РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

100-летие со дня рождения режиссера Ю.П.Любимова

Версия для печати

Всемирно известный театральный режиссер, актер, педагог, народный артист Российской Федерации Юрий Петрович Любимов родился, можно сказать, в канун Великой Октябрьской революции. Родители его позднее были репрессированы. В 1939 г. Ю.П.Любимов окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина при Театре им. Е.Вахтангова. Пришлось ему и участвовать в советско-финской войне. В 1941 – 1945 гг. Ю.П.Любимов был в составе Ансамбля песни и пляски НКВД, выступал как конферансье. Выступления проходили на линии фронтов Великой Отечественной войны. С 1946 г. он поступил в труппу Театра им Е.Вахтангова, служил в театре до 1964 г., стал одним из ведущих артистов. Ю.П.Любимов играл в театре разнообразные роли в спектаклях "Сирано де Бержерак", "Молодая гвардия, "Накануне", "Ромео и Джульетта", "Идиот", "Маленькие трагедии" и других. В 1959 г. Ю.П.Любимов дебютировал как режиссер, поставив спектакль по пьесе А.А.Галича "Много ли человеку надо". Ю.П.Любимов снялся в 18 кинофильмах, таких, как "Беспокойное хозяйство" (1946 г.), "Кубанские казаки" (1950 г.), "На подмостках сцены" (1956 г.) и других. В 1964 г. Ю.П.Любимов возглавил вновь созданный Театр драмы и комедии на Таганке. Неслучайно Юрия Петровича Любимова называют реформатором российского театра. Первый сезон Театра на Таганке открылся 23.04.1964 г. спектаклем "Добрый человек из Сезуана". Спектакль поразил всех художественным уровнем и новизной. В нем были использованы новые драматические приемы, он был насыщен танцами, элементами пантомимы, декламацией, песнями. Спектакль был технически сложен и в нем проявилась зрелость режиссуры Ю.П.Любимова, которая, в свою очередь, проявила мастерство актеров. В первые годы жизни театра значительное место в его репертуаре занимали поэтические представления: "Антимиры" по поэзии А.А.Вознесенского (1965 г.), "Павшие и живые" по стихам поэтов военного и послевоенного поколений (1965 г.), "Послушайте" по поэзии В.В.Маяковского (1967 г.). Причем это были не композиции, а именно спектакли. В постановках Ю.П.Любимова сквозными стали темы человека и общества, взаимоотношений художника и общества. Творчество поэтов давало все новые и новые импульсы режиссуре Ю.П.Любимова. Знаковыми стали его спектакли "Пугачев" (1967 г., по поэзии С.А.Есенина), "Под кожей статуи Свободы" (1972 г., по стихам Е.А.Евтушенко), "Владимир Высоцкий" (1981 г.) и другие. Ю.П.Любимов занимался и инсценировками прозаических произведений М.Ю.Лермонтова, Д.Рида, М.Горького, Н.Г.Чернышевского, Ю.В.Трифонова, Ф.М.Достоевского, Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, ставил пьесы А.Н.Островского, В.Шекспира и т.д. К середине 1970-х гг. Театр на Таганке стал одним из театральных центров мира. Каждая новая постановка Ю.П.Любимова воспринималась как событие в театральном искусстве и жизни страны. По словам самого режиссера, он почти не видел неба, большую часть суток пребывая в театре. Одновременно Юрий Петрович успевал ставить спектакли, в том числе и оперные, во многих театрах Европы. 1980-е годы были тяжелыми и для режиссера, и для театра в целом: спектакли "Владимир Высоцкий" (1981 г.) и "Борис Годунов" (1982 г.), репетиции "Театрального романа" по М.А.Булгакову (1983 г.) были запрещены. В марте 1984 г. Ю.П.Любимов был освобожден от должности руководителя театра, вскоре последовал Указ о лишении его советского гражданства. С 1984 г. Ю.П.Любимов жил за границей, ставил спектакли в оперных театрах Парижа, Чикаго, Англии, Германии, Италии (Турин, Милан, Болонья). В 1988 г. Ю.П.Любимов приехал в Москву, восстановил спектакли "Борис Годунов" и "Владимир Высоцкий", поставил спектакль по произведениям Б.А.Можаева "Живой". Еще через год Юрию Петровичу Любимову было возвращено советское гражданство. Активная творческая жизнь продолжалась, появлялись новые спектакли, театр на Таганке гастролировал за рубежом. Ю.П.Любимов покинул Театр на Таганке 16.07.2011 г. в результате конфликта с труппой. Поэт Д. Самойлов написал: "Ю.Любимов в высокой степени наделен чувством композиции. Он умеет статику поэтического эпизода перевести в действие даже там, где, на первый взгляд, действия нет. Он умеет сталкивать на сцене контрасты, остро чувствует эмоциональное состояние зрителя". На вечере, посвященном творчеству А.А.Вознесенского, Ю.П.Любимов читал фрагменты стихотворения А.А.Вознесенского "Похороны Гоголя Николая Васильевича" (1973 г.), каковую запись и представляем вашему вниманию (запись 04.06.1974 г. Арх. № ф. 13, оп. 4 "м", ед. уч. 96).

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика