сцену 440 раз. После войны он ставил спектакли во МХАТе. В 1950 – 1963 гг. М.М.Яншин стал главным режиссером Московского драматического театра им. К.С.Станиславского, поставил спектакли "Грибоедов", "Девицы-красавицы", "Бесприданница", "Дни Турбиных", "Чайка" и др. В кино М.М.Яншин начал сниматься еще в 1920-х гг. Особенно известны его киноработы в лентах "Свадьба", "Шведская спичка", "Двенадцатая ночь". Яркой особенностью М.М.Яншина был его неповторимый голос, и этим голосом он озвучил множество мультфильмов: голосом М.М.Яншина говорит Крот в "Дюймовочке", Царь в "Вовке в Тридевятом царстве". Часто актеру приходилось озвучивать бегемотов, видимо внешность Михаила Михайловича ассоциировалась с этим животным, но бегемоты всегда были разные, так как М.М.Яншин даже к работам в мультипликации подходил весьма серьезно. Рассказывают, что как-то пришлось ему озвучивать Огурца. Актер поинтересовался у создателей фильма судьбой и характером своего героя. На вопрос, зачем ему это надо, ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, другое – перед тем, как хозяйка закатает его в банку – и изобразил оба варианта. Художникам фильма пришлось внести поправки в нарисованный ими образ огурчика. Близкие вспоминают М.М.Яншина как доброго, открытого человека. Известный актер Е.Я.Весник отзывался о Михаиле Михайловиче так: "Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чем-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно поиграть на бегах и "поболеть" за футболистов "Спартака", не способный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики – дорогой Михаил Михайлович Яншин". Он работал до своих последних дней. В 1975 г. на радио состоялась премьера звуковой книги "Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает". Последней ролью его стала работа в телеспектакле "Соло для часов с боем". Последний раз М.М.Яншин вышел на сцену МХАТа в "Трех сестрах" в роли Чебутыкина 19 февраля 1976 г. А сейчас – миниатюра "Истинное происшествие, рассказанное Ф.Раневской и М.Яншиным" (журнал "Кругозор", 1967 г., № 11. Арх. № ф. 21, оп. 4 "м", ед. уч. 9).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика