Фонд № 77. «His Master`s Voice» (HMV)

«His Master`s Voice» — принадлежит английской компании «The Gramophone Company EMI Records», которая ведет свою историю от английского акционерного общества «Gramophone and Typewriter ltd.», созданного в 1899 г. на базе дочернего предприятия «Граммофонной компании Соединенных Штатов» (основана в 1893 г. Э. Берлинером). Название «HMV» появилось в 1899 г., когда акционерное общество «Gramophone …» купило у художника Ф. Барро картину, на которой была нарисована собачка, с удивлением заглядывающая в раструб граммофона. Это изображение стало эмблемой и торговой маркой общества. В 1900-х гг. марка «HMV» появилась на пластинках американской фирмы «Victor». Основанная в 1902 г. первая в России фабрика грампластинок также принадлежала обществу «Gramophone …». С 1913 г. это общество вошло в состав корпорации «EMI» («Electrical and Musical Industries») и марка «HMV» стала ее собственностью. «EMI» имеет во многих странах свои дочерние предприятия, которые также выпускают пластинки с маркой «HMV».

С маркой «HMV» с момента ее основания выпускаются, в основном, пластинки с записями классической музыки в исполнении выдающихся музыкантов.

Записи многих опер были осуществлены впервые именно под маркой «HMV».

Так в фонде «HMV», находящемся на хранении в РГАФД имеются четыре полные записи таких опер: Дж. Верди «Трубадур» в исполнении А. Гелли (бас), Б. Гармацци (бас), А. Гранфорте (баритон), Дж. Каллегари (тенор), М. Карены (сопрано), И. Каттанео (меццо-сопрано), А. Пертиле (тенор), О. де Франко (сопрано) в сопровождении хора и оркестра Миланского театра «Ла Скала» под управлением К. Сабайно; Г. Доницетти «Дон Паскуале» в исполнении Э. Бадини (баритон), А. Поли (баритон), А. Сарацени (сопрано), Т. Скипы (тенор) и др. в сопровождении оркестра Миланского театра «Ла Скала» под управлением. К. Сабайно; Р. Леонкавалло «Паяцы» в исполнении Л. Бори (баритон), Н. Палая (тенор), А. Сарацени (сопрано) и др. в сопровождении хора и оркестра Миланского театра «Ла Скала» под управлением. К. Сабайно; П. Масканьи «Сельская честь» в исполнении П. Биазини (баритон), Дж. Бревиарио (тенор), Д. Санчио (сопрано), О. де Франко (контральто) и др. в сопровождении оркестра Миланского театра «Ла Скала» под управлением. К. Сабайно.

В целом, оперная музыка представлена в фонде записями голосов великих певцов, в исполнении которых звучат отдельные партии из опер. Это такие звезды как: М. Базиола (баритон) (поет арию из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы»); М. Баттистини (баритон) (поет партии из опер Г. Берлиоза «Осуждение Фауста», Дж. Верди «Бал-маскарад» и «Эрнани», Дж. Россини «Вильгельм Телль»); Л. Бори (сопрано) (поет арию из оперы Дж. Пуччини «Богема»); А. Галли-Курчи (сопрано) (поет арии из опер Дж. Верди «Риголетто» и «Травиата», Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», Л. Делиба «Лакме», Дж. Мейербера «Динора» и «Северная звезда», Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан», Дж. Россини «Севильский цирюльник», А.Тома «Миньон»); М. Гальвани (сопрано) (поет арию из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»); А. Гранфорте (баритон) (поет арию из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы»); Б. Джильи (тенор) (поет арии из опер Дж. Верди «Аида» и «Травиата», Ж. Галеви «Жидовка», Г.-Ф. Генделя «Ксеркс», Ш. Гуно «Фауст», Г. Доницетти «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур», Э. Лало «Король города Ис», Р. Леонкавалло «Паяцы», П. Масканьи «Сельская честь», А. Понкьелли «Джоконда», Дж. Пуччини «Богема»); М. Журнэ (бас) (исполняет арию из оперы Дж. Мейербера «Гугеноты»); Э. Карузо (тенор) (поет арии из опер Ж. Бизе «Искатели жемчуга» и «Кармен», Дж. Верди «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло», «Риголетто», Ж. Галеви «Жидовка», Г.-Ф. Генделя «Ксеркс», А.К. Гомеса «Сальватор Роза», У. Джордано «Андре Шенье», Г. Доницетти «Любовный напиток», П. Масканьи «Сельская честь», Ж. Массне «Манон», «Сид», Дж. Мейербера «Африканка», А. Понкьелли «Джоконда», Дж. Пуччини «Богема», «Манон Леско», «Тоска», А.Г. Рубинштейна «Нерон»); И. Каттанео (меццо-сопрано) (поет арию из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила»); Ф. де Лючия (тенор) (поет арии из опер В.А. Моцарта «Дон Жуан, А. Тома «Миньон»); Дж. Мартинелли (тенор) (поет арии из опер Дж. Верди «Сила судьбы», П. Масканьи «Сельская честь»); Т. даль Монте (сопрано) (исполняет партии из опер Г. Доницетти «Дочь полка» и «Лючия ди Ламмермур»); А. Пертиле (тенор) (поет арии из опер У. Джордано «Андре Шенье», Р. Леонкавалло «Паяцы»); Р. Понсели (сопрано) (поет арии из опер Дж. Верди «Сила судьбы» и «Эрнани»); Т. Руффо (баритон) (поет арии из опер Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Риголетто», Р. Леонкавалло «Заза», «Паяцы», Дж. Мейербера «Африканка», Дж. Россини «Севильский цирюльник»); Т. Скипа (тенор) (поет арии из опер Р. Леонкавалло «Паяцы», Ж. Массне «Манон»); Ф. Таманьо (тенор) (поет арии из опер Ж. Массне «Иродиада», К. Сен-Санса «Самсон и Далила»); Л. Тетрацини (сопрано) (поет арии из опер Ф. Верачини «Розалинда», Дж. Верди «Риголетто», Дж. Россини «Севильский цирюльник»); Л. Тибетт (баритон) (поет арию из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы»); Б. Христов (бас) (поет арии из опер Дж. Верди «Дон Карлос», «Эрнани», М.П. Мусоргского «Борис Годунов»).

Есть в фонде также записи дуэтов из различных опер. Например, дуэт из оперы Дж. Верди «Дон Карлос» звучит в исполнении М. Баттистини (баритон) и Э. Корси (сопрано); дуэт из оперы Дж. Верди «Травиата» звучит в исполнении А. Галли-Курчи (сопрано) и Д. де Люка (баритон); дуэт Б. Джильи (тенор) и Д. де Люка (баритон) исполняют дуэты из опер Ж. Бизе «Искатели жемчуга» и А. Понкьелли «Джоконда»; совместно с М. Копильей (сопрано) Б. Джильи (тенор) исполняет дуэт из оперы Дж. Пуччини «Богема»; Э. Карузо (тенор) совместно с П. Амато (баритон) поет дуэт из оперы Дж. Верди «Сила судьбы», а вместе с Э. Дестин (сопрано) поет дуэт из оперы А.К. Гомеса «Гуарами»; дуэт Р. Понсели (сопрано) и Дж. Мартинелли (тенор) исполняет фрагмент из оперы Дж. Верди «Аида»; дуэт из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» звучит в исполнении Т. Руффо (баритон) и М. Гальвани (сопрано); Дж. Фаррар (сопрано) поет два дуэта из оперы Ж. Бизе «Кармен» — один с П. Амато (баритон), другой с Дж. Мартинелли (тенор); М. Шеридан (сопрано) совместно с А. Пертиле (тенор) поет дуэт из оперы У. Джордано «Андре Шенье» и дуэты из опер Дж. Пуччини «Манон» и «Чио-Чио-Сан».

Есть в фонде две записи квартетов из опер Дж. Верди «Риголетто» и Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в исполнении А. Галли-Курчи (сопрано), Л. Гомер (контральто), Б. Джильи (тенор) и Д. де Люка (баритон).
«HMV» была большим пропагандистом русской музыки и русской оперной школы. Поэтому в данном фонде есть записи и русских звезд — Д.А. Смирнова (тенор) (исполняет арии из опер М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», Н.А. Римского-Корсакова «Садко», П.И. Чайковского «Евгений Онегин»); Л.В. Собинова (тенор) (поет арии из опер Ж. Бизе «Искатели жемчуга», Р. Вагнера «Лоэнгрин», Г. Доницетти «Дон Паскуале», Ж. Массне «Вертер», «Манон», С. Монюшко «Галька», Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь», «Снегурочка», А.Тома «Миньон», П.И. Чайковского «Евгений Онегин»); Ф.И. Шаляпина (бас) (исполняет партии из опер В. Беллини «Норма», «Сомнамбула», А. Бойто «Мефистофель», А.П. Бородина «Князь Игорь», Дж. Верди «Эрнани», Ш. Гуно «Фауст», А.С. Даргомыжского «Русалка», Л. Делиба «Лакме», Г. Доницетти «Лукреция Борджиа», Дж. Мейербера «Роберт Дьявол», В.-А. Моцарта «Дон Жуан», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского-Корсакова «Садко», Дж. Россини «Севильский цирюльник», А.Г. Рубинштейна «Демон», А.Н. Серова «Вражья сила»).

Есть в фонде записи нескольких дуэтов из опер в исполнении русских певцов. Так, Л.В. Собинов (тенор) и А.В. Нежданова (сопрано) поют дуэты из опер Ж. Бизе «Искатели жемчуга» и Р. Вагнера «Лоэнгрин»; дуэт из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» звучит в исполнении Д.А. Смирнова (тенор) и М.С. Давыдовой (сопрано).

Вокально-камерная музыка представлена в фонде достаточно широко. Так, в исполнении М. Баттистини (баритон) звучат романсы Л.-В. Бетховена «Наслаждение» и Ш. Гуно «Вечер»; в исполнении Л. Бори (сопрано) — романс Л. Варне «Вальс колибри»; в исполнении А. Галли-Курчи (сопрано) — песня Сольвейг из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», романсы Э. дель Акуа «Ласточка», Т. Джордани «Друг дорогой», С. Ирадье «Голубка» и П. Тости «Серенада»; в исполнении Б. Джильи (тенор) — романсы Л. Денца «Дивные очи», «Если», Р. Дриго «Ноктюрн любви», С. Ирадье «Голубка», Э. де Куртиса «Вернись в Сорренто», «Лючия», «Моя Мария», «Страж», «Я думаю о тебе», Р. Леонкавалло «Маттината», А. Салливена «Последний аккорд», Э. Тальядерри «Серенада мандолины», Ф.П. Тости «Прощай», Ди Чиаро «Испанка», Ф. Шуберта «Серенада», неаполитанская песня «Санта Лючия»; в исполнении Э. Карузо (тенор) — романсы Ф.М. Альвареза «Гранада», Боулса «Твои глаза говорили», Гартнера «Доверчивые глаза», Л. Денца «Когда б вы поняли меня», Э. дель Капуа «О мое солнце», Э.де Куртиса «Твои слезы», Р. Леонкавалло «Две серенады», Ж. Массне «Элегия», Л. Меркантини «Гимн Гарибальди», Дж. Пасадаса «Счастливая ночь», Дж. Россини духовное песнопение «Stabat mater», А. Салливена «Утраченная гармония», П. Тости «Моя песня», «Прощай», П.И. Чайковского «Пимпинелла», «Серенада Дон Жуана», неаполитанские песни «Приди к морю» и «Санта Лючия»; в исполнении Д. Олдхэма (тенор) — романсы С.В. Рахманинова «В ночной тиши» и «Не пой, красавица»; в исполнении Т. Скипы (тенор) — романсы Калейи «Прощай, Гранада», Паломеро «Маленькая принцесса», М. де Фальи «Хота», Ю. Хуарте «Испанский мадригал»; в исполнении Л. Тетрацини (сопрано) — «Большой вальс», ор. 10 для голоса с оркестром Венциано и романс Ф. Эккерта «Эхо».

Вокально-камерная музыка в исполнении русских певцов также есть в фонде. Отметим некоторые: в исполнении Ю.С. Морфесси (баритон) звучат русские романсы «Как цветок душистый» и «Песня гусляра»; в исполнении В. Паниной (контральто) звучит романс Н.Н. Вилинского «Глаза»; романс «Средь шумного бала», ор. 38 № 2 П.И. Чайковского звучит в исполнении Л.В. Собинова (тенор); романс М. Пуарэ «Лебединая песня» звучит в исполнении Н.И. Тамары (меццо-сопрано); Ф.И. Шаляпин (бас) исполняет романсы Л.В. Бетховена «В гробнице мрачной», М.И. Глинки «Ночной смотр», А.С. Даргомыжского «Старый капрал», Ф. Кенемана «Как король шел на войну», Ж. Массне «Элегия», М.П. Мусоргского «Песня о блохе», Н.А. Римского-Корсакова «Пророк», А.Г. Рубинштейна «Персидская песня», Флежье «Рог», Р. Шумана «Два гренадера».

Самый обширный раздел фонда составляет жанр симфонической музыки. Невозможно перечислить все записи этого жанра. Назовем несколько записей наиболее крупных оркестров. В исполнении Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л. Стоковского звучат следующие произведения: фрагмент «Брандербургского концерта» № 2 фа-мажор, Прелюдия си-бемоль минор, ор. 1 И.-С. Баха; Марш из драматической поэмы «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза; Симфония № 7 ля мажор, ор. 92 Л.В. Бетховена; Фрагмент из музыки к драме «Арлезианка» и Антракт из оперы «Кармен» Ж. Бизе; Симфония № 2 ре мажор, ор. 73 Й. Брамса; Финал из оперы «Гибель богов» и Увертюра из оперы «Риенци» Р. Вагнера; «Приглашение к танцу», ор. 65 К. М. Вебера; Пасторальная симфония «Мессия» Г.-Ф. Генделя; Прелюд «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси; «Венгерская рапсодия» № 2 Ф. Листа; «Светлый праздник» («Воскресная увертюра»), ор. 36 и симфоническая сюита «Шехерезада», ор. 35 Н.А. Римского-Корсакова; пьеса «Пляска смерти» и фрагмент оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса; Симфоническая поэма «Финляндия», ор. 26 № 7 Я. Сибелиуса; «Поэма Экстаза», ор. 54 А.Н. Скрябина; полная запись балета И.Ф. Стравинского «Весна священная»; Симфония № 4 фа минор, ор. 36, Симфония № 5 ми минор, ор. 64 и «Вальс цветов» из сюиты «Щелкунчик», ор. 71А П.И. Чайковского; Симфония № 8 («Неоконченная») си минор Ф. Шуберта.

Бостонский симфонический оркестр под управлением С.А. Кусевиц¬кого исполняет Симфонию № 6 соль мажор «Сюрприз» Й. Гайдна, «Болеро» М. Равеля, пьесу «Гимнопедия» Э. Сати и К. Дебюсси, Симфонию № 6 ми минор, ор. 74 П.И. Чайковского.

Лондонский симфонический оркестр под его же управлением исполняет Симфонию № 5 до минор, ор. 67 Л.-В. Бетховена и Симфонию № 88 соль мажор Й. Гайдна.

Нью-йоркский филармонический оркестр под управлением А. Тосканини исполняет увертюру из оперы «Травита» Дж. Верди, симфонию № 101 «Часы» ре мажор Й. Гайдна, увертюру Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь», Симфонию № 35 ре мажор В.-А. Моцарта, увертюру из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник».

Интересную подборку представляют записи произведений английского композитора Э. Элгара в исполнении различных оркестров под управлением самого автора. Так Лондонский симфонический оркестр исполняет Симфонию № 2 ми бемоль мажор, ор. 63; Коронационный марш № 3 ре минор; Коронационный марш № 4 соль мажор; Сюиту «Жезл юности»; сюиту «Корона Индии», «Детскую сюиту». Новый симфонический оркестр исполняет «Майскую песню». Симфонический оркестр ВВС исполняет увертюру «Кокни», ор. 40. Оркестр «Альберт Холла» исполняет пьесу «Вечерняя песня», ор. 15 № 1; пьесу «Утренняя песня», ор. 15 № 2; вариации «Энигма», ор. 36, вариации 1-14; ораторию «Свет жизни», ор. 29.
В исполнении оркестра королевской оперы «Ковент Гарден» под управлением Ю. Гуссенса звучат произведения: Сюита соль мажор И.С. Баха; «Венгерский марш» Г. Берлиоза; фрагмент сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»; фрагмент из балета «Лавка чудес» О. Респиги; симфоническая поэма «Проклятый охотник» С.Франка; «Военный марш» Ф. Шуберта.

В исполнении Лондонского симфонического оркестра под его же управлением звучат «Балетная сюита» ля мажор, ор. 52 А.К. Глазунова; Испанский танец № 1 Э. Гранадоса; Чардаш и Мазурка из балета Л. Делиба «Коппелия».

Новый симфонический оркестр также под его управлением исполняет симфоническую поэму А. Бакса «Тентажиль» и Испанский танец № 3 Э. Гранадоса.

Сюита М. Машковского «Из всех стран» и Вальс из оперы Э. Хумпердинка «Гендель и Гретель» звучат в исполнении оркестра Берлинской государственной оперы под управлением К. Шмальштиха.

Симфонический оркестр под его же управлением исполняет увертюру из оперы Ф.А. Буальдье «Калиф Багдадский», вариации на темы балета «Копеллия» Л. Делиба, увертюру из оперы В.-А. Моцарта «Дон Жуан» и фантазию на тему оперы Б. Сметаны «Проданная невеста».

В исполнении оркестра королевской оперы «Ковент Гарден» под управлением Дж. Барбиролли звучат «Интермеццо» П. Масканьи и увертюра из оперы У. Уолле «Маритана».

Симфонический оркестр под его же управлением исполняет симфоническую рапсодию «Май-Дун» Дж. Айрленда, Симфонию № 3 А. Бакса, увертюру из оперы М. Балфа «Богемская девушка», фантазию «Песня перед восходом» Ф. Дилиуса, симфонию № 5 ре мажор В. Уильямса.

В исполнении симфонического оркестра ВВС под управлением А. Боулта звучат Сюита № 3 до мажор И.-С. Баха, Симфония № 8 фа мажор, ор. 93 Л.В. Бетховена, «Музыка для струнного оркестра» А. Блисса, увертюра Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь», ор. 61, увертюра из оперы «Так поступают все женщины» В.-А. Моцарта, «Портсмутская увертюра» У.Т. Уолтона, сюита «Планеты», ор. 32 Г. Холста, симфония № 7 соль мажор Ф. Шуберта, увертюра «Манфред», ор. 115 Р. Шумана.

Симфонический оркестр под управлением П. Копполы исполняет «Ноктюрн» из цикла «Облака» К. Дебюсси, ряд произведений М. Равеля — фрагмент из оперы-балета «Дитя и волшебство», пьесу «Отражение» из цикла «Альборада» и пьесу «Павана на смерть инфанты», а также «Испанский танец» из оперы «Жизнь коротка» и фрагмент балета «Любовь волшебница» М. де Фальи.

В исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением М. Саржента звучат «Менуэт» Л. Боккерини, «Маленькая концертная сюита» и сюита «Свадебное празднество Гайаваты» по поэме Г. Лонгфелло С. Колридж-Тейлора, Прелюдия си минор, ор. 3 С.В. Рахманинова, симфоническая поэма Я. Сибелиуса «Финляндия», сюита М. де Фальи «Треуголка», музыка к пьесе «Розалинда из Кипра» Ф. Шуберта.

Оркестр Берлинской государственной оперы под управлением Л.Блеха исполняет «Балетную сюиту» Х.В. Глюка и увертюры из опер В.А. Моцарта «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины».

Фантазии на темы из опер Дж. Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», Р. Леонкавалло «Паяцы», П.Масканьи «Сельская честь» и Дж.Пуччини «Чио-Чио-Сан» звучат в исполнении оркестра под управлением М. Вебера.

Оркестр королевской оперы «Ковент Гарден» под управлением Л. Коллингвуда исполняет пьесы П. Грейнджера «Молли на берегу» и «Пастушечий окрик», а также «Вечернюю песню», ор. 15 № 1 и «Утреннюю песню», ор. 15 № 2 Э. Элгара.

Лондонский симфонический оркестр под управлением Э. Коутса исполняет Симфонию № 19 ре минор, ор. 125 Л.-В. Бетховена, сюиту Э. Коутса «Летние дни» и симфоническую фантазию «Франческа да Римини», ор. 32 П.И. Чайковского.

«Уэльская рапсодия» Б. Германа и «Лирическая сюита», ор. 54 Э. Грига звучат в исполнении того же оркестра под управлением Л. Рональда.

Тот же оркестр под управлением Г. Абендрота исполняет Симфонию № 1 до минор, ор. 68 и Симфонию № 4 ми минор, ор. 98 Й. Брамса.

Под управлением Дж. Тайли этот оркестр исполняет фантазию Ф. Дилиуса «В летнем саду».

Симфония «Сиеста» и сюита «Фасад» У.Т. Уолтона звучат в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением автора.

Оркестр королевской оперы «Ковент Гарден» под управлением В. Беллеццо исполняет увертюру из оперы П. Масканьи «Маски».

«Испанская рапсодия» Э. Шабрие звучит в исполнении Детройтского симфонического оркестра под управлением О. Габриловича.

Оркестр Берлинской государственной оперы под управлением Э. Клейбера исполняет Симфонию № 39 ми бемоль мажор В.-А. Моцарта. Тот же оркестр под управлением Е. Фибиха исполняет увертюру из оперы Ф. Флотова «Марта».

В исполнении Барселонского симфонического оркестра под управлением П. Казальса звучат увертюра «Африканские развалины» и Симфония № 4 си бемоль мажор, ор. 60 Л.-В. Бетховена.
Будапештский камерный оркестр под управлением В. Комора исполняет фантазию на тему оперы Ф. Эркеля «Банк-Бан».

Симфонический оркестр датского радио под управлением Т. Йенсена исполняет Симфонию № 2, ор. 16 «Четыре темперамента» К. Нильсена. В исполнении того же оркестра под управлением Л. Грендаля звучат фрагмент балета «Неаполь» и увертюра «Отзвуки Оссиана» Н. Гаде.

Датский симфонический оркестр под управлением Э. Туксена исполняет Прелюдию ко 2-му акту оперы «Маскарад» и Симфонию № 5, ор. 50 К. Нильсена.

В исполнении оркестра Миланского театра «Ла Скала» под управлением Э.П. Милона звучит увертюра из оперы Дж. Россини «Вильгельм Тель», и в исполнении того же оркестра под управлением Г. Сантини — увертюра из оперы Г. Доницетти «Дочь полка».

Чешский филармонический оркестр под управлением В. Талиха исполняет Симфонию № 4 соль мажор, ор. 88 А. Дворжака.

В фонде также много записей небольших симфонических оркестров, являющихся прекрасной иллюстрацией творчества знаменитых звезд дирижерского искусства.

Так, например оркестр под управлением К. Альвина исполняет фрагмент из музыки к пьесе Коцебу «Афинские развалины» Л.-В. Бетховена и «Турецкий марш» В.-А. Моцарта. «Морская увертюра» Дж. Анселя звучит в исполнении симфонического оркестра под управлением автора. Сюита «Пастораль», ор. 34 К. Аттербера исполняется камерным оркестром под управлением самого К. Аттербера. Оркестр под управлением Т. Бишема исполняет симфоническую поэму А. Бакса «Сад чудес». Симфонический оркестр под управлением Э. Блоха исполняет увертюру из оперы Р. Хейбергера «Приключение в Новогоднюю ночь». Концерт для двойного струнного оркестра М. Типпетта звучит в исполнении филармонического оркестра под управлением У. Гоэра. Оркестр под управлением Де Гроота исполняет пьесу Р. Вагнера «Грезы», фрагмент балета Р. Дриго «Миллионы Арлекина», пьесу Л. Обера «Испанская песня» и пьесу С. Шаминад «Осень». Оркестр под управлением Т. Джойса исполняет пьесу Дж. Маккафера «Праздничное настроение» и Прелюдию № 2 до диез минор, ор. 3 С.В.Рахманинова. «Серенада» М. Машковского и «Сицилиана» К. Шмальштиха звучат в исполнении оркестра под управлением Ф. Кауфмана.
Бранденбургский концерт № 3 соль мажор И.-С. Баха исполняется камерным оркестром А. Корто. Филармонический оркестр под управлением К. Ламберта исполняет фрагмент оперы «Коанга» Ф. Дилиуса и увертюру А. Роусторна «Угол улицы». В исполнении симфонического оркестра под управлением Дж. Льюиса звучат пьеса Х. Вуда «Незабываемая мелодия» и сюита Э. Коутса «Лондон». «Четыре характерных вальса» К. Кольриджа звучат в исполнении Нового симфонического оркестра под управлением Дж. А. Мюррея. «Румынская фантазия» Дж. Стефанеску исполняется оркестром А. Роде. Оркестр под управлением Р. Хегера исполняет пьесу К.М. Вебера «Абу Хасан» и увертюру ре мажор Й. Гайдна. Симфония соль минор Э.Дж. Морана звучит в исполнении симфонического оркестра под управлением Л. Хэйуорда.

В фонде имеются несколько записей музыкальных произведений в исполнении разных оркестров в сопровождении отдельных инструментов. Например, В. Горовиц (фортепиано) и Симфонический оркестр NBC под управлением А. Тосканини исполняют Концерт № 1 си бемоль мажор, ор.  23 П.И. Чайковского. С.В. Рахманинов (фортепиано) в сопровождении филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л. Стоковского исполняют Концерт № 2 до минор, ор. 18 С.В. Рахманинова. А. Шнабель (фортепиано) в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Дж. Барбиролли исполняют Концерт си бемоль мажор, Концерт 595 В.А. Моцарта. Концерт ми минор, ор. 64 Ф. Мендельсона звучит в исполнении Ф. Крейслера (скрипка) и оркестра государственной Берлинской оперы под управлением Л. Блеха. И. Менухин (скрипка) в сопровождении симфонического оркестра под управлением Дж. Энеску исполняет Концерт ми минор, ор. 64 Ф. Мендельсона. С Парижским симфоническим оркестром под управлением П. Монте он исполняет Концерт № 1 ре мажор, ор. 6 Н. Паганини. С тем же оркестром в дуэте с Г. Энеско (скрипка) он исполняет Концерт для 2-х скрипок с оркестром ре минор И.-С. Баха.

Я. Хейфец (скрипка) в сопровождении симфонического оркестра исполняет «Еврейскую мелодию» И. Ахрона, Концерт № 2 ре минор, ор. 22 Г. Венявского и Серенаду, ор. 48 П.И. Чайковского. Вместе с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Дж. Барбиролли он исполняет Концерт ля минор, ор. 82 А.К. Глазунова, Интродукцию и рондо каприччиозо, ор. 28 К. Сен-Санса. Совместно с Цинцинатским симфоническим оркестром под управлением Ю. Гуссенса он исполняет Концерт для скрипки с оркестром У.Т. Уолтона.

М. Эльман (скрипка) в сопровождении оркестра под управлением Н. Шилкрета исполняет «Меланхолическую серенаду», ор. 26 П.И. Чайковского.

Б. Мейсон (орган) в сопровождении симфонического оркестра ВВС под управлением А. Боулта исполняет «Корону империи» («Коронационный марш» 1937 года) У.Т. Уолтона.

В данном фонде есть две записи вокально-симфонической музыки. Это запись оратории У.Т. Уолтона «Пир Валтасара» в исполнении хора и Ливерпульского филармонического оркестра под управлением автора, а также запись произведения П.Э. Ланге-Мюллера «Это было однажды» в исполнении Королевской капеллы под управлением И.М. Кнудсена.

Такой же большой раздел в фонде как симфоническая музыка составляет раздел инструментальной музыки. В нем четко прослеживается несколько рубрик — записи пианистов, скрипачей, исполнителей на других инструментах, записи инструментальных дуэтов, трио, квартетов и различных ансамблей.

Начнем обзор с творчества пианистов. Так, в фонде есть несколько записей В. Бакгауза, в исполнении которого звучат произведения Ф. Шопена — Прелюдия и этюд до мажор, ор. 10 № 1; «Революционный этюд» фа мажор, ор. 10 № 12; Этюды фа минор № 9, ля бемоль мажор № 10, ми бемоль мажор № 11, ор. 10.

В исполнении У. Бурнэ звучат пьесы С. Шаминад — «Вальс-арабеска», «Креольский танец», «Пьеретт», «Утренняя песня».

Симфонические этюды, ор. 13 (посмертный опус) Р. Шумана звучит в исполнении А. Корто.
«Четыре богатели для фортепиано» (1938 г.) А. Роусторна исполняются Д. Метьюзом.
И.Я. Падеревский исполняет «Кампанеллу», ор. 7, Н. Паганини— Ф. Листа; Вальс до диез минор, ор. 64 № 2; Ноктюрн № 5 фа диез мажор, ор. 15; этюд ми мажор, ор. 10 № 13 Ф. Шопена; экспромт ля бемоль мажор, ор. 142 № 2 Ф. Шуберта; пьесу «Отчего» из цикла «Фантастические пьесы», ор. 12 № 3 и Симфонические этюды, ор. 13 (посмертный опус) Р. Шумана.

В исполнении С.В. Рахманинова звучат прелюдия соль минор, ор. 32 № 5 самого С.В. Рахманинова, Вальс си бемоль минор, ор. 69 № 2 Ф. Шопена, Вальс ля бемоль мажор, ор. 40 № 8 П.И. Чайковского.

А. Рубинштейн исполняет Каприччио си бемоль минор, ор. 76 Й. Брамса, Прелюдию № 10 («Затонувший собор») К. Дебюсси, Мазурку до минор Ф. Шопена.

В исполнении К. Хорели звучат «Шесть прелюдий для фортепиано» Л. Беркли; в исполнении И. Шарера — «Гавот» У. Бойса и «Арабески» К. Дебюсси; в исполнении А. Шнабеля — Соната № 11 си бемоль мажор, ор. 22.

В фонде звучат записи знаменитых скрипачей. Особенно богат раздел, связанный с творчеством Ф. Крейслера, в исполнении которого звучат «Менуэт» И.-С. Баха, Гавот фа мажор Л.-В. Бетховена, Вальс ля мажор, ор. 39 № 15 Й. Брамса, «Индийская канцонетта» и «Юмореска», ор. 101 № 7 А. Дворжака, пьеса «Воспоминания» Ф. Дрдла, «Венский каприс» и пьеса «Китайский тамбурин», ор. 3 Ф. Крейслера, «Андантино» Дж. Мартини, интермеццо «Размышление» Ж. Массне, «Вариации» Дж. Тартини, «Песня без слов», ор. 2 № 3 и «Юмореска», ор. 10 № 2 П.И. Чайковского, Мазурки ля минор, ор. 67 № 4 и ре минор, ор. 33 № 2 Ф. Шопена, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта.

В исполнении Я. Кубелика звучат мазурка «Дудочник» и концерт № 2 для скрипки с оркестром ре минор, ор. 22 Г. Венявского, каприччио «Серенада Пьеро», ор. 28 А. Ганденера, «Цапатадео» из «Испанской сюиты», ор. 23 № 2 П. Сарасате.

И. Менухин исполняет «Каприс» № 24 ля минор Н. Паганини, «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, «Каприччиозо» Ф. Рис, «Испанский танец» из оперы «Жизнь коротка» М. де Фальи, «Алегро» Ж.-Э. Флокко.
В исполнении Я. Хейфеца звучат «Еврейская мелодия» И.Ахрона, «Скерцо-тарантелла», ор. 16 Г. Венявского, вальс из балета А.К. Глазунова «Раймонда», ор. 57 № 6, «Колыбельная», ор. 28 № 3 П. Жуона, Ларго соль мажор П. Клерамбо, «Цыганские напевы», ор. 20 № 1 П. Сарасате.

Е.А. Цимбалист исполняет Менуэт соль мажор Л.-В. Бетховена, пьесу «Лебедь» из фантазии К. Сен-Санса «Карнавал животных», Вальс, ор. 64 Ф. Шопена.

В исполнении М. Эльмана звучат фантазия на тему оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Юмореска», ор. 101 № 7 А. Дворжака, «Серенада» Р. Дриго, пьеса Э. Изаи «Детские грезы», ор. 14, «Цыганские напевы», ор. 20 П. Сарасате, «Грезы» Р. Шумана, «Цыганские песни» С. Эспехо.

Записи органистов представлены следующими именами: У.Дж. Алькок (исполняет хорал «Се Господи, мы пред тобою» И.-С. Баха), Е. Баллок (исполняет Прелюдию и фугу ля минор И.-С. Баха), Ф. Видеро (исполняет Прелюдию и фугу Д. Букстехуде), Р. Госс (исполняет фрагменты «Готической сюиты» К.М. Бельманна, пьесу Э. МакДоуэлла «Дикой розе», «Похоронный марш» Ф. Шопена); Дж.Д. Каннингхэм (исполняет финал симфонии № 8 Ш.М. Видора); А. Маль (исполняет интермеццо из оперы П. Масканьи «Сельская честь», Баркароллу из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» и «Военный марш» Ф. Шуберта); Р. Фурт (исполняет пьесы Тадилла «Валенсия» и «Цветы любви»); А.М. Хендерсон исполняет произведения собственного сочинение — пьесу «Лесные цветы» и фантазию на три старинные шотландские мелодии. Отметим также большую пластинку с записью органиста Д. Лепина, на которой он исполняет целый ряд органных произведений И.-С. Баха, Д. Букстехуде, Ф. Листа, Ф. Петерса, Д. Скарлатти и др.

Из записей других инструментов можно упомянуть запись В.Г. Вудхауса (клавесин), в исполнении которого звучит «Итальянский концерт» И.-С. Баха, и А.Сеговию (гитара), исполняющего Куранту из Французской сюиты И.С. Баха, «Блестящий этюд» Ф. Таррега, фрагмент Сонатины ля мажор Ф. Торроба и «Фандангильо» Х. Турина.

Много в данном фонде записей инструментальных камерных групп и ансамблей.

Особенно много записей различных дуэтов. Например, дуэт Э. Бартлетт (фортепиано) и Р. Робертсон (фортепиано) исполняет вальс из Сюиты № 1 А.С. Аренского и «Славянский танец» № 15 А. Дворжака. Дуэт П. Казальс (скрипка) и Н. Медников (фортепиано) исполняет «Испанский танец» ми минор, ор. 37 № 5 Э. Гранадоса, «Испанский танец», ор. 54 № 5 Д. Поппера, Мелодию фа мажор, ор. 3 № 1 А.Г. Рубинштейна, «Грезы» из цикла «Детские сцены» Р. Шумана. В исполнении дуэта А. Корто (фортепиано) и Ж. Тибо (скрипка) звучит Соната ля мажор, ор. 47 № 9 Л.-В. Бетховена.

Ф. Крейслер (скрипка) в дуэте с Г. Крейслером (виолончель) исполняет пьесу «Синкопы» Ф. Крейслера, в дуэте с М. Раухайзеном (фортепиано) — «Венский миниатюрный марш», в дуэте с С.В.Рахманиновым (фортепиано) — Сонату до минор, ор. 45 Э. Грига.

И. Менухин (скрипка) и А. Бальза (фортепиано) исполняют «Скерцо-тарантелла», ор. 16 Г. Венявского и «Аве Мария» Ф. Шуберта.

Дуэт Я. Хейфец (скрипка) и И. Ахрон (фортепиано) исполняет «Еврейский танец» И. Ахрона, Прелюдию № 8 «Девушка с волосами цвета льна» К. Дебюсси, пьесу Ф. Мендельсона «На крыльях песни», несколько произведений П. Сарасате — испанские танцы «Малагенья», ор. 21 № 1, «Хабанера», ор. 21 № 2, «Цапатеадо», ор. 23 № 6, Интродукцию и тарантеллу, ор. 43.

Произведения Э. Донаньи «Венгерская сельская сюита для скрипки с фортепиано», ор. 32 № 2 и пьеса «Севилья» из «Испанской сюиты» И. Альбениса звучат в исполнении дуэта Я. Хейфец (скрипка) и А. Сандор (фортепиано).

Сонату № 2 для скрипки и фортепиано, ор. 31 Э. Роббра исполняют А. Саммонс (скрипка) и Дж. Мур (фортепиано).

М. Эльман (скрипка) и П.Б. Кан (фортепиано) исполняют «Арию» И.С. Баха.

Из знаменитых трио можно назвать записи А. Корто (фортепиано), Ж. Тибо (скрипка) и П. Казальса (виолончель) исполняющих трио соль мажор Й. Гайдна. Трио У. Девис (фортепиано), М. Хейуорд (скрипка), С. Шарп (виолончель) исполняет трио № 31, ор. 1 и Трио № 4 ор. 11 Л.-В. Бетховена и Сюиту на темы опер «Альцина», «Александр» и «Оттон» Г.-Ф. Генделя.

Много в фонде записей различных квартетов. Например: Ф. Крейслер (скрипка) со струнным квартетом исполняют фрагмент из струнного квартета № 1, ор. 11 П.И. Чайковского. Ф. Крейслера (скрипка), Е. Цимбалист (скрипка) со струнным квартетом исполняют Концерт ре минор И.-С. Баха. Флонфальский квартет исполняет несколько произведений Л.-В. Бетховена — Квартет соль мажор, ор. 18 № 2, квартет до минор, ор. 18 № 4, квартет фа мажор, ор. 135. Струнный квартет виртуозов исполняет квартет соль минор, ор. 10 К. Дебюсси и Квартет ми бемоль мажор, ор. 44 № 3 Ф. Мендельсона. Струнный квартет: Г. Страттон, К. Тейлор, У. Форбс и Дж. Мур исполняют квартет ми минор, ор. 83 Э. Элгара.

В данном разделе можно упомянуть также записи фортепьянного октета под управлением Ф. Финка, в исполнении которого звучат Прелюдия до диез минор, ор. 3 № 2 С.В.Рахманинова и Полонез ля мажор, ор. 40 № 1 Ф. Шопена, а также запись Международного струнного октета, исполняющего Октет ми бемоль мажор, ор. 20 Ф. Мендельсона.

В данном фонде много записей оперетты.

Отметим, прежде всего, полные записи двух оперетт английского композитора А. Салливена. Это оперетта «Иоланта», которая звучит в исполнении Г. Бейкера, У. Лаусона, Б. Льюиса, Д. Олдхэма, Л. Рэндса, Д. Фанкурта и др., хора и симфонического оркестра под управлением М. Саржента. Другая запись — это запись оперетты «Микадо», которую исполняют Е. Гриффин, Г.А. Литтон, Д. Олдхэм и др., хор и оркестр под управлением Д. Карта.

Остальная часть этого раздела фонда представляет собой записи фрагментов различных оперетт. Так, например, фантазия на тему оперетты И. Кальмана «Марица» звучит в исполнении цыганского оркестра под управлением А.Роде. Фрагменты оперетт Ф. Легара «Веселая вдова» и «Граф Люксембург» звучат в исполнении оркестра под управлением М. Вебера и Международного концертного оркестра. Оркестр М. Вебера исполняет также попурри из оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена». Лондонский оркестр театра «Палладиум» под управлением К. Гринвуда исполняет фрагмент оперетты З. Ромберга «Принц-студент». Много записей из оперетт А. Салливена: фрагменты из оперетт «Гвардейцы» и «Гондольеры» звучат в исполнении оркестра под управлением Дж. Эванса и оркестра под управлением Д. Карта; увертюра из оперетты «Микадо» — в исполнении симфонического оркестра под управлением Дж. Годфрея, а фантазия на тему — оркестра под управлением М. Вебера; увертюра из оперетты «Принцесса Ида» — в исполнении симфонического оркестра под управлением М. Саржента, а Дж. Бейкер и Р. Уотсон исполняют несколько арий из нее; фрагменты из оперетты «Руддигор» звучат в исполнении А. Моксома, хора и симфонического оркестра под управлением М. Саржента.

В исполнении оркестра под управлением М. Вебера звучат вальсы из оперетт Л. Фалля «Принцесса долларов» и «Разведенная жена». Тенор С. Колтхэм исполняет арию из оперетты Р. Фримля «Роз Мари».
Фрагменты из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» звучат в исполнении оркестра театра «Ковент Гарден» под управлением Дж. Барбиролли и оркестра Берлинской государственной оперы под управлением Е. Фибиха.

Значительный раздел в фонде составляют записи народной музыки.

Русский раздел представлен русскими народными песнями в исполнении Ф.И. Шаляпина (бас) («Вдоль по Питерской», «Вниз по матушки по Волге», «Дубинушка», «Зашумела, разгулялась», «Из-под дуба», «Не осенний мелкий дождичек», «Ноченька», «Песнь убого странника», «Ты взойди солнце красное», «Эй, ухнем» и украинская народная песня «Ой, у лузи та изей при берези»); Русского хора под управлением И. Степанова («Калитка», «Не белы снеги»). Д. Маша (сопрано) исполняет цыганские песни «Гайда, Гайда» и «Там бубна звон».

Основу раздела составляют записи ирландской и шотландской музыки. Так например, ирландские марши «Боже, Храни Ирландию», «Парни из Уэксфорда», «Девушка, которую я покинул» звучат в исполнении инструментальной группы под управлением Д. Салливана; Л. Доусон и его инструментальная группа исполняет ряд ирландских мелодий («Мисс Монаган» и др.); группа народного танца С. Шарпа исполняет ирландские народные танцы («Bobbing Joe», «Деревенские сады» и др.); Ирландская военная группа № 1 под управлением Ф. Бросе исполняет ирландские популярные мелодии и военные позывные горна («Утренняя заря», «Закат» и др.).

Ансамбль шотландского народного танца под управлением Дж.Ро¬бертсона исполняет целый ряд шотландских народных танцев в обработке Дж. Робертсона («Белый султан», «Герцог Пертский», «Горцы Глазго», «Дамский любимец», «Дом Гамильтона», «Она слишком молода, чтобы выйти замуж», «Принц Чарльз Эдинбургский», «Процветай, Глазго», «Цветы Эдинбурга» и др.). Оркестр народного танца под управлением А. Фостера исполняет шотландские деревенские мелодии и танцы («Леди в темном», «Лодочник», «Признание», «Шотландский капитан» и др.). Шотландский оркестр народного танца под управлением Дж.М. Диака исполняет народные танцы («Ветка ивы», «Горцы Глазго» и др.).

Отметим также два очень интересных сборника — «Музыка земель Верхней Шотландии» и «Песни Гибридских островов», на которых записано много шотландских народных мелодий и песен в исполнении хора города Глазго под управлением Дж. Робертсона.

Из другой европейской народной музыки отметим записи шведского танцевального ансамбля, в исполнении которого звучат скандинавские танцы («Горный марш», «Шведский маскарад», «Радость девушки» и др.) и оркестра под управлением Т. Манна, исполняющего шведские танцы в обработке шведских композиторов А. Линдблада, А. Седермана и др.

Отметим, также, записи С. Граужиниса (тенор), исполняющего литовские народные песни («Молодая девушка», «Ой, не кукуй», «О чем шумят ветры» и др.).

Восточная музыка представлена записями иранских народных мелодий в исполнении народных исполнителей — Банана («Горечь разлуки», «Грусть любви», «Дашти», «Песня, обращенная к Богу», «Притеснение»); Б. Делькаша («Друг», «Страсть», «Шахназ» и др.); Б. Заде («Луговая бабочка», «Осень любви» и др.); Б. Зароби («Вечные тайны», «Надеющийся» и др.); Б. Парване («Задушевный друг», «Ты красив как луна», «Шутливый взгляд» и др.); Б. Рухангиза («Душечка», «Ножка Лейлы», «Соловьиная грусть» и др.); А. Хунсари («Кровь сердца», «Сегах», «Ты мой повелитель») и других.

Значительный раздел составляет легкая современная музыка в исполнении различных оркестров. Марш «Британские гренадеры» и английские гимны «Боже, храни короля» и «Правь Британия!» исполняет Симфонический оркестр ВВС под управлением А. Боулта. Военные полковые марши звучат также в исполнении оркестра королевской гвардии под управлением У.К. Уиндрама, гвардейского республиканского оркестра под управлением М.Г. Балая, военного духового оркестра под управлением А.О.Пирса («Полковой марш», «Звезды и нашивки»), военного оркестра под управлением Р.Г. Эванса («Колокол свободы», «Лесные нимфы», «Медвежий пикник», «На юг», «Парад оловянных солдатиков»), оркестра под управлением А. Прайора («Дневальный») и др.

Большую подборку составляют в этом разделе фонда записи вальсов. Особенно много их записано в исполнении оркестра под управлением М. Вебера (вальсы Э. Вальдтейфеля «Блондинка или брюнетка», «Золотой дождь», «Магия сирены», «Моя мечта», «Сказки осени»); И.Ивановичи «Дунайские волны»; Ф. Легара «Золото или серебро»; И.Штрауса «Вино, женщина, песня», «Голубой Дунай», «Деревенские ласточки», «Жизнь артиста», «Южные розы»), а также серия пластинок «Фантазия» на мелодии И. Штрауса.

Вальсы звучат также в исполнении Лондонского оркестра театра «Палладиум» под управлением Э. Петерса (вальсы Г. Гилберта «Катя танцовщица», Давсона «Священник друидов», Джойса «Мечтание», Фрезера «Девушка с гор»); оркестра под управлением Дж. Нилтона (попурри венских вальсов «Голубой Дунай», «Любовь найдет тебя», «Один час», «От всего сердца», «Утро» и др.); оркестра под управлением У. Прентиса (подборка вальсов И. Новелло «Вальс моего сердца», «Високосный год», «Крылья сна», «Первоцвет»); оркестра под управлением Н. Шилкрета (вальс Э. Вальдтейфеля «Любовь и весна»); оркестра под управлением Ф. Кауфмана (вальс И.Штрауса «Весенние голоса»); духового оркестра под управлением Дж. Эванса (вальс Р. Дриго «Вальс цветов»); Международного концертного оркестра (вальсы И. Кальмана «Сари», О.Штрауса «Грезы»).

Вальсы «Мэрилин», «Саксема» звучат в исполнении Р. Видофта (саксофон) в сопровождении фортепиано.
Оркестр под управлением Р. Нобля исполняет несколько фокстротов («Все мысли о тебе», «Маленькая голландская мельница»). Фокстроты звучат также в исполнении оркестра под управлением П. Уайтмена («Что ты делаешь в воскресенье, Мэри?» и др.).

Много в разделе фонда записей танцевальных пьес в исполнении различных оркестров — оркестра под управлением Р. Крина («Сиеста», «Танец кузнечиков»), оркестра под управлением Ф. Кауфмана («Веселый медведь», «Кукла и снеговик»), оркестра под управлением О. Кермбона («Пан и лесные гоблины», «Патруль карликов»), оркестра под управлением Дж. Бекера («В тени пальм», «Звезда моей души»), оркестра под управлением Т. Джонса («В тени», «Волшебная сказка»), Народного танцевального оркестра («29 мая», «Триумф»), Группы вокального джаза («Чай для двоих»).

Есть в фонде несколько записей гавайской музыки в исполнении гавайского танцевального оркестра (вальсы «Алома», «Гавайские ночи»), гитаристов Х. Луиса, Ф. Фереры, Й. Паалухи (вальсы «Гавайский медленный вальс», «Жемчужина Гавай»).

Раздел зарубежной песни представлен немногочисленными, но крайне интересными записями. Это записи песен Ж. Ибера из кинофильма «Дон Кихот» в исполнении Ф.И. Шаляпина (бас); песни из кинофильма «Не забудь меня» в исполнении Б. Джильи (тенор); пьесы из кинофильма «Огни города» в исполнении оркестра под управлением Де Гроота и большой подборкой негритянских блюзов и спиричуэлсов в исполнении знаменитого американского певца П. Робсона (бас) («Бедный старый Джо», «Вагонные колеса», «Доброй ночи, леди», «Колыбельная», «Мама», «Мой мальчик», «Мой старый дом в Кентукки», «Не плачь, моя любимая», «Ночь», «О, Сюзанна», «Отвези меня обратно в старую Виржинию», «Рано утром», «Свидетель», «Я нашел убежище у этой скалы» и др.).

Завершают первый раздел фонда несколько пластинок с записями голосов животных и птиц: запись соловьиного пения, пения птиц в сопровождении хора и органа, вальс «Гавайские воспоминания» в исполнении птиц и гавайского оркестра, запись утреннего пения лесных птиц и запись голосов животных и птиц скотного двора.

Вторую часть фонда составляют записи, произведенные в филиалах HMV в различных странах.
Первыми представлены греческие пластинки. На них звучат греческие народные песни, танцы и мелодии в исполнении народных певцов и оркестров народных инструментов. Из наиболее известных исполнителей следует назвать Н. Анастасиу, Н. Кириакиду, В. Маляроса, Г. Папасидориса, Г. Сителлакис, А. Скердалоса, Г. Тракиса, П. Цаусакиса и др. В их исполнении звучат песни и мелодии «В Афинах», «В Ливадии», «В майский день ты приглянулась мне», «Здесь в нашем саду», «Клянусь тебе», «На розовом кусте», «О вы, горы, Карчи», «Пташка мая» и др.

В индийском разделе фонда звучат два вида музыки — народные индийские песни, танцы и мелодии и песни к кинофильмам. В первом случае звучат бенгальские и пенджабские народные песни и мелодии в исполнении Д. Синдха, В.Н. Сетха, А.С. Гунта, С. Каура, Р. Шанкара, Ш. Митра, К.А. Тхиракхава, Н. Кунвара, А.А. Хадара, Али Акбар Хана, А.А. Кумари и других исполнителей.

Во втором разделе звучат песни из кинофильмов «Брат и сестра», «Госпожа», «Господин 420», «Дака», «Два куска хлеба», «Деталь», «Мать Индия», «Нагин», «Новый раунд», «Ночной клуб», «Полночь», «Преступник», «Путешественник», «Радж Хатх», «Разбойник», «Сима», «Слова матери», «Твой взгляд», «Третий переулок», «Умелец», «Шалость», «Шантажист» и др. в исполнении Ш. Бадаяни, А. Бхосли, Д. Бегума, Ш.Д. Гупта, Г. Датт, М. Дей, Х. Кумара, Л. Мангешкара, Т. Манмуд, И. Митро, М. Рафи, Ш. Хемадзи и др. известными исполнителями.

Итальянский раздел HMV («La voce del padrone») более разнообразен. Есть здесь две записи оперной музыки. Это запись Т. Руффо (баритон), в исполнении которого звучат арии из опер Дж. Верди «Риголетто» и «Травиата», а также запись А. Гранфорте (баритон), исполняющего арию из «Риголетто».

В исполнении оркестра Миланского театра «Ла Скала» под управлением Чионе звучат Прелюдия из оперы У.Джордано «Федора» и Интермеццо из оперы Ф. Чилеа «Андриенна Лекуврер».

Симфоническая музыка представлена записями Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л. Стоковского, в исполнении которого звучат: Симфония № 1 до минор, ор. 68 Й. Брамса, Симфония № 5 ми минор («Из Нового Света»), оркестр 95 А. Дворжака, симфоническая сюита на тему оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Симфоническая сюита «Шехерезада», ор. 35 Н.А. Римского-Корсакова и фрагменты балета «Щелкун¬чик» П.И. Чайковского.

Самый обширный раздел представлен здесь итальянской народной музыкой. Можно упомянуть Ломбардийский альпийский деревенский хор (звучат песни «Букетик цветов», «Кукушка», «Привет весне», «Фиалка» и др.); Бьельский альпийский хор под управлением М. Маджи (звучат песни «Альпы», «Калабризеда», «Когда солнце прекрасно» и др.); хор и оркестр Этна под управлением С. Риела (звучат сицилийские народные песни «Веселая Сицилия», «Вулкан», «Вы еще спите», «Колкие частушки», «Красотка из замка», «Любовная тарантелла», «Наша Сицилия», «Праздник урожая», «Сбор лимонов»); оркестр народных инструментов под управлением Н. Спампинато (сицилийские песни «Злая вдова», «Капризная девушка» и др.); ансамбль народной песни под управлением С. Фаро (звучат песни «Праздник святой Агаты», «Ты моя любовь», «Я вспоминаю тебя»).

Есть в итальянском разделе фонда «HMV» несколько записей современной легкой музыки. Например, оркестр под управлением Д. Аненета исполняет танцевальные мелодии «Девочка из бульварного романа» и «Ча-ча-ча»; ансамбль гитаристов под управлением Лучери исполняет музыкальные мотивы из мультфильма У. Диснея «Белоснежка и семь гномов»; оркестр под управлением Д. Оливьери исполняет инструментальную обработку песни «Старая Европа» и др.

В разделе фонда «HMV» производства Пакистана звучат записи народных песен, танцев и мелодий в исполнении таких певцов как: А. Ахмед, Н. Бегум, Д. Бхатти, З. Парвин, М. Султан, З. Ханум, М. Хуссаин и др.
Довольно большой раздел представляет собой коллекция пластинок «HMV» производства Турции («Sahibinin Sesi»).

Здесь отдельно можно отметить записи оркестра под управлением М. Вебера, в исполнении которого звучат попурри на темы опер Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Риголетто» и Дж. Пуччини «Тоска».

Интересна запись «Марша Гази Мустафы Кемаля Паши» в исполнении Президентского оркестра Турции.
Основную же массу представляют собой записи народной музыки.

Несколько турецких народных мелодий и танцев звучат в исполнении О. Пехливана (тамбур) и Р. Эфенди (кларнет).

Из вокальных исполнителей назовем имена известной турецкой певицы З. Билар (поет песни «Верно, любимый», «Иди влюбленный», «Мать моя единственная», «Песня о садах», «Приходи ко мне потихоньку», «Продавец халвы», «Разговор старухи с судьбой», «Со скал нельзя спуститься», «Сорви яблоко с дерева» и др.); С. Янар Руткай (поет песни «В саду расцвели цветы», «Взошла звезда», «Караван», «На речку не ходил ли?», «Не дуй, ветер», «Пой соловей», «Разлука», «Что ты делаешь?»); Н. Мехмет (поет песни «Иди красавица», «По дорогам Кевенгина», «Что за невеста»); З. Мюрен (поет песни «Летний дождь», «Мое сердце страдает», «Однажды ты придешь»); Трио К. Джамаль, У. Мустафа и С. Реджен (исполняют «Ахменсарский танец», «Измирский танец», «Эдремитский танец», «Манистский танец»). Из других исполнителей можно назвать А. Джан (песни «На золотой чаше я высушил розу», «Невеста»), М.Ерим (песня «О, если бы я был цветком в саду»), З. Мюрен (песня «Расцвет весенней розы»), У. Кямиль (песня «Перед домом сад»), М. Некати (песня «Проснись, Али»), Р. Садык (песня «Свирель»), Н.А. Файзи (песня «Махмуд нашел свою невесту»), Х.Хусейн (песня «Имя, которое я люблю»), З. Эмин (песни «Встретила», «Танец»).

Раздел фонда производства Финляндии представляет собой коллекцию пластинок симфонического и вокально-симфонического жанра. Так, например, оркестр финского радио под управлением Н.Е. Фонгштадта исполняет инструментальные произведения финских композиторов Т. Куула, Л. Мандетои, О. Мериканто, Я. Сибелиуса, А. Соннинена. Концертный оркестр «HMV» под управлением М. Симила исполняет произведения О. Мериканто и Я. Сибелиуса.

Вокально-симфонические и хоровые произведения Е. Бергмана, Т. Куула, Л. Мандетои, С. Пальмгрена и Я. Сибелиуса представлены в исполнении Академического хора под управлением Е. Бергмана и хора государственного университета г. Хельсинки.

Довольно интересен раздел фонда «HMV» производства Чехословакии. Прежде всего, здесь выделяются пластинки с оперным репертуаром, поскольку они представляют собой записи не только знаменитых мировых исполнителей, таких как А. Галли-Курчи (сопрано) (поет арии из опер Ш. Гуно «Фауст», Л. Делиба «Лакме», Дж. Россини «Севильский цирюльник», Песню Сольвейг из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»), Б. Джильи (тенор) (поет арии из опер Дж. Верди «Риголлетто», Дж. Пуччини «Тоска») и Э. Карузо (тенор) (поет арии из опер Дж. Верди «Аида» и Дж. Пуччини «Тоска»), но и записи чешских исполнителей — А. Норденовой (сопрано) (поет арию из оперы Б. Сметаны «Проданная невеста»), Э. Поллерта (бас) (поет арию из оперы Б. Сметаны «Поцелуй»). Отметим также запись секстета из оперы Б. Сметаны «Проданная невеста» в исполнении Х. Вавра, Б. Козликовой, М. Красовой, С. Муза, А. Норденовой и Э. Поллерта.
Есть здесь несколько записей и симфонической музыки. Так, например, Берлинский государственный оркестр под управлением Л. Блеха исполняет Венгерскую рапсодию № 1 Ф. Листа. Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Л. Стоковского исполняет Венгерскую рапсодию № 2 Ф. Листа. Увертюра из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» звучит в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением А. Тосканини.

Камерно-инструментальная музыка представлена в этом разделе записями В. Бакгауза (фортепьяно) (исполняет фрагмент сюиты «Иберия» И. Альбениса, Вальс ля бемоль мажор Ф. Шопена, «Военный марш» ми мажор и Эхспромт ля бемоль мажор, ор. 90 № 4 Ф. Шуберта) и М. Эльмана (скрипка) (исполняет «Юмореску», ор. 101 № 7 А. Вильгельми и «Каватину» И. Рафора).

Легкие танцевальные мелодии звучат в исполнении оркестра под управлением Й. Харвата.

Заключительный раздел в фонде «HMV» представляет собой комплекс пластинок производства Швеции. На них запечатлены Студенческая хоровая капелла под управлением Ю. Хедера, в исполнении которой звучат несколько вокальных произведений шведских композиторов, в том числе и самого Ю. Хедера, а также трио фаготистов — Т. Реннебэки, Э. Стрембланд и С. Сундин — исполняющего произведения Г. Адольфа «Крестьянский танец для трех фаготов» и Э. Рольфа «Маленькая фуга для трех фаготов».