Фонд № 75. «Gramophone Company»

Деятельность «Gramophone Company» имеет первостепенное значение для всей истории звуковой индустрии за более чем 90 лет ее существования.

История этой компании сложна и запутана.

1893 г. является датой основания первого коммерческого граммофонного предприятия — «Us Gramophone Company», созданного Э. Берлинером в Вашингтоне. Первые граммофонные пластинки появились в продаже в Североамериканских Штатах в конце 1894 г., а осенью 1895 г., когда увенчались успехом поиски вкладчиков, была основана «Berliner’s Gramophone Company» с капиталом в 25 тысяч долларов для производства аппаратов и дисков по лицензии «Us Gramophone Company». С этого момента граммофон вступил в соревнования с фонографом. Началось победное шествие грамзаписи по миру. Была разработана принципиально новая модель аппарата граммофона. Создатель этой конструкции, механик, владелец небольшой мастерской в Кэмдене в Североамериканских Штатах Э. Джонсон продемонстрировал ее летом 1896 г. директора «Граммофонной компании Берлинера» и получил заказ от них на первые 200 аппаратов. В конце 1896 года «Граммофонная компания Берлинера» доверила рекламу своей продукции и торговлю коммерсанту из Нью-Йорка Ф. Симену, который предложил сделать его исключительным агентом по продаже аппаратов и дисков в Североамериканских Штатах и заключил договор на 15 лет с правом создания собственной компании.
 
Таким образом, в 1897 г. граммофонная промышленность была в руках трех владельцев: «Us Gramophone Company» в Вашингтоне как держатель патентов, «Berliner’s Gramophone Company» в Филадельфии производила пластинки и граммофоны (последние по заказам в мастерской Э. Джонсона в Кэмдене) и «National Gramophone Company» Ф. Симена в Нью-Йорке как коммерческое предприятие. Благодаря активной рекламе грампластинка на рынке резко опередила фонограф. Представители альянса «Американская компания Графофон» и «Коламбия фонограф Компани» поручили своему юристу Ф. Мауро изучить патенты Э.Берлинера и найти повод для обвинения в заимствовании. Повод был найден и в 1898 г. Ф. Мауро предъявил иск в окружном суде Нью-Йорка, но не к «Граммофонной компании Берлинера», а к компании Ф. Симена «National Gramophone Company». Ф. Мауро сделал ставку на раскол альянса трех граммофонных компаний. Его расчет оказался точен. Ф. Симен, имевший натянутые отношения со своими партнерами, вступил в сепаратные переговоры с альянсом «Графофон» — «Коламбия». Благодаря судебному процессу компания Э. Берлинера утратила монопольные права на грамзапись. Ф. Симен открыл собственное производство дисков и аппаратов, в 1899 г. он переименовал свою компанию в «National Gramophone Corporation» и организовал дочернюю «Universal Talking Machine Company» — собственное производство с фабрикой в Нью-Йорке. Он прервал контакты с Э. Берлинером и Э. Джонсоном и начал рекламировать и продавать собственной аппарат, названный Zonophone. 5 мая 1900 года Ф. Симен как руководитель «Национальной граммофонной компании» признал на суде себя побежденным. Новые компании Ф. Симена и его оппоненты «Графофон» и «Коламбия» сообщили, что охраняют свою продукцию «совместными патентами», т.е. Ф. Симен присвоил себе и продал оппонентам на суде патенты Э. Берлинера. Он также добился запрета на реализацию продукции Э. Берлинера в Североамериканских Штатах. Но неожиданно у Ф. Симена и его партнеров появился новый конкурент, все тот же Э. Джонсон, который с осени 1899 года приступил сам к выпуску пластинок в дополнение к производству аппаратов, а осенью 1900 г. провел рекламу продукции его новой «Consolidated Talking Machine Company». Ф. Симен немедленно обратился в суд и требовал запрета на производство и торговлю граммофонами и запрета на само слово “граммофон”, но Э. Джонсон выиграл процесс. Ф. Симену удалось лишь добиться запрета снова «граммофон», но Э.Джонсон просто заменил его лозунгом «Victor», который стал названием аппаратов, пластинок и самой его компании.
 
Дальнейшая судьба грамзаписи оказалась в зависимости от европейского филиала компании Э. Берлинера. Его агенты действовали в Европе уже в конце 1896 г., но экспорт продукции из Североамериканских Штатах в европейские страны был мизерным. Начало грамзаписи в Европе было положено в мае 1898 г., когда коммерсант У.Б. Оуэн по поручению компании Э. Берлинера основал в Лондоне дочернюю компанию с тем же названием. Центральная контора «Berliner’s Gramophone Company» разместилась в Лондоне, на Мейден Лейн, 31, где в августе 1898 г. открылась первая в Европе студия грамзаписи. Ее работу возглавил инженер Ф. Гайсберг, приехавший из Америки. Работа компании предполагала не только продажу аппаратов, поступавших из Североамериканских Штатах и собиравшихся в Лондоне, но и запись на диски и их тиражирование. Предприятие по прессовке было организовано племянником Э. Берлинера Дж. Сандерсом в Ганновере в Германии на фабрике, принадлежавшей брату Э. Берлинера Й. Берлинеру. Полностью завод грампластинок вступил в строй в начале 1899 г. 6 декабря 1898 г. в Ганновере был основан филиал лондонской «Berliner’s Gramophone Company» — дочерняя компания под названием «Deutsche Grammophon Aktien Gesellschaft». Таким образом, граммофоны изготавливались для Европы в Североамериканских Штатах, пластинки записывались Лондоне, в с лондонских оригиналов тиражировались в Ганновере. С весны 1899 г. начинаются выездные сессии по записи грампластинок в различных городах Европы, что привело к основанию дочерних компаний, филиалов лондонской «Berliner’s Gramophone Company» в ряде европейских стран, а также отделений этих филиалов, в том числе и в России. В Европе «Gramophone Company» быстро опередила все фонографические производства, только компания «Пате» смогла составить им конкуренцию. В России деятельность «Gramophone Company» до 1903 г. курировалась отделением немецкого филиала. Во Франции филиал был создан в мае 1899 г.

Действия лондонской компании подтолкнули Ф. Симена к решению также завоевать европейский рынок. С помощью коммерсанта Ф.М. Прескотта, который стал его агентом в Европе с исключительными правами на экспорт продукции с маркой «Zonophone», Ф. Симен создал в Европе «International Zonophone Company» с головной конторой в Берлине. Пластинки «Zonophone» записывались в различных странах Европы, а печатались на заводе в Германии. «Gramophone Company» пыталась вести тяжбу в суде о патентных правах, но спор так и не был решен.

Европейское предприятие «Zonophone» стало отставать в конкурентной борьбе, и главные его акционеры в Североамериканских Штатах продали, наконец, свои акции компании «Gramophone» летом 1903 г. «Zonophone» стал придатком «Gramophone Company», его этикетка стала использоваться для дешевой продукции. Вскоре и американская часть «Zonophone» была куплена компанией Э. Джонсона «Victor» и некоторое время существовала как филиал, а затем была ликвидирована.

В 1918 г. русское отделение фирмы «Граммофон» прекратило свое существование после Октябрьской революции. В том же году немецкий филиал ее отделился от концерна, сохранив марку «Голос его хозяина» («HMV») для использования на территории Германии. В 1920 г. «Дойче Граммофон» начал экспорт своей продукции в Североамериканские Штаты под маркой «Opera Disc». В дальнейшем экспортной маркой «Дойче Граммофон» стала марка «Polydor».

В 1926 г. компания «Граммофон» основала в Берлине отделение под названием «Electrola» с фабрикой в Новавесе близ Потсдама, печатавшей пластинки с шрифтовой этикеткой, так как право пользования маркой «HMV» в Германии имел «Дойче Граммофон». В 1932 г. «Электрола» перенесла производство в Берлин, после того как в 1931 г. был основан концерн «EMI». В него вошли: компания «Граммофон» со всеми филиалами в Европе, ее германское отделение «Электрола», английская «Коламбия» с филиалами в других странах, все производство концерна Линдштрема («Одеон», «Парлофон», «Бека» и др.), компания «Пате», японский «Ниппонофон» и ряд других второстепенных марок. Концерн «EMI» существует и поныне.

Характеризуя фонодокументы данного фонда, следует отметить несколько важных моментов.
Во-первых, зарубежные пластинки «Граммофона» имеют указание на дочерние предприятия: французские — «Compagnia Francaise du Gramophone», итальянские — «Compagnia Nazionale del Gramophono», немецкие — «Deutsche Gramophone A.G.». Все эти указания появляются на этикетках с 1909 г., а итальянская надпись «Societa Nazionale del Gramophono» или просто «Gramophono» — с 1912 г.
Во-вторых, основной торговой маркой для продукции компании «Граммофон» с начала действия компании до 1909 г. была и поныне всемирно известная марка «Пишущий Амур».

С 1909 г. в европейских филиалах эта марка была заменена на другую широко известную торговую марку «His Master’s Voice» («Голос его хозяина»). Обе знаменитые эмблемы и сейчас являются главными для продукции концерна EMI.

Формат диска на этикетке указывался в виде надписи «Concert Record Gramophone» или «Gramophone Concert Record» для “гранда” и «Monarch Record Gramophone» или «Gramophone Monarch Record» для “гиганта”.

Все фонодокументы фонда можно условно разделить (для простоты описания) на несколько групп: в первую группу отнесены записи 1903—1915 годов под торговыми марками «Пишущий Амур» и «His Master’s Voice», у которых оказалось сложно установить филиал компании «Граммофон», в котором они были изданы; в другой группе представлены фонодокументы компании, произведенные в ее филиалах в Германии, Испании, Италии и Франции.