Фонд № 76. «Victor»

В конце 19 века в Камдене (США) была открыта фабрика граммофонных пластинок, положившая начало крупнейшему концерну «PCA Victor», который быстро превратился в одного из монополистов на американском рынке производства пластинок, поглотив некоторые другие компании, например, «Интернациональ Зонофон Кампании». С 1920 года «Victor» начал активно внедряться в европейский рынок, что привело к превращению его в огромную транснациональную корпорацию, имеющую свои филиалы по всему миру.

Данный фонд очень большой. Внутри фонда все грампластинки отложились по алфавиту стран производителей, т.е. по алфавиту филиалов компании.

Открывают эту опись пластинки производства Великобритании. Это — запись мюзикла «Оливер» по роману Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста» в исполнении английских актеров и оркестра под управлением Дж.Грина.

Далее следуют записи производства Аргентины и Бразилии. Это в основном легкая танцевальная музыка и песни (например, самба «Ак¬варели Бразилии», танго «Вдохновение» и др.) в исполнении таких певцов как Н.Д’Алессандро, Л.Гонзага, С.Калдас, А.Мариа и др., а также песни из кинофильмов «За бесценок», «Охотники за звездами», «День любви», «Танго Бар» в исполнении К.Гарделя.
Пластинки производства Канады содержат серию «Канадские народные песни» (поют Ж.Лабрек, Ш.Жордан, И.Альберт, А.Милс, Р.Рой, Т.Кинес, Дж.Селиван, Л.Форестьер, Е.Белларжон и др.).
На пластинках китайского производства записаны фрагменты оперы А.Тома «Миньон» в исполнении знаменитого итальянского тенора Б.Джильи, опер Дж.Пуччини «Богема», «Чио-Чио-Сан» и Дж.Кар¬пентера «Луиза» в исполнении Л.Бори (сопрано). Симфонический оркестр фирмы «Виктор» исполняет увертюру Л.-В.Бетховена к пьесе И.Гете «Эгмонт» и фрагмент сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», а также в исполнении Я.Хей¬феца (скрипка) звучит пьесы «Каприз», ор. 1, № 13, 20 Н.Паганини.
На пластинках производства Мексики звучит легкая музыка — оркестр под управлением Э.Багила исполняет вальсы «Сомнение» и «Грустные сады», военный оркестр Г.Нунеца исполняет марши «Ро¬берто Фьерро» и «Спортивный».

Главный массив фонда составляют грампластинки производства США. Здесь представлено все многообразие музыкальных жанров.

Оперное искусство представлено самыми знаменитыми звездными именами: Л.Бори (сопрано) (А.Тома «Миньон»), А.Гал¬ли Курчи (сопрано) (Дж.Россини «Севильский цирюльник», А.Тома «Миньон»), Б.Джильи (тенор) (Дж.Верди «Сила судьбы», Г.Доницетти «Любовный напиток», Дж.Мейербер «Африкан¬ка», А.Понкьелли «Джоконда», Дж.Пуччини «Богема», «Тоска», Ф.Флотов «Марта»), Э.Карузо (тенор) (Ж.Бизе «Искатели жемчуга», Дж.Верди «Аида», «Риголетто», Р.Леон¬кавалло «Паяцы», Ф.Флотов «Марта»), Д. де Лука (баритон) (Дж.Верди «Травиата», Ш.Гуно «Фауст»), Ж.Макдональд (сопрано) (Ш.Гуно «Фауст»), Л.Понс (сопрано) (Г.Доницетти «Лючия ди Ламмермур»), Т.Руффо (баритон) (А.Тома «Гамлет»), Л.Тибетт (баритон) (Ж.Бизе «Кармен», Л.Грюнберг «Император Джонс», Х.Хансон «Веселая гора»), Дж.Ч.Томас (баритон) (Дж.Верди «Травиата», Р.Леонкавалло «За¬за», Ж.Массне «Иродиада», Дж.Россини «Севильский цирюльник»), Ф.И.Шаляпин (бас) (Ж.Массне «Дон Кихот», М.И.Глинка «Руслан и Людмила», А.С.Даргомыжский «Русалка», М.П.Мусоргский «Борис Годунов»).

В разделе вокально камерного жанра записей мало. Можно отметить следующие — А.Галли Курчи (соп¬рано) исполняет романсы М.Понсе «Звездочка», А.А.Алябьева «Соло¬вей», Б.Джильи — романс П.Маска¬ньи «Песня моря», Э.Карузо (тенор) исполняет неаполитанские песни романсы «Мое солнце», «Пой мне», «Прощание с Неаполем», Ж.Макдональд (сопрано) — произведение И. С.Баха «Аве Мария» и романс Л.Делиба «Девушки Кадикса», Л.Марш (соп¬рано) — Песню Сольвейг из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», Дж.Ч.Томас (баритон) — романсы Л. В.Бетховена «В гробнице темной», А.Мэлота «Божья молитва», С.Патридаса «Только сегодня», Ф.И.Шаляпин (бас) — романс М.И.Глинки «Сомнение».

Особо можно отметить грамзаписи вокальных циклов композитора Э.Невина «Песни о винограднике», «Скетч», «Книга скетчей» и «Май в Тоскане» в исполнении знаменитых американских певцов Л.Джеймса (тенор), О.Клайн (сопрано), У.Глена (бас), Э.Келлог (сопра¬но), Э.Шоу (баритон).

Бóльшую часть массива записей США занимает симфоническая музыка в исполнении знаменитых оркестров. Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Л.Стоковского исполняет произведения: Л. В.Бетховен, Симфония № 7 ля мажор, соч. 92; И. С.Бах, «Чакона», Английская сюита № 3. Сарабанда, Токката до минор. Адажио, Токката и фуга ре минор; Й.Брамс, Симфония № 1 до минор, ор. 68, Симфония № 4 ми минор, ор. 98, «Венгерский танец» № 1; Ф.Лист, «Венгерская рапсодия ре минор» № 2; К.Сен Санс, «Танец смерти», симфоническая поэма, соч. 40; К.Дебюсси, «Послеполуденный отдых фавна», пьеса; Я.Си¬белиус, Симфония № 4 ля минор, ор. 63, симфоническая поэма «Туонельский лебедь»; Г. Ф.Гендель, сюита «Музыка на воде»; М.Ра¬вель, «Испанская рапсодия»; Р.Вагнер, «Парсифаль», опера, увертюра, «Тристан и Изольда», опера, увертюра, «Золото Рейна», опера, фрагменты, «Нюрнбергские мейстерзингеры», опера, увертюра, «Лоэнгрин», опера, прелюдия; Ж.Бизе «Арлезианка», музыка к драме А.Доде, фрагменты, «Кармен», опера, фрагменты; Ф.Шуберт, Симфония № 8 си бемоль мажор; А.Дворжак, Симфония № 9 ми минор «Из Нового Света», ор. 95; Р.Штраус, «Смерть и просветление», симфоническая поэма, ор. 24, «Саломея», опера, фрагменты; И.Штраус, вальсы «Голубой Дунай», «Сказки Венского леса»; Ц.Франк, Симфония ре минор; К.Мак¬дональд «Румба симфония» и Симфония «Фестиваль рабочих»; А.П.Бо¬родин «Князь Игорь», опера, фрагменты; М.П.Мусоргский «Борис Годунов», симфони¬ческая фантазия, «Ночь на Лысой горе», симфония, «Хованщина», опера. Фрагменты; Н.А.Римский Кор¬саков, «Шехереза¬да», симфоническая сюита, ор. 35; П.И.Чайковский, Симфония № 5 ми минор, ор. 64, «Щелкунчик», балет, ор. 71 а, фрагменты; А.Н.Скря¬бин, «Поэма огня», ор. 60, «Проме¬тей»; Д.Д.Шостакович, Симфония № 1, ор. 10, Симфония № 5, ор. 47; Р.М.Глиэр, «Красный цветок», балет, фрагменты; И.Ф.Стравинский, «Жар птица», балет, интродукция, «Весна священная», балет, фрагменты, «Петрушка», балет, фрагмент.

Совместно с С.В.Рахманиновым (фортепиано) оркестр исполняет произведения С.В.Рахманинова Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, ор. 18, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром, ор. 43; Д.Д.Шостаковича Симфонию № 6, соч. 53 и А.Н.Скрябина «Поэму экстаза», ор. 54. Совместно с Э.Фейерманом (виолончель) оркестр исполняет Еврейскую рапсодию для виолончели с оркестром Э.Блоха «Шеломо».
Нью-йоркский филармонический оркестр под управлением А.Тосканини исполняет произведения: Л. В.Бетховена Симфонию № 7 ля мажор, ор. 92; увертюры из опер «Итальянка в Алжире», «Шелковая лестница», «Семирамида», «Севильский цирюльник» Дж.Россини; П.Дюка «Ученик чародея», симфоническое скерцо.

В исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением С.А.Кусевицкого звучат: Неоконченная симфония № 8 си бемоль мажор Ф.Шуберта; произведения Я.Сибелиуса Симфония № 5 и симфоническая фантазия «Дочь Похьелы», ор. 49; К.Дебюсси «Море», симфонические эскизы; Р.Штрауса «Так говорил Заратустра», симфоническая поэма, ор. 30; Р.Харриса Симфония № 3; М.Равеля «Болеро», вальсы И.Штрауса «Весенние голоса», ор. 216 и «Венская кровь», ор. 354; М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»; С.С.Прокофьева «Петя и волк», симфоническая сказка, ор. 67, «Поручик Киже», балет, фрагмент, «Любовь к трем апельсинам», сюита, ор. 33 а.

Оркестр Лондонской филармонии также под управлением С.А.Ку¬севицкого исполняет Симфонию № 5 до минор, ор. 67 и Симфонию № 3 «Героическую» ми бемоль мажор, ор. 55 Л. В.Бетховена.
Миннеаполисский симфонический оркестр под управлением Ю.Орманди исполняет следующие произведения: В. А.Моцарт «Свадьба Фигаро», опера, увертюра; Л.Делиб «Ручей», балет, фрагмент, «Сельвия», балет, фрагмент; Р.Шуман Симфония № 4 ре минор, ор. 120; Й.Брамс «Венгерские танцы» № 18—21; З.Кодай «Хари Янош», опера, фрагмент; Дж.Карпентер «Похождения в детской коляске», сюита; С.В.Рахманинов Симфония № 2 ми минор, ор. 27.

Бостонский оркестр «Попс» под управлением А.Фидлера исполняет следующие произведения: Дж.Верди «Аида», опера, марш; А.Понкьелли «Джо¬конда», опера, «Танец часов»; Ж.Массне «Размышления», пьеса, Г. Ф.Ген¬дель «Ларго»; А.Тома «Миньон», опера, увертюра; К.М.Вебер «Вол¬шебный стрелок», опера, увертюра, «Оберон», опера, увертюра; К.Сен Санс «Самсон и Далила», опера, фрагмент; Ф.Герольд «Цампа или мраморная невеста», опера, увертюра; М. де Фалья «Любовь волшебница», балет, фрагмент; А.Дворжак «Карнавал», увертюра, ор. 92; И.Штраус «Новой Венский вальс», ор. 342; Ф.Шопен «Воен¬ный полонез» ля мажор, ор. 40 № 1; Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» («Голубая рапсодия»); Ф.Монтль «Балетная сюита по произведениями К.-В.Глюка»; Э.МакДоуэлл Концерт № 2 ре минор, ор. 23, Ж.Ибер «Дивертисмент»; П.И.Чайковский «Спящая красавица», балет, Вальс и «Славянский марш», ор. 31; С.В.Рахманинов Прелюдии до диез минор, ор. 3 № 2 и соль минор, ор. 23 № 5.

Симфонический оркестр ВВС под управлением А.Боулта исполняет музыку к драме Дж.Байрона «Манфред» Р.Шумана и тот же оркестр под руководством А.Тосканини играет «Приглашение к танцу» К.М.Вебера и Симфонию № 7 до мажор Ф.Шуберта.

Под руководством А.Тосканини звучит также симфонический оркестр NBC, исполняющий следующий произведения: Л. В.Бетховен Симфония № 8 фа мажор, ор. 93, Симфония № 5 до минор, ор. 67 и Симфония № 3 ми бемоль мажор, ор. 55; В. А.Моцарт Симфония № 40 соль минор, К. 550; Дж.Верди «Травиата», опера, увертюра; Дж.Рос¬сини «Виль¬гельм Телль», опера, фрагмент.

Симфонический оркестр фирмы «Виктор» под управлением Р.Бур¬дона исполняет произведения: П.Масканьи «Сельская часть», опера, интермеццо; Дж.Россини «Итальянка в Алжире», опера, увертюра; Ф.Флотов «Марта», опера, увертюра, «Алессандро Страделла», опера, увертюра; К.Гольдмарк «Шакунтала», симфоническая увертюра; Ж.Оффенбах «Сказки Гофмана», опера, фрагменты.
Концертный оркестр фирмы «Виктор» под руководством того же Р.Бур¬дона исполняет: Вальсы №№ 1, 2, 9, ор. 39 Й.Брамса; 2 ю сюиту «Индейская любовь»; Э.МакДоуэлла; «Норвежское свадебное шествие» Э.Грига; «Шведский свадебный марш» А.Сёдермана; «Менуэт соль мажор» И. Я.Падеревского и др.
Индианополисский симфонический оркестр под управлением Ф.Севицкого исполняет произведения О.Цезана «Негритянский рай» и Э.Грига «Пер Гюнт», фрагменты сюиты, ор. 55.

Под его же руководством Филадельфийский струнный камерный оркестр исполняет «Кончерто гроссо» Э.Блоха.

Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Ю.Орманди исполняет произведения С.Барбера «Эссе для оркестра», соч. 12 и К.Макдональда Симфонию № 1 «Дорога в Санта Фе».
Голливудский симфонический оркестр под управлением Ю.Гус¬сенса исполняет симфоническую поэму «Сага» и «Грустный вальс» из музыки к драме А.Ярнефельта «Куолема» Я.Сибелиуса, фрагменты балета П.И.Чай¬ковского «Спящая красавица».

Под его же управлением Цинцинатский симфонический оркестр исполняет «Лондонскую симфонию» В.Уильямса и Симфонию № 2 до минор «Малая русская» П.И.Чайковского.

Чикагский симфонический оркестр под управлением Ф.Штока исполняет фрагменты из музыке к пьесе «Куолема» Я.Сибелиуса, «Сере¬наду», ор. 63 Р.Фолькмана и др.

Сан-Францисский симфонический оркестр под управлением А.Хертца исполняет фрагменты балета Ж.Массне «Сид» и «Концертный вальс», ор. 47 С.С.Глазунова.

Истментский симфонический оркестр в Рочестере под управлением Х.Хансона исполняет произведения А.Копленда «Музыка для театра», «Языческую поэму по Вергилию», ор. 14; Ч.М.Лефлера, Симфонию № 2 («Романтическую») и сюиту «Веселая гора» Х.Хансона.

Симфонический оркестр под управлением К.О’Коннела исполняет произведения Я.Сибелиуса «Грустный вальс», ор. 44, К.Дебюсси «Лун¬ный свет», пьесу № 3, В.Херберта «Американская фантазия».

П.Уайтман со своим концертным оркестром исполняет сюиту Ф.Грофе «Большой каньон».

Детройтский симфонический оркестр под управлением О.Габри¬ловича исполняет рапсодию «Испания» Э.Шабрие.

Филадельфийский симфонический оркестр под управлением С.В.Рахманинова исполняет его Симфонию № 3 ля минор, ор. 44.

Есть в фонде записи национальных оркестров: оркестр Венской филармонии под управлением Р.Хегера исполняет сюиту К.Гольдмарка «Деревенская свадьба»; оркестр Лондонской филармонии под управлением Д.Барбиролли исполняет «Маленькую ночную серенаду» В. А.Мо¬царта и Симфонию № 2 ре минор Й.Гайдна; Румынский национальный симфонический оркестр под управлением Г.Киндлера исполняет «Румы¬нскую рапсодию» № 1 ля мажор, ор. 11 Дж.Энеску; оркестр Парижской консерватории под управлением П.Копполы исполняет симфонические эскизы «Море» и «Иберия» К.Дебюсси и Симфонию № 2, ор. 9 Н.А.Рим¬ского Корсакова; Чешский филармонический оркестр под управлением Г.Сцелла исполняет Симфонию № 5 ми минор («Из Нового Света»), ор. 95, А.Дворжака; симфонический оркестр Мехико под управлением К.Чавеса исполняет «Индейскую симфонию» и симфоническую музыку «Антигона» К.Чавеса и «Чакону» Д.Букстехуде.

Можно также отметить записи выступлений знаменитых исполнителей в сопровождении мировых симфонических оркестров.

Творчество знаменитого скрипача Я.Хейфеца представлено записями его совместного исполнения с оркестром Лондонской филармонии под управлением Д.Барбиролли Концерта до мажор, ор. 35 П.И.Чайков¬ского и Концерта для скрипки с оркестром ля мажор, ор. 82 А.К.Гла¬зунова, с Бостонским симфоническим оркестром С.А.Кусевиц¬кого Концерта ре мажор для скрипки с оркестром Й.Брамса и «Грустного вальса» из музыки к драме «Куолема» Я.Сибелиуса, с Симфоническим оркестром NBC под управлением А.Тосканини Концерта для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 61 Л. В.Бетховена, с Э.Фейерманом (виолон¬чель) и Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Ю.Ор¬манди Двойного концерта для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 102 Й.Брамса.
Творчество Ф.Крейслера (скрипка) представлено записью его исполнения с оркестром Берлинской оперы под управлением Л.Блеха Концерта для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 77 Й.Брамса.
Знаменитый скрипач И.Менухин совместно с Парижским симфоническим оркестром под управлением П.Монтё исполняет Концерт № 1 ре мажор, ор. 6 и пьесу для скрипки с оркестром «Вечное движение» Н.Па¬ганини, Симфонию № 13 соль мажор Й.Гайдна, с симфоническим оркестром под управлением Дж.Энеску Концерт ми минор, ор. 64 Ф.Мен¬дель¬сона Бартольди.

Творчество пианистов представлено такими именами как: В.Горовиц (с симфоническим оркестром NBC под управлением А.Тос¬ка¬нини исполняет Концерт № 2 си бемоль мажор, ор. 83 Й.Брамса и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 23 П.И.Чайковского); А.Г.Рубинштейн (совместно с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Ю.Орманди исполняет Концерт ля минор, ор. 16 Э.Грига); А.Шнабель (с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Ф.Штока исполняет Концерт № 4 соль мажор, ор. 58 Л. В.Бетховена); В.Бакгауз (с Новым симфоническим оркестром под управлением Д.Барбиролли исполняет Концерт ля минор, ор. 16 Э.Гри¬га); В.Баренцен (с симфоническим оркестром под управлением П.Коп¬полы исполняет симфонические впечатления для фортепиано с оркестром «Ночи в садах Испании» М. де Фальи); А.Корто (с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Л.Рональда исполняет Концерт ля минор, ор. 54 Р.Шумана).

Можно также отметить запись исполнения С.С.Прокофьевым (форте¬пиано) совместно с Лондонским симфоническим оркестром под управлением П.Копполы своего Концерта № 3, ор. 26.

Дуэт М.Мойзе (флейта) и Л.Ласкина (арфа) с оркестром под управлением П.Копполы исполняет Концерт до минор № 299 В. А.Мо¬царта.

Камерно-инструментальная музыка очень широко представлена в фонде.

Можно назвать записи великих скрипачей: Ф.Крейслера (произведения Ф.Крейслера «Китайский тамбурин», пьеса, ор. 3, «Вен¬ский каприс», пьеса; А.Дворжака «Юмореска», ор. 101, № 7; И. С.Баха «Пар¬тита соль минор»; Ж.Массне «Размышление», интермеццо; И.Аль¬бениса «Танго», ор. 105, № 2; М. де Фальи «Испанский танец»); Я.Хей¬феца (произведения: Р.Дриго «Вальс цветов»; М.Равель «Цыган¬ка», концертная рапсодия; М.Понсе «Звездочка», пьеса; Р.Штраус Соната ми бемоль мажор, ор. 18; Ф.Шуберт «Аве Мария»; Л.Годовский «Старая Вена», пьеса, Н.А.Римский Корсаков «Полет шмеля», пьеса); М.Эльмана (произведения: Ф.Дрдла «Сувенир», пьеса; М.Равель «Пьеса в форме Хабанеры»; П.Сарасате «Цыганские напевы», ор. 20; К.Сен Санс «Лебедь», пьеса из цикла «Карнавал животных»; Ф.Шу¬берт «Сентиментальный вальс»; Р.Шуман «Грезы», пьеса, Ц.Кюи «Восточная», ор. 50 № 9); пианистов: С.В.Рахманинова (про¬изведения: И. С.Бах «Сарабанда»; Л. В.Бетховен «Афинские развалины», музыка к пьесе А.Коцебу «Турецкий марш»; Ф.Шопен «Вальсы» № 7, 8, ор. 64; Р.Шуман «Карнавал», фортепианная сюита, ор. 9; Ф.Шуберт «В путь», «Куда», «Лореляй», пьесы); А.Г.Рубинштейна (произведения: Ф.Шопен Мазурки, ор. 56 №№ 2, 3, ор. 59 №№ 1, 2, 3, ор. 68 №№ 1, 2, 3, ор. 64 № 1, ор. 30 № 2, ор. 67 №№ 2, 3, 4, ор. 33 № 1); А.Корто (произведения: Г.-Ф.Гендель Сюита ми мажор № 5; М.Равель Соната для фортепиано фа диез минор и пьеса «Игра воды», Ф.Шопен «Колыбельная», ор. 57, Экспромт № 3 соль бемоль мажор, ор. 51, Фантазия экспромт до диез минор, ор. 66, Этюды, ор. 10 №№ 1—12); И. Я.Падеревского (произведения: Л. В.Бетховен Соната № 14 до диез минор, соч. 27 № 2, И. Я.Падеревский Менуэт соль мажор, соч.14, № 1, А.Г.Рубинштейн «Вальс каприз»; Ф.Шопен «Вальс блестящий»); Дж.Копланда (произведения: К.Дебюсси «Шаги на снегу», прелюдия № 6 и «Холмы Анакапри», прелюдия № 5); А.Браиловского (произведе¬ния: Ф.Шопен Вальс № 1, соч. 18, вальсы №№ 2, 3, соч. 34, вальс № 5, соч. 42, вальсы №№ 6—8, соч. 64, вальсы №№ 9, 10, соч. 69, вальсы №№ 11—14, соч. 70); Г.Барта (произведения: В. А.Моцарт Фантазия ре минор; Л.К.Дакен «Кукушка», пьеса); виолончелистов: П.Казальса (произведения: И. С.Бах Органная токката до минор, В 564; К.Сен Санс «Карнавал животных», цикл пьес. Фрагмент; Ф.Шуберт «Музыкаль¬ный момент», Э.Гранадос «Гойески», опера. Интермеццо), В.Сорлина (Ф.Мендельсон Бартольди «Весенняя песня»); Р.Бурдона (А.Г.Рубинш¬тейн «Мело¬дия фа мажор); органистов: Э.Буллока (произведения: Г.-Ф.Гендель Органный концерт си бемоль мажор и сюита «Музыка на воде»), М.Энд¬рюса (произведения: Р.Вагнер «Лоэнгрин», опера. Свадебный марш; Ф.Мендельсон Бартольди «Сон в летнюю ночь», увертюра. Свадебный марш); Е.П.Бигса (произведе¬ния: Л.Соуэрбай Симфония соль мажор для органа; И. С.Бах «Хорошо темперированный клавир №№ 17—32); контрабасистов: С.А.Кусевицкого (произведения: Г.Эклес «Соната ларго соль минор», С.А.Кусевицкий «Грустная песнь», ор. 2); арфистов: А.Сальвии (произве¬дения: Дж.Пейн «Дом, милый дом», пьеса С.Фостер «Сказки старого дома»); Ф.Дж.Лапити¬но (произведения: Дж.Томас «Осень», пьеса); гитаристов: А.Сеговия (произве¬дения: И. С.Бах «Английская сюита № 6. Гавот, Ф.Сор «Тема с вариациями»).
Следует отметить записи знаменитых дуэтов и трио. Дуэт А.Шмидт (скрипка) и К.Ивер (фортепиано) исполняет произведения Ф.Шопена «Вальс ре мажор», ор. 64, № 1, Ф.Шуберта «Пчелка», Н.П.Огарева «Кап¬рис». Фортепианный дуэт М.Реттинберг и Дж.Шил¬крет исполняет фортепианные циклы Э.Невина «День в Венеции», «Водные сцены», «В Аркадии». Дуэт У.Г.Рейтц (ксилофон) и К.Ивер (фортепиано) исполняет произведения К. В.Глюка «Менуэт», А.Э.М.Гретри «Гавот».

Трио А.Г.Рубинштейн (фортепиано), Я.Хейфец (скрипка), Э.Фе¬йерман (виолончель) исполняет трио № 1 си бемоль мажор, ор. 8 Й.Брамса и трио № 1, ор. 29 Ф.Шуберта.

Есть в фонде записи известных мировых квартетов. Кулиджский струнный квартет в сопровождении Дж.Харриса (фортепиано) исполняет квинтет для фортепиано и струнных инструментов Р.Харриса. О.Габрило¬вич (фортепиано) в сопровождении Флонзальского квартета исполняет квинтет ми бемоль мажор, ор. 44 Р.Шумана. Будапештский струнный квартет исполняет произведения А.Дворжака Квартет фа мажор, ор. 96 и Ф.Шуберта Квартет ля минор, ор. 29.

Жанр оперетты представлен в фонде только тремя записями фрагментов из классической оперетты. Это: Ария из оперетты О.Штрау¬са «Храбрый солдат» в исполнении Дж.Ч.Томаса (баритон) и вальсы из оперетт И.Штрауса «Ночь в Венеции» в исполнении Бостонского оркестра «Попс» под управлением А.Фидлера. На подавляющем количестве пластинок записаны фрагменты оперетт американских композиторов, мало известных в Европе и России: Дж.Керна («Плавучий театр», «Роберта»), В.Херберта («Шалунья Мериетта», «Мадемуазель модисточка», «Гадалка», «Дети в стране игрушек», «Влюбленная», Мулен Руж», «Только девушка»), О.Харбаха («Вы влюблены», «Высокий Джинко»), Р.Фримля («Роз Мари», «Катенька», «Король бродяга», «Светлячок»), А.Салливена («Пензанские пираты», «Ми¬кадо», «Гвардейцы», «Волшеб¬ник», «Гондольеры», «Фрегат его величества Пинафор»), Дж.Гершви¬на («Пусть гремит оркестр»), Р.Роджерса («Ян¬ки из Коннектикута»), К.Портера («Юбилей»), З.Ромберга («Принц сту¬дент»). Все фрагменты исполняют американские певцы: Д.Бэкер (баритон), Б.Левис (сопрано), Г.Шваргаут (меццо сопрано), Дж.Ч.Томас (баритон), А.Джонс (тенор) в сопровождении камерного оркестра фирмы «Виктор» под управлением Н.Шилкрета, хора и симфонического оркестра под управлением М.Саржента, оркестра под управлением А.Годфрея.

Русские вокальные исполнители представлены именем одного Ф.И.Шаляпина (бас). В его исполнении звучат русские народные песни «Было двенадцать разбойников», «Вниз по матушке по Волге», «Но¬ченька».

Раздел массовой музыки представлен вокальными произведениями, легкой инструментальной музыкой и латино американскими песнями и танцами.

Вокальный раздел — это записи народных и массовых американских песен в исполнении известных американских певцов. П.Робсон (бас) исполняет негритянские спиричуэлсы, блюзы, песни («Водяной мальчик», «Голубая река», «Я не могу рассказать Богу о своих трудностях», «На краю дороги», «Переведи меня через реку»); А.Джонс (тенор) исполняет песни композиторов Р.Д.Янга, Р.Б.Смита, В.Херберта и др. («Я влюблен в кого то», «Одинокий», «Кто ты?»); Дж.Мелтон (тенор) поет песни «О, осуши эти слезы», «Я заберу тебя домой, Кэтлин» и др.; Н.Эдди (баритон) поет песни из кинофильмов «Капризная Мариетта», «Голубой рай» и др.; Дж.Ч.Томас (баритон) исполняет песни «Когда я был пареньком», «Смерти нет» и др.; Р.Понсей (сопрано) поет песни Дж.Бленда «Перенеси меня обратно в старую Вирджинию», С.Фостера «Мой старый дом в Кентукки» и др.

Легкая танцевальная музыка звучит в исполнении лучших оркестров США: оркестра под управлением А.Каравелли (вальс «Всегда с тобой», фокстроты «Жестокий араб», «Один из этих дней», пасодобли «Танец любви», «Привет, Буэнос Айрес», «Женщина из Мадрида» и др.), оркестра под управлением О.Кастеллуччи (вальс «Величественный памятник», мазурка «Маленькая Ольга»), оркестра под управлением А.Прайора («Националь¬ный марш», марш «Легкий выход» и др.), оркестра под управлением Е.Т.Гольдмана (марши «Капитан», «Вашинг¬тон поет», «На гуляньи», «Американский патруль» и др.), оркестра под управлением Я.Гербера (фокстроты «Бульвар разбитых мечтаний», «Искушение», «Иначе говоря» и др.), оркестра под управлением В.Кинга (фокстроты «Спокойной ночи, дорогая», «Песня островов» и др.

Следует выделить комплекс грампластинок с записями камерного оркестра фирмы «Виктор» под управлением Н.Шилкрета. В его исполнении звучат серии «Три старых американских кадрили», «Американ¬ские народные танцы» и серии записей английской, венгерской, датской, немецкой, французской, чехословацкой и шведской народной танцевальной музыки.

Довольно большой раздел составляют латино американские песни и танцевальная музыка (кубинские, пуэрториканские, бразильские, боливийские и др.) в исполнении оркестров под управлением М.Картаха¬ля, Х.Арби¬зу, Х.Пулидо, Х.Морино, Э.Лекуона, Ф.В.Риверы, Ф.Х.Ле¬муто, А.Руиза, Ф.Кавелло, А.О.Тирадо. В их исполнении звучат болеро («Прекрасная девушка»), танго («Грех»), пасодобли («Черные цветы»), румбы, самбы, хоты и т.п.

Следующий большой раздел фонда составляют пластинки производства Японии. Он меньше американского, но в нем можно выделить много интересных записей.

В оперном подразделе следует упомянуть записи Э.Карузо (тенор) (Дж.Верди «Аида», «Риголетто», «Сила судьбы»; Дж.Мейербера «Афри¬канка»); Б.Джильи (тенор) (Ф.Флотова «Марта»; Н.А.Рим¬ского Кор¬сакова «Садко»); А.Галли Курчи (сопрано) (Дж.Верди «Труба¬дур»; Дж.Мейер¬бера «Динора», Н.А.Римского Корсакова «Садко»); Л.Понс (сопрано) (Л.Делиба «Лакме»), а также несколько звездных дуэтов: А.Галли Курчи (сопрано) и Д. де Лука (баритон) (Дж.Верди «Риголет¬то»); А.Гал¬ли Курчи (сопрано) и Т.Скипа (тенор) (Дж.Верди «Травиа¬та»); Т. Дель Монте (сопрано) и Л.Монтесанто (баритон) (Дж.Верди «Травиата» и «Риголет¬то»).

Из раздела вокально камерной музыки можно отметить несколько романсов в исполнении А.Галли Курчи (сопрано) (Г.Бишопа «Жаворо¬нок», Э.Грига «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»); Э.Карузо (тенор) (Э. ди Капуа «О, мое солнце» и Т.Котро «Санта Лючия»); Б.Джильи (тенор) (Э. ди Капуа «О, мое солнце»).

Раздел симфонической оркестровой музыки очень большой. Это записи лучших мировых оркестров. Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Л.Стоковского исполняет произведения: Ж.Бизе «Кармен», сюита, музыка к драме А.Доде «Арлезианка», И. С.Бах «Сара¬банда», Р.Вагнер «Лоэнгрин», опера, Антракт к 3 акту, Ф.Шуберт Симфония № 8 си бемоль мажор («Неоконченная»), Й.Брамс Венгерский танец № 1 соль минор, П.И.Чайковский Итальянское каприччио на темы народных песен, соч. 45, Симфония № 4 фа минор, «Щелкунчик», балет, фрагмент, Р.М.Глиэр «Красный цветок», балет, Матросский танец, М.М.Ип¬политов Иванов «Кавказские эскизы», сюита, соч. 10 № 2, Д.Д.Шостакович Симфония № 1 фа минор, соч. 10, фрагмент. Оркестр Нью Йоркской филармонии под управлением А.Тосканини исполняет Симфонию № 7 ля мажор, ор. 92 Л. В.Бетхо¬вена, Симфонический оркестр ВВС под управлением А.Тосканини исполняет Симфонию № 4 си бемоль мажор, ор. 60 и Симфонию № 6 фа мажор, ор. 68 Л. В.Бетхо¬вена. Симфонический оркестр NBC под его же управлением исполняет Симфонию № 13 соль мажор Й.Гайдна и Симфонию № 5 Л. В.Бетхо¬вена. Нью Йоркский симфонический оркестр под управлением В.Менгельберга исполняет Симфонию № 1, ор. 21 Л. В.Бет¬хо¬вена. Симфонический оркестр ВВС под управлением А.Боулта исполняет произведения: Ф.Шуберт Симфония № 7 до мажор, К.-М.Вебер «Вольный стрелок», опера, увертюра, Р.Шуман «Манфред», опера, увертюра, О.Николаи «Виндзорские проказницы», опера, увертюра. Миннеаполисский симфонический оркестр под управлением Ю.Орман¬ди исполняет фрагменты из оперы Б.Сметаны «Проданная невеста». Симфонический оркестр под управлением Дж.Барбиролли исполняет симфоническую поэму О.Респиги «Фонтаны Рима». Оркестр под управлением Р.Бурдона исполняет интермеццо из оперы П.Масканьи «Сельская честь» и баркаролу из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана». Бостонский оркестр «Попс» под управлением А.Фидлера исполняет произведения: Э.Гранадос «Интер¬меццо», П.Ма¬сканьи «Сельская честь», опера, Интермеццо, П.И.Чай¬ковский «Евгений Онегин», опера, Полонез. Венский филармонический оркестр под управлением Б.Вальтера исполняет Симфонию соль мажор «Военная» Й.Гайдна и Симфонию № 8 си бемоль минор Ф.Шуберта. Оркестр концертной ассоциации при Парижской консерватории под управлением П.Копполы исполняет симфонический эскиз «Море» и музыкальные пьесы №№ 1—4 из цикла «Детский уголок» К.Дебюсси и фрагменты из балета М.Равеля «Дафнис и Хлоя». Лондонский симфонический оркестр под управлением Ю.Гус¬сенса исполняет сюиту Н.А.Римского Ко¬рсакова «Золотой петушок» и фрагменты балета «Коппелия» Л.Делиба; тот же оркестр под управлением Л.Блеха исполняет «Норвежские танцы», соч. 35 Э.Грига.

Следует отметить записи выступлений знаменитых исполнителей в сопровождении оркестров, имеющихся в этом разделе фонда. И.Мену¬хин (скрипка) в сопровождении Парижского симфонического оркестра под управлением П.Монто исполняет Концерт № 1 ре мажор, соч. 6 Н.Паганини и в сопровождении того же оркестра под управлением Дж.Энеску — Испанскую симфонию ре минор, ор. 21 Э.Ла¬ло. Ф.Крейслер (скрипка) в сопровождении Лондонского филармонического оркестра под управлением М.Саржента исполняет Концерт ре мажор, К. № 218 В. А.Моцарта. Я.Хей¬фец (скрипка) в сопровождении Лондонского филармонического оркестра под управлением Т.Бекхаша исполняет Концерт ре минор, ор. 47 Я.Сибелиуса. П.Казальс (вио¬лончель) в сопровождении Лондонского филармонического оркестра под управлением Л.Рональда исполняет Концерт для виолончели с оркестром Л.Боккери¬ни, а в сопровождении оркестра Чешской филармонии под управлением Г.Селя исполняет Концерт си минор, соч. 104 А.Дворжака. С.В.Рахманинов (фортепиа¬но) с Филадельфийским симфоническим оркестром под управлением Л.Стоковского исполняет Рапсодию для фортепиано с оркестром, соч. 43 С.В.Рахманинова. А.Шна¬бель (фортепиано) в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением М.Саржента исполняет Концерт до минор, К. 467 В. А.Мо¬царта.

Раздел камерно инструментальной музыки представлен такими звездами исполнительского искусства как: Ф.Крейслер (скрипка) (Ф.Дрдла «Воспоминания», пьеса, Л. В.Бетховен Соната № 1 ре мажор, Соната № 2 ля мажор, Соната № 3 ми бемоль мажор, ор. 12 и др.); Я.Хейфец (скрипка) (Р.Дриго «Вальс цветов», пьеса, М.Понсе «Эст¬релита», пьеса, В. А.Моцарт Соната № 10 си бемоль мажор, К. 378); Р.Шемет (скрипка) (Ф.Мендель¬сон Бартольди «Весенняя песня», пьеса, ор. 62, Ф.Крейслер «Танцующая кукла», пьеса); С.В.Рахманинов (фортепиано) (П.И.Чайковский «Времена года», цикл, «На тройке», ор. 37 № 11, С.В.Рахманинов «Полька»); В.Го¬ровиц (фортепиано) (Н.Паганини Этюд ми бемоль мажор); А.Г.Рубинштейн (фортепиано) (М. де Фалья «Жизнь коротка», опера, фрагменты); А.Корто (фортепиано) (Ф.Лист «Венгер¬ская рапсодия» № 2 до диез минор, Ф.Шопен Полонез № 6 ля бемоль мажор, ор. 53, Р.Шуман «Карнавал», сюита, ор. 9); А.Шнабель (форте¬пиано) (Л. В.Бетховен «Багатель» до мажор, ор. 33 №№ 5, 7, Соната № 12 ля бемоль мажор, ор. 26, Соната № 21 до мажор «Аврора», ор. 53); П.Казальс (виолончель) (Соната № 6 ля мажор Л.Боккерини); В.Ландовская (клавесин) (Ф.Куперен «Любимая», чакона, И. С.Бах Партита № 1 си бемоль мажор и Шесть маленьких прелюдий).

Дуэт И.Менухин (скрипка) и Х.Менухина (фортепиано) исполняет Крейцерову сонату № 9 ля мажор, соч. 47 Л.-В.Бетховена; дуэт Ф.Крей¬слер (скрипка) и С.В.Рахманинов (фортепиано) исполняет Сонату до минор, соч. 45 Э.Грига; дуэт А.Корто (фортепиано) и Ж.Тибо (скрипка) исполняют Крейцерову сонату № 9 ля мажор, соч. 47 Л.-В.Бетховена, Сонату ля мажор Ц.Франка, совместно со струнным квартетом исполняет Концерт ре мажор, соч. 21 Э.Шоссона и совместно с П.Казальсом (виолончель) — Трио ре минор, ор. 49 Ф.Мендельсона Бартольди; Д.Хербрехт (арфа) совместно с инструментальным ансамблем под управ¬лением П.Копполы исполняет Интермеццо и аллегро для арфы в сопровождении флейты, кларнета и струнного квартета М.Равеля; трио П.Клинглер (скрипка), Ф.Клинглер (альт) и Г.Шек (флейта) исполняет Серенаду ре мажор, ор. 77А для скрипка, альта и флейты М.Регера, а также Скерцо из квартета ми бемоль мажор Л.Керубини; Французский квартет под управлением М.Блонделя исполняет Квартет ми бемоль мажор Э.Лало.

Русская тема представлена в этом разделе фонда записями Ф.И.Ша¬ляпина (бас) в исполнении которого звучат русские народные песни «Вдоль по Питерской», «Машенька», «Степан Разин», романсы Ж.Массне «Эле¬гия», М.И.Глинки «Сомнение», М.П.Мусоргского «Песня о блохе» и «Тре¬пак», А.Г.Рубинштейна «Персидская песня», а также фрагменты из опер Дж.Россини «Севильский цирюльник», М.П.Мусоргского «Борис Годунов» и А.Н.Серова «Вражья сила».

Основную массу этого раздела фонда составляют записи японской народной музыки, песен и танцев. Из исполнителей можно назвать Мацупаро Вафу, Ишитару, Ишимади, Кацубаро, Сэкито Едайити, исполняющих японских песни «Переправа через большую гору», «Цветение сосны», «Песня горы», «Кошки» и др.

В фонде есть также несколько пластинок с записями индийских народных песен и танцев. Например, У.Шан Кар в сопровождении группы народных инструментов исполняет песни «Раджа тиланга», «Раджа бахар», «Танец Гандхарва», «Танец Рамачандра» и др., В.Ширали (барабаны) исполняет танцы «Таблатаранга», «Танец Картикейя» и др.

Записей легкой танцевальной музыки в этом разделе фонда мало. Можно упомянуть записи гавайской музыки, типа вальсов «Сладкие гавайские ночи», марша «Гонолулу» в исполнении Гавайского оркестра.