РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

110-летие со дня рождения летчицы П.Д.Осипенко (1907 – 1939 гг.)

Версия для печати

Знаменитая летчица Полина Денисовна Осипенко росла в многодетной рабочей семье, поэтому смогла окончить 2 класса церковно-приходской школы, а потом пришлось работать няней, батрачить. После Октябрьской революции работала она на колхозной птицефабрике, благодаря своему боевому характеру стала заведующей. Небо стало ее мечтой после того, как она вместе с односельчанами увидела впервые самолет, приземлившийся по колхозном поле, и девушку-пилота. В 1926 г. П.Д.Осипенко вышла замуж за своего односельчанина военного летчика, а позднее уехала к муже в Качу. В Качинскую школу военных летчиков ее не приняли, но, работая в столовой на аэродроме, П.Д.Осипенко постепенно научилась управлять У-2. Когда в школу приехал К.Е.Ворошилов, девушка упросила разрешить ей поступить в школу. В 1933 г. П.Д.Осипенко закончила школу и стала летчицей, была командиром звена в истребительной авиации. Получив отпуск, П.Д.Осипенко приехала в село Ново-Спасовка в летной форме. Колхозники спрашивали: "Скажи правду, ты в самом деле летаешь, или просто ходишь в военной форме?". Сомневалась даже мать летчицы. После отпуска П.Д.Осипенко уехала в часть вместе с матерью. На ее глазах Полина Денисовна поднялась на самолете в воздух, делала фигуры высшего пилотажа – "петли Нестерова", "бочки", "штопоры"… Мать после полета сказала: "Теперь верю, что ты летаешь, расскажу всему селу". П.Д.Осипенко была необычайно упорна, трудолюбива, совершенствовалась как летчица. В 1937 г. ею был установлен ряд мировых рекордов, в том числе взлет на высоту 6000 м, что являлось повторением рекорда итальянской летчицы Негрон. В мае этого года именно П.Д.Осипенко поставила рекорд высоты для женщин в открытой кабине – 8804 м на ненагруженном самолете, а спустя 2 дня – мировой рекорд – 7000 м с грузом 1 т. Летом 1938 г., во время подготовки к рекордному полету на гидросамолете МП-1, выяснилось, что П.Д.Осипенко не умеет плавать (а это умение было необходимо), и она научилась за 2 дня. Беспосадочный перелет Севастополь – Архангельск, идея которого был выдвинута П.Д.Осипенко, должен был связать Черное и Белое моря. При подготовке к полету девушки-летчицы тщательно изучили маршрут, выезжали в Архангельск для осмотра будущего места посадки, Холмовского озера. Полет проходил 2 июля 1938 г. над сушей, что исключало возможность вынужденной посадки, в густой облачности, почти все время "вслепую". Несколько раз за время полета наступало обледенение самолета. В результате был установлен мировой рекорд: за 10 часов 33 минуты самолет П.Д.Осипенко (командир), М.М.Расковой (штурман) и В.Ф.Ломако (второй пилот) преодолел 2416 км с грузом 5,5 т. Сразу после приводнения на озере Холмовское к самолету подошли два спортивных комиссара, осмотрели авиационные приборы и зафиксировали мировой рекорд. Вскоре после перелета Севастополь – Архангельск был осуществлен беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток на самолете "Родина". На этот раз командиром стала В.С.Гризодубова, М.М.Раскова снова была штурманом, а П.Д.Осипенко – вторым пилотом. Для Полины Денисовны главным было участие в полете, даже вторым пилотом. Полет проходил 24 – 25 сентября 1938 г. в трудных условиях: густая облачность, отсутствие видимости давали возможность определять направление только по приборам. За Уралом оборвалась связь и была пропущена заправка топливом в Комсомольске-на-Амуре. Топлива оставалось на 30 минут. Летчицы приняли решение о посадке в тайге, причем в целях безопасности М.М.Раскова приземлилась на парашюте. Сели у реки Амгунь. Поиски самолета велись от Байкала до Охотского моря и местными жителями, и силами ВВС. 3 октября отважный экипаж был обнаружен. Дальность полета составила 6450 км. За этот подвиг членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. В мае 1939 г. майор П.Д.Осипенко, работая инспектором военно-воздушных сил при Генеральном Штабе, участвовала в сборах командиров для тренировки слепых полетов на Курсах усовершенствования начальствующего состава. 11 мая 1939 г. П.Д.Осипенко должна была выполнять тренировочный полет. Вместо отсутствующего на сборах летчика напарником ее оказался начальник Главной летной инспекции ВВС РККА А.К.Серов. П.Д.Осипенко находилась во время полета в закрытой кабине, вела машину вслепую. А.К.Серов в передней открытой кабине корректировал полет. Затем летчики поменялись местами. Машину, врезавшуюся в землю, нашли у села Высокое, пилоты погибли. Причиной катастрофы признали ошибки А.К.Серова в пилотировании при полете на малой высоте, при этом П.Д.Осипенко не смогла скорректировать действия А.К.Серова и вмешаться в управление самолетом. Так трагически оборвалась жизнь двух замечательных летчиков. Вспоминая П.Д.Осипенко в день ее юбилея, предлагаем послушать выступление прославленной летчицы 18 августа 1938 г. в День авиации о достижениях советских авиаторов (арх. № ф. 1, оп. 1 "г", ед. уч. 6).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика