Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Москва и москвичи
Теги: Москва и москвичи, Москва, Лепешинская О.В, Лепешинская, Остужев А.А., Остужев, Манизер М.Г., Манизер, Вертинский А.Н., Вертинский, Ленин В.И., Ленин, Андреев Л.Н., Андреев, Вересаев В.В., Вересаев, Качалов В.И., Качалов

Неглинная улица

Сегодня мы хотим рассказать вам о самой молодой улице из больших радиальных улиц центра Москвы. Это Неглинная улица, и связано это название с рекой Неглинкой, которая впадала в Москву-реку у подножия Боровицкого холма. С конца 15-го века по течению реки стоял Пушечный двор, Неглинка перед ним была запружена. В пруд сбрасывали отходы производства, он был загрязнен и носил название "Поганый пруд". В 17 веке по берегам Неглинки стояли дворы звонарей и сторожей кремлевских соборов, располагались огороды и пустыри. Неглинка, несмотря на свои скромные размеры, во время половодья и сильных дождей сильно разливалась, затапливая все вокруг. В 1775 г. по плану Екатерины II решено было "урегулировать" местность, заключив реку в открытый канал, по берегам которого устроить бульвары для прогулок москвичей. Был также проложен водопровод и выстроены на берегах Неглинки фонтаны. После московского пожара 1812 г. Комиссия для строения г. Москвы постановила:

"Возвышение, где находился старый Пушечный двор (снесенный в 1803 г.), планировать, а открытый канал с бассейнами, внизу сего возвышения пролегающий, по недостаточному в нем течению воды от накопляющейся нечистоты, производящей неприятность в воздухе, перекрыв арками, засыпать".

Это и было осуществлено: в 1817-1819 гг. река Неглинка от Самотечной площади до устья была спрятана под землю. Над подземным руслом от Театрального проезда до Трубной площади была устроена улица Неглинный проезд. До революции в Москве была еще Неглинная улица - вдоль ограды Александровского сада. В начале 1920-х гг. проезд получил статус улицы, а старую Неглинную улицу переименовали в Манежную. Неглинная улица с 1820-х гг. стала интенсивно застраиваться. Участки под застройку продавались привилегированным лицам по низким ценам с рассрочкой уплаты на 5 лет, с обязательством застроить участок в течение 5 лет каменными домами не ниже 13 аршин высотой. В это время улица оказалась застроена в основном двухэтажными домами. Несмотря на то, что река уже находилась в подземном коллекторе, она все равно в половодье и во время сильных дождей из-за переполнения коллектора затапливала и улицу, и близлежащие переулки. С 1872 г. по Неглинной ходила конка, которая позднее была заменена трамваем (снят в 1947 г.). Во второй половине 19 - начале 20 веков на Неглинной улице появились весьма представительные здания с торговыми помещениями на первых этажах.

Дом 6. Это здание было построено в 1822 г. архитектором О.И.Бове для сиротского училища. С 1863 г. в нем располагается старейшая и признанная театральная школа Москвы - Высшее Театральное училище им. М.С.Щепкина. Училище было основано по высочайшему указу Императора Александра I в 1809 г. для подготовки кадров для балетных трупп и драматических театров, в том числе для Малого театра. М.С.Щепкин преподавал здесь около 30 лет, создал актерскую школу. Программу обучения по драматургии разработал драматург А.Н.Островский. В разные годы учились здесь знаменитые актеры М.Н.Ермолова, А.А.Остужев, знаменитые балерины М.М.Плисецкая, О.В.Лепешинская и др.

Лепешинская О.В. Выступление о музыке композитора К.Караева к балету "Тропою грома"
Запись 1960 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 1778

Время звучания: 
1 мин. 08 сек.

neglinnaya_ulica_1._o._lepeshinskaya.mp3

Александр Алексеевич Остужев (1874-1953 гг., настоящая его фамилия Пожаров), русский актер, народный артист СССР, до революции 1917 г. играл в разных театрах. В 1902 г. пришел он в Малый театр и служил там до конца жизни. К 1910 г. он полностью потерял слух, но продолжал играть, в том числе в новых постановках шекспировских комедий "Венецианский купец", "Буря", "Двенадцатая ночь". Остужев создал собственную методику работы, чтобы остаться на сцене – запоминал полностью слова всех ролей, чтобы читать по губам реплики других актеров, при этом полностью контролировал свой голос. Конечно, это не устраняло проблем с режиссерами и ролей у артиста было не много. В 1935 г. он сыграл с большим успехом роль Отелло. К концу 1937 г. спектакль был сыгран 100 раз. В 1937 г. Остужев сыграл роль Скупого рыцаря в спектакле по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина. В годы Великой Отечественной войны Остужев в составе театральных бригад выступал перед фронтовиками. В июне 1941 г. он исполнил по радио стихи В.И.Лебедева-Кумача "Священная война", после чего была написана к ним музыка и появилась песня "Священная война".

Остужев А.А. "Скупой рыцарь", трагедия А.С.Пушкина, Монолог Барона
Запись 1938 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 35006

Время звучания: 
8 мин.16 сек.

neglinnaya_ulica_2._a._ostuzhev.mp3

Дом 12. В 1894 г. на месте усадьбы А.П.Волынского и более поздних строений было возведено здание Московской конторы Госбанка Российской империи, сейчас там располагается Государственный банк РФ.

Дом 13. Одним из замечательных объектов на Неглинной улице является Петровский пассаж, построенный в 1906 г., имеющий выходы как на Неглинную улицу, так и на Петровку. Первые пассажи – крытые галереи между двумя улицами, со стеклянными крышами и магазинами появились в Москве еще 200 лет назад. Пассажи строили из-за нехватки уличных фасадов для магазинов. Самый первый московский пассаж - галерея Голицина на Неглинной ул. рядом с Малым театром – не сохранился. Петровский пассаж принадлежал богатой московской домовладелице В. Фирсановой. Перекрытия Петровского пассажа разработал известный инженер В.Шухов. В пассаже размещались магазины многих известных торговых домов. После революции 1917 г. все магазины были убраны, и в пассаже разместились постоянная промышленная выставка, кинотеатр, фабрика по пошиву белья для Красной Армии. В 1921 г. на стене здания со стороны Петровки появился барельеф "Рабочий", созданный скульптором Матвеем Генриховичем Манизером (1891-1966 г.), академиком АХ СССР, народным художником СССР. Впоследствии Манизер создал ряд произведений, ставших классикой социалистического реализма. Он автор посмертной маски И.В.Сталина, а также памятников Кирову, Чапаеву, И.Павлову, Т.Шевченко и др. Манизер создал серию монументов для станций Московского метро "Площадь революции", "Измайловская" (ныне "Партизанская"), "Белорусская"-кольцевая. Манизером также создан ряд памятников В.И.Ленину, который стали эталоном для скульптурных изображений вождя.

Манизер М.Г. Выступление о работе над памятником Ленину. Радиожурнал "Год 60-й. Новости литературы и искусства", № 2
Запись 15.04.1960
Арх. № ф. 1, ед. уч. 3848

Время звучания: 
2 мин. 32 сек.

neglinnaya_ulica_3._m._manizer.mp3

Магазины в Петровским пассаже открылись вновь в 1928 г. Здесь расположились и другие учреждения – научно-исследовательский комбинат "Дирижаблестрой" (здесь работал итальянский конструктор У.Нобиле), аукционный зал, клубы предприятий. В годы Великой Отечественной войны пассаж превратился в огромную коммунальную квартиру, и лишь с 1960 г. в нем снова началась торговля.

Дом 14 - это знаменитые Сандуновские бани, открытые в 1808 г. актером Силой Николаевичем Сандуновым. Эти бани и сейчас популярны и славятся роскошными интерьерами. Позднее бани выкупила уже упомянутая В.Фирсанова. При ней в здании были устроены доходные квартиры, в одной их которых в 1902 г. жили А.П.Чехов с О.Л.Книппер.

Дом 19 занимает весь квартал и значится также по адресу Петровка, 18. Это был доходный дом, включающий гостиницу "Россия". После реконструкции 1911 г. в доме располагался "Петровский театр миниатюр", в котором еще до революции выступал известный эстрадный исполнитель А.Н.Вертинский, уже тогда поражая всех своим исполнительским мастерством.

Вертинский А.Н. "Лиловый негр"
Перезапись с пластинок зарубежных фирм 1920 – 1930-х гг.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 71720

Время звучания: 
2 мин. 37 сек.

neglinnaya_ulica_4._a._vertinsky.mp3

В первые годы Советской власти в помещениях Дом 19 часто устраивались разные пленумы и собрания, на которых выступал В.И.Ленин. Этот дом даже назывался в народе "Второй Дом союзов".

Ленин В.И. Речь "Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов"
Запись 1919 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 60880

Время звучания: 
2 мин. 00 сек.

neglinnaya_ulica_5._v._lenin.mp3

Дом 21 - многоквартирный доходный дом с магазинами. В нем в 1878-1883 гг. жила семья Ковалевских – С.В.Ковалевская, известный математик, и В.О.Ковалевский, геолог и палеонтолог, участник Парижской коммуны. Известен в Москве был и магазин издательства "Посредник", учредителем которого был Л.Н.Толстой. Здесь продавалась литература для широкого круга читателей и дешевые книги - от 1 копейки – таково было желание Л.Н.Толстого. В 1889-1903 гг. в доме располагалась редакция московской газеты "Курьер", с которой сотрудничали известные писатели, в том числе Л.Н.Андреев (1871-1919 гг.) и В.В.Вересаев (1867-1945 гг.). Леонид Николаевич Андреев, русский писатель, считается родоначальником русского экспрессионизма.

Андреев Л.Н. Выступление "О положении русского писателя"
Запись 1909 г.
Арх. № ф. 608, оп. 4, ед. уч. 56

Время звучания: 
2 мин. 39 сек.

neglinnaya_ulica_6._l._andreev.mp3

Викентий Викентьевич Вересаев, известный русский писатель, был еще и переводчиком, и литературоведом и – врачом. Он как врач участвовал в русско-японской войне, и в Первой мировой войне. Всероссийскую известность приобрел после издания в 1901 г. биографической и художественно-документальной повести "Записки врача", в которой описывает "изнутри" проблематику, философию и этику врачебной профессии, взаимоотношения врача и общества. При жизни писателя книга переиздавалась 14 раз, переведена на все европейские языки и на японский. В.В.Вересаев автор романов, повестей, рассказов.

Вересаев В.В. "Записки врача", фрагмент
Запись 1913 г.
Арх. № ф. 608, оп. 4, ед. уч. 60/2

Время звучания: 
2 мин. 56 сек.

neglinnaya_ulica_7._v._veresaev.mp3

Дом 29 выходит и на угол Петровского бульвара. В 1864 г. на месте популярного "Афонькиного кабака" с банями появился ресторан "Эрмитаж". Как-то на Трубной площади в табачной лавочке встретились купец первой гильдии Я.Пегов и Люсьен Оливье, французский кулинар. Знакомство состоялось благодаря пристрастию обоих к нюхательному табаку. И решили они открыть трактир-ресторан с гостиницей и банями. Вскоре ресторан Оливье-Пегова стал одним из любимых мест московской интеллигенции того времени. С этим рестораном связано, как говорят, появление любимого в России салата "оливье". Рассказывают, что Оливье готовил блюдо "майонез из дичи", а вовсе не салат. Блюдо было таким: ломтики отварного филе рябчиков и куропаток, кубики желе из бульона, ломтики языка, раковые шейки раскладывались по краям блюда и поливались соусом "провансаль". В центре блюда располагалась горка из отварного картофеля, украшенная ломтиками крутых яиц и маринованными корнишонами. Интересно, что эта горка служила только украшением и не предназначена была для еды. Оливье был потрясен невежеством посетителей ресторана, которые не поняли его тонкого замысла: они ложкой перемешивали "майонез из дичи" вместе с горкой и затем накладывали в свои тарелки. В знак презрения обиженный Оливье сам смешал ингредиенты и полил их соусом "провансаль". В 1877 г. в ресторане "Эрмитаж" праздновали свадьбу П.И.Чайковского с А.Милюковой, в 1879 г. чествовали И.А.Тургенева. А в 1902 г. М.Горький организовал здесь банкет по случаю триумфальной премьеры своей пьесы "На дне" в Московском художественном театре. А в январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию – премию за лучшую пьесу, которая вручалась ежегодно с 1883 по 1917 гг. Спектакль в МХТ был поставлен К.С.Станиславским (который исполнил роль Сатина) и В.И.Немировичем-Данченко. Интересно, что на сценах императорских театров пьесу ставить было запрещено. Спектакль шел только в МХТ, а с 1905 г. на провинциальных сценах – только с разрешения местных властей и с большими купюрами. В дальнейшем пьеса "На дне" обошла театральные сцены всего мира и множество раз была экранизирована, в том числе и за рубежом.

Качалов В.И. Горький А.М. "На дне". Монолог Барона
Запись 1948 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 4404/3

Время звучания: 
1 мин. 51 сек.

neglinnaya_ulica_8._v._kachalov.mp3

Вот такова она, Неглинная улица, очертания которой полностью повторяют все изгибы реки, текущей под улицей в подземном коллекторе.

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2018.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?