Фонд № 74. «Deutshce Rundfunk»

Данный фонд представляет собой коллекцию грампластинок, производства Немецкого радио (Германия) за 1936— середину 40-х годов XX века. Все записи, находящиеся в этом фонде отражают историю страны в годы нацизма и носят явно выраженный политико-пропагандистский характер.

Обзор фонда можно начать с речевых фонодокументов. Это такие записи как: материалы, посвященные пребывание Рейхсминистра авиации Г. Геринга в Восточной Пруссии (зап. 12.03.1936 г.), в которых звучат выступления самого Г. Геринга и гауляйтера Восточной Пруссии Э. Коха; запись выступления гауляйтера Тюрингии Ф. Заукеля в связи с 10-летием со дня первого съезда Национал Социалистической Рабочей партии Германии (зап. г. Веймар, 1936 г.); запись фрагмента речи «Современная политическая агитация» Рейхсминистра пропаганды и агитации Германии Й. Геббельса на съезде Национал Социалистической Рабочей партии Германии (зап. г.Нюрнберг, 11.09.1936 г.); записи фрагментов празднования третьей годовщины Академии германского права, на котором выступили президент Академии Г. Франк, ректор Мюнхенского университета Л. Кёльб, бургомистр Мюнхена К. Филер, Рейхсминистр внутренних дел Германии В. Фрик (зап. 23.10.1936 г.); фрагмент записи Открытия заседания Международного Олимпийского комитета (зап. 1936 г. г. Берлин. Фридрих-Вильгельм Университет. Актовый зал) (выступили группенфюрер СС Г. фон Хаммер-Остен, статскомиссар Ю. Липперт, заместитель А. Гитлера по партии НСДАП Р. Гесс); запись фрагмента речи Рейхсминистра по науке, образованию и культуре Б. Руста на торжественном собрании в честь Международного Олимпийского комитета (перевод на французский язык) (зап. 1936 г.); запись выступления Б. Руста на открытии выставки «Спорт эллинов» в Берлинском музее немецкой истории (зап. 29.07.1936 г.); запись выступления итальянского диктатора Б. Муссолини на большом спортивном празднике, посвященном посещению им, Германии (зап. 28.09.1937 г.); выступление Рейхсминистра авиации Г. Геринга на открытии Международной охотничьей выставки (зап. г. Берлин, 03.11.1937  г.).

Художественные записи представлены в фонде, прежде всего, жанром оперной музыки: полной записью 3-го действия оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в исполнении солистов, хора и оркестра под управлением В. Брюкнера; полными записями оперы Р. Вагнера «Риенци» в исполнении солистов, хора и Лейпцигского симфонического оркестра под управлением Х. Вайсбаха; оперы К.-М. фон Вебера «Оберон» в исполнении солистов, хора и оркестра Берлинского радио под управлением Г. Розбауда; оперы Дж. Верди «Риголетто» в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра под управлением Г. Штайнера; комической оперы А. Лорцинга «Браконьер» в исполнении солистов, хора и оркестра под управлением Г. Штайнера; оперы В.-А. Моцарта «Идоминей, царь Крита» в исполнении солистов, хора и Берлинского симфонического оркестра; оперы О. Николаи «Виндзорские проказницы» в исполнении солистов, хора и оркестра под управлением Г. Штайнера.

Большая часть фонодокументов оперного жанра представлена музыкальными фрагментами в исполнении различных оркестров: в исполнении Лейпцигского симфонического оркестра звучат Увертюра из оперы В.-А. Моцарта «Директор театра» и Марш янычаров из его же оперы «Похищение из Сераля»; в исполнении Лейпцигского симфонического оркестра под управлением Г. Вебера звучат Танец дровосека из оперы А. Лорцинга «Царь-плотник» и фрагмент из оперы Д.Ф. Обера «Немая из Портичи»; в исполнении симфонического оркестра под управлением Г. Гёрлиха звучат Вступления ко 2-му и 3-му акту оперы Ж. Бизе «Кармен»; в исполнении Большого Гамбургского оркестра под управлением Э. Зайдлера звучит фрагмент «Приезд гостей» из оперы Р. Вагнера «Тангейзер» и Увертюра из оперы А. Лорцинга «Ганс Сакс»; оркестр Венской филармонии под управлением К. Крауса исполняет Увертюру из оперы В.-А. Моцарта «Похищение из Сераля»; Лейпцигский симфонический оркестр под управлением К. Кретчмара исполняет Увертюру из оперы А. Адана «Нюрнбергская кукла» и фрагмент из оперы Э. д’Альбера «Отъезд»; Большой симфонический оркестр под управлением того же К. Кретчмара исполняет Увертюры из опер А.К. Гомеса «Гуарани» и А. Дворжака «Хитрый крестьянин»; в исполнении Берлинского оркестра под управлением Крюгера-Бурхардта звучит Увертюра из оперы Ф. фон Флотова «Марта»; в исполнении симфонического оркестра под управлением Лейдана звучит Торжественный марш из оперы Дж. Верди «Аида»; симфонический оркестр под управлением Ф. Леманна исполняет Увертюру из оперы Ф. Шуберта «Альфонсо и Эстрелла»; фрагмент из оперы Л. Шпора «Иессонда» исполняет оркестр под управлением Х. Хёрнера; фантазия на темы оперы Дж. Верди «Аида» звучит в исполнении оркестра Итальянской гвардии под управлением д’Элна; фрагменты из оперы Р. Вагнера «Парсифаль» звучат в исполнении солистов, хора и оркестра Берлинского радио.

Небольшой объем составляют записи сольных партий из различных опер: К. Бёме (бас) поет арию из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»; Э. Бергер (сопрано) поет арию из оперы В.-А. Моцарта «Похищение из Сераля»; Р. Боккельман (бас-баритон) поет арию из оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры»; А. Зейдер (тенор) исполняет арию из той же оперы; Л. Пильти (сопрано) исполняет арию из оперы В.-А. Моцарта «Похищение из Сераля»; ария из оперы В.-А. Моцарта «Так поступают все женщины» звучит в исполнении Х. Розванге (тенор); арии из опер Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тангейзер» исполняет П. Шёффлер (баритон).

Квартет из оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» звучит в исполнении М. Ленц (сопрано), М. Рос (меццо-сопрано), А. Зейдера (тенор) и П. Шёффлера (баритон).

Жанр вокально камерной музыки представлен записями романсов в исполнении А. Анжилоти (сопрано) (поет романс Л.-В. Бетховена «Под камнем могильным»), А. Дермота (тенор) в сопровождении Р. Штрауса (фортепиано) (поет романс Р. Штрауса «Твои глаза в моем сердце»); Л. Пильти (сопрано) в сопровождении Р. Штрауса (фортепиано) (поет романс Р. Штрауса «Я летаю как на крыльях ангела»); Р. Пфарр (баритон) (поет романсы Ф. Шуберта «Бурлящий поток, шумящий лес» и «Песнь странника»); М. Райминг (сопрано) в сопровождении Р. Штрауса (фортепиано) (исполняет романс Р. Штрауса «Посвящение»); Х. Розванге (тенор) (исполняет романс Р. Штрауса «Приятное видение»).

Жанр симфонической музыки представлен записями различных симфонических оркестров:
Симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды» звучит в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Г. Кнаппертсбуша; Сюита «Танец теней» Г. Штрекса звучит в исполнении Большого оркестра Берлинского радио под управлением Ф. Маршалека; Берлинский муниципальный оркестр под управлением Ф. Рикснера исполняет Сюиту Ф. Рикснера «Радость жизни»; тот же оркестр под управлением М. Файдлера исполняет «Вальс цветов» из балетной сюиты П.И. Чайковского «Щелкунчик»; Венский филармонический оркестр под управлением Г. Кнаппертсбуша исполняет «Маленькую ночную серенаду» В.-А. Моцарта; тот же оркестр под управлением К. Крауса исполняет Музыку К.-М. фон Вебера к драме Ф. Шиллера «Турандот»; тот же оркестр под управлением Ф. Цауна исполняет Балетную сюиту, ор. 130 М. Регера; тот же оркестр под управлением Р. Штрауса исполняет фрагмент Симфонической поэмы «Тиль Уленшпигель», ор. 28 Р. Штрауса; «Свадебная песня и танец» из «Сельского дивертисмента» С. Драгойя звучат в исполнении Венского симфонического оркестра под управлением Т. Рогальского; Лейпцигский симфонический оркестр под управлением Т. Блюмера исполняет Увертюру «Осенью» Э. Грига и Адажио и Рондо для оркестра В.-А. Моцарта; тот же оркестр под управлением К. Кретчмара исполняет Увертюру «Семь заложников» Х. Брукнера, Увертюру «Радостная игра» Ф. Вальтера и Сюиту «Укрощение строптивой», ор. 54 Г. Цильхера; тот же оркестр под управлением Ф. Леманна исполняет органную фантазию в переложении для симфонического оркестра и Адажио и Рондо до минор для симфонического оркестра В.-А.Моцарта; тот же оркестр под управлением З.В. Мюллера исполняет «Симфонию ветра» З.В. Мюллера; в исполнении оркестра Франкфуртского радио под управлением Р. Мертена звучат Итальянское каприччио П.И. Чайковского и Рапсодия «Испания» Э. Шабрие; Франкфуртский государственный оркестр под управлением Г. Розбауда исполняет фрагменты из Сюиты в старинном стиле «Из времен Хольберга» для струнного оркестра, ор. 40 Э. Грига; фрагменты Сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига звучат в исполнении Штутгартского государственного оркестра под управлением Г. Гёрлиха.

В фонде есть также множество записей музыки в исполнении оркестров, у которых, к сожалению, не возможно установить их географическую принадлежность. Так, в исполнении оркестра под управлением Г. Абендрота звучат фрагменты Симфонии № 2 ре мажор, ор. 73 Й. Брамса; фрагмент Симфонии № 92 соль мажор («Оксфордской») Й. Гайдна звучит в исполнении оркестра под управлением К. Бёма; Увертюра «Тихий летний день на Лидо» Ф.-В. Руста звучит в исполнении оркестра под управлением В. Бютца; оркестр под управлением Х. Вайсбаха исполняет фрагменты из Симфоний № 1 до минор и № 3 ре минор А. Брукнера и Симфонии № 48 до мажор «Мария Терезия» Й. Гайдна; оркестр под управлением Г. Гёрлиха исполняет фрагмент детского балета «Фея кукол» Й. Байера и «Танец Феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»; музыка к пьесе «Розамунда из Кипра» Ф. Шуберта звучит в исполнении оркестра под управлением Э. Зоннтага; Серенаду № 6 (с литаврами) В.-А. Моцарта исполняет оркестр под управлением Ф. Леманна; оркестр под управлением Х. Хёрнера исполняет Прелюдию и фугу си бемоль мажор И.-С. Баха; Музыка и сигналы фанфар времен 30-летней войны П. Хёффера звучат в исполнении оркестра под управлением автора; «Торжественный марш» Г.-Ф. Генделя звучит в исполнении оркестра под управлением О. Шфедера; оркестра под управлением П. Шмитца исполняет фрагменты Кончерто гроссо ля минор, ор. 3, № 8 А. Вивальди.

Следует также упомянуть записи произведений в исполнении солирующих инструментов с оркестрами:
У. Лентродт (арфа) и струнный оркестр под управлением Г. Штанге исполняют «Два танца для арфы и струнного оркестра» К. Дебюсси; Г. Гарвенс (скрипка) и Лейпцигский симфонический оркестр под управлением К. Кретчмара исполняют Рондо ля мажор для скрипки с оркестром Ф. Шуберта; Концерт для фортепиано с оркестром Ж. Франсе звучит в исполнении автора (фортепиано) и оркестра под управлением Г. Розбауда; А. Хоэн (фортепиано) в сопровождении Франкфуртского симфонического оркестра под управлением Г. Розбауда исполняет фрагменты Концерта для фортепиано с оркестром фа минор М. Регера.

Среди записей вокально-симфонической музыки следует назвать произведение «Небеса славят» для хора и оркестра Л.-В. Бетховена в исполнении хора и оркестра Берлинского радио; Мессу ми минор А.Брукнера в исполнении хора Венской оперы и Венского филармонического оркестра под управлением К. Крауса; Концерт для мужского хора и фортепиано Ф. Бузони в исполнении Э. Петри (фортепиано) в сопровождении мужского хора и оркестра; Ораторию «Времена года» Й. Гайдна в исполнении солистов, хора и Штутгартского симфонического оркестра под управлением Циммфана; Мессу до мажор Й. Гайдна в исполнении солистов, хора и Баденского симфонического оркестра под управлением Кайльбрехта; «Рождественскую песню» В.-А. Моцарта в исполнении Берлинского хора имени В.-А. Моцарта.

Камерно-инструментальная музыка представлена такими исполнителями как: А. Эрнст-Хекман (арфа) (исполняет пьесу К. Дебюсси «Лунный свет»); А. Эгер (орган) (исполняет Прелюдию до мажор И.-С. Баха); Г. Гарвенс (скрипка) (исполняет пьесу «Трели дьявола» Дж. Тартини); К. Аррау (фортепиано) (исполняет Балладу № 1 соль минор ор. 23 и Полонез фа диез минор, ор. 44 Ф. Шопена); Э. Герольд (фортепиано) (исполняет пьесу «Порыв», ор. 12 Р. Шумана); В. Гизекинг (фортепиано) (исполняет Этюд К. Дебюсси); Ф. Гюбш (фортепиано) (исполняет «Три маленьких танца» И.-С. Баха); Г. Нетте (фортепиано) (исполняет Вальс ми минор и Этюд до минор Ф. Шопена); Р. Шмид (фортепиано) (исполняет Сонату ля минор, ор. 310 В.-А. Моцарта); Р. Штааз (фортепиано) (исполняет Интермеццо ми бемоль минор Й. Брамса, «Колыбельную» Ф. Шопена и Экспромт ми бемоль мажор Ф. Шуберта).

Г. Кассадо (виолончель) и В. Хаммер (фортепиано) исполняют фрагмент Аллегретто в форме менуэта для виолончели и фортепиано Й. Брамса, «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, Интродукцию и полонез для виолончели и фортепиано, ор. 3 Ф. Шопена, Сонату для виолончели и фортепиано фа мажор, ор. 6 Р. Штрауса, пьесу «Вечерняя песня» Р. Шумана.

В. Бара (скрипка) и Х. Гесен (фортепиано) исполняют «Ноктюрн» Н. Буланже и «Хоту» М. де Фальи.

В.Бара (скрипка) и Э. Риге (фортепиано) исполняют Вальс К.-М. фон Вебера и «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.

Г. Гарвенс (скрипка) и Г. Рихтер-Гаазер (фортепиано) исполняют «Крейцерову сонату» Л.-В. Бетховена, Вальс ля мажор Й. Брамса, мазурку «Недавнее прошлое» № 3, ор. 11 Э. Изаи, «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, пьесу «Песня без слов» П.И. Чайковского.

К. Пессина (скрипка) и Х.Э. Рибенсам (фортепиано) исполняют «Испанскую сонату» Х. Турины.

Л. Петрони (скрипка) и Г. Бюргерт (фортепиано) исполняют пьесу «Малагуэнья» И. Альбениса, «Менуэт» Й. Гайдна, «Арию» Дж.Б. Перголези. Ф. Кульманн (фортепиано) и Г. Шрётер (фортепиано) исполняют пьесы «Грезы любви» и «Игра с тенью» Г. Кюстера.

Л. Кюш (фортепиано) и О. Зоннен (фортепиано) исполняют Сонату ре мажор для двух фортепиано в четыре руки В.-А. Моцарта. Ф. Петирек (фортепиано) и Х. Ренате-Ланг (фортепиано) исполняют Вальсы фа минор, ми бемоль мажор, фа мажор, си бемоль мажор и Марш до мажор Л.-В. Бетховена.

Л. Штаденьманн (чембало) и Р. Нолль (чембало) исполняют Аллеманду для двух чембало Ф. Куперена.
Берлинское трио фортепиано (М. Порский, В. Норман, Г. Роде) исполняет пьесы Ф. Листа «Любимая мечта» и Ж.Ф. Рамо «Тамбурин».

Г. Виворра, Х. Крюгер, Г. Боденштайн, Т. Мали — квартет контрабасов — исполняют Квартет для четырех контрабасов Б. Альта.

В исполнении Дрезденского струнного квартета звучит Квартет № 2 ре мажор А.П. Бородина.

Струнный квинтет в составе: В. Бартелт (скрипка), Х. Зингер (скрипка), Э. Дироль (альт), К. Лензевский (виолончель), Р. Ушман (виолончель), исполняет Менуэт из цикла «Легкие танцы для струнного квартета» Л. Боккерини.

Квинтет в составе: Г. Блюмер (фортепиано), Э. Кензке (гобой), А. Брюмер (кларнет), М. Циллер (рожок), О. Ротенштейнер (фагот), исполняет Квинтет соль мажор для фортепиано, гобоя, кларнета, рожка и фагота Л.-В. Бетховена.

Жанр оперетты представлен небольшим количеством записей.
В исполнении Большого Берлинского оркестра под управлением Х. Вейгеля звучит Увертюра из оперетты П. Линке «Лисистрата».

Штутгартский оркестр под управлением Г. Гёрлиха исполняет вальс «Мимоза» из оперетты С. Джонса «Гейша», попурри из мелодий оперетт Ф. Легара и фрагмент из оперетты Й. Штрауса «Калиостро в Вене».
В исполнении оркестра Берлинского радио под управлением О. Добриндта звучат попурри из мелодий оперетты Ф. Легара «Граф Люксембург» и галоп «Любовный жар» из оперетты Р. Хейбергера «Оперный бал».

Оркестр под управлением К. Кретчмара исполняет Увертюру из оперетты «Римский карнавал» Й. Штрауса.
Большой Берлинский оркестр под управлением В. Целлера исполняет Интермеццо из оперетты В. Целлера «Гувернер».

В исполнении Малого Берлинского оркестра под управлением В. Штайнера звучат Увертюры из оперетт П. Линке «Григри» и Й. Штрауса «Ночь в Венеции».

Самый большой раздел в данном фонде занимает жанр легкой танцевальной музыки. В исполнении оркестра под управлением В.Бара звучат вальсы «Весна жизни», «Лунная ночь», серенада «Преданная любовь», фокстрот «Это была большая любовь».

Оркестр под управлением В. Бутца исполняет вальс «Шепот бала» и польку «Венская прачка».
Вальсы Й. Штрауса «На берегу северного моря» и «Там, где цветут лимоны» звучат в исполнении оркестра под управлением Х. Вайсбаха.

Оркестр под управлением А. Воссена исполняет фокстроты «Ой-ля-ля» и «Стоп».

Франкфуртский танцевальный оркестр исполняет танец «Любовное настроение» и галопы «Как ветер» и «Через горы и долины», фокстроты «Доверие», «Долгожданное хорошее лето», «Маленький глупец», «Парад ксилофонов», «Розы и гвоздики», «Через снег и лед».

Вальс Ф. Легара «Золото и серебро» звучит в исполнении Штутгартского оркестра под управлением Г. Гёрлиха.

Оркестр под управлением У. Гирнатиса исполняет вальс «Старые немецкие колокола» и польку «Мое сокровище».

Фокстрот «Ветер веет над морем» исполняет оркестр под управлением Ф. Демпке.

Вальс Ю. Кохмана «Немецкие девушки» исполняет оркестр под управлением О. Добриндта.

Мюнхенский оркестр под управлением Э. Клосса исполняет вальс «Ласки».

Оркестр под управлением В. Крюгера исполняет вальс «Кристина», фокстроты «Белокурая Катюша» и «Высоко на горе».

Фокстрот «Игра» звучит в исполнении оркестра под управлением Г. Кюстера.

Гамбургский оркестр под управлением Р. Мюллера исполняет танго «Под дождем».

Франкфуртский оркестр под управлением Ф. Хольцварта исполняет вальс «Маленький наследник».

Гамбургский танцевальный оркестр под управлением Я. Ховмана исполняет фокстрот «Сказки 1001 ночи».

Оркестр под управлением Э. Штайнбахера исполняет фокстроты «Красный дьявол» и «Саша».

Полька «Блондинка» и фокстрот «Это должно быть чудесно» звучат в исполнении оркестра под управлением Х. Штайнкопфа.

Фокстрот «Ночью звонит телефон» исполняет оркестр под управлением Штеймеля.

Оркестр под управлением В. Штеха исполняет фокстроты «Вечерняя заря», «Вспоминая мелодию», «Для Барбары», «Молодой человек из хорошего дома», «Навязчивая идея», «Прогулка».

Можно упомянуть также гавайскую танцевальную мелодию «Гула-гула» в исполнении О. Сахсенхаузера (гавайская гитара).

Жанр народной музыки представлен в фонде записями Капеллы народных духовых инструментов под управлением Ф. Демпке, в исполнении которой звучат мелодии немецких народных танцев «Соленые бобы», «Танец со стуком», «Цветущий розовый куст»; записями мужской сельской капеллы под управлением К. Рефельда, исполняющей мелодии немецких песен и танцев «Альпийский колокольчик», «Анна», «В деревне», «Крестьянский вальс», «Портной», «Улан едет», «Швабский вальс» и др.

Танцевальная группа Менака в сопровождении оркестра индийских инструментов представляет индийские народные мелодии «Мобул», «Табла-Таранг», «Харар-Мехри».

В исполнении хора под управлением Б. Ледковского звучат русская народная песня «Казацкая» и украинская песня «Без родины странствующие».

Отметим также записи мелодий, исполненных на шарманке — «Если у тебя новый папа» и «Я все готов тебе отдать».

Завершить обзор данного фонда можно записями так называемых шумовых эффектов. Их можно условно разделить на природные звуки и технические звуки. К природным относятся записи шума ветра, шума воды, плач новорожденного ребенка, голоса животных (гусей, собак, лошадей, коров, петуха), щебетания птиц (соловья, кукушки), рычание льва, стрекотание кузнечиков.

К техническим звукам относятся записи шума уличного движения (шум грузовика, автомобиля, идущего поезда, трамвая), шум моторной лодки, экскаватора, различные колокольные звоны, звоны часов, звуки фанфар, а также звуки военных сражений.