Фонд № 174. «Victrola record»

Данный фонд образован комплексом пластинок американской фирмы «Victrola record» и насчитывает около двухсот единиц хранения.

Оперное искусство представлено в фонде такими знаменитыми исполнителями как: Э.Карузо (тенор) (поет арии из опер Ж.Бизе «Кармен», Дж.Верди «Дон Карлос», «Риголетто», «Трубадур», Ш.Гуно «Фауст», Г.До¬ницетти «Любовный напиток», Дж.Мейербера «Африканка», А.Г.Рубинштейна «Нерон», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), А.Кортис (тенор) (ария из оперы У.Джордано «Ужин шуток»), Д. де Люка (баритон) (арии из опер Дж.Верди «Травиата» и Ш.Гуно «Фауст»), Э.Пинца (бас) (ария из оперы В. А.Моцарта «Дон Жуан»), Т.Руффо (баритон) (арии из опер Дж.Верди «Бал-маскарад», «Отелло», «Риголетто», У.Джордано «Андре Шенье», Р.Леонкавалло «Паяцы», Дж.Мейербера «Африканка», А.Тома «Гамлет», Дж.Россини «Севильский цирюльник»), М. д’Альварез (контральто) (арии из опер Дж.Пуччини «Богема» и «Чио-Чио-Сан»), А.Галли-Курчи (сопрано) (арии из опер Дж.Верди «Риголетто» и «Травиата»), Л.Понс (сопрано) (ария из оперы Л.Делиба «Лакме»), М.Талли (сопрано) (арии из опер Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» и А.Тома «Миньон»).

Из русских исполнителей отметим записи К.Л.Книжникова (баритон) (поет арию из оперы А.Г.Рубинштейна «Демон»), Н.П.Кошиц (сопрано) (исполняет арии из опер А.П.Бородина «Князь Игорь», Н.А.Римского Кор¬сакова «Садко») С.Я.Лемешева (тенор) (исполняет фрагменты опер Э.Ф.Направника «Дубровский», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), Ф.И.Шаляпина (бас) (исполняет арии из опер А.П.Бородина «Князь Игорь», Ж.Массне «Дон Кихот», М.П.Мусоргского «Борис Годунов», Н.А.Римского-Корсакова «Садко»).
В фонде есть записи дуэтов из различных опер. Например: дуэт из оперы Дж.Верди «Аида» поют Д.Мартинелли (тенор) и Р.Понселла (соп¬рано); дуэт из оперы Дж.Верди «Риголетто» исполняют А.Галли-Курчи (сопрано) и Д. де Люка (баритон); Э.Карузо (тенор) и А.Скотти (баритон) исполняют дуэты из опер Дж.Верди «Сила судьбы» и Дж.Пуччини «Богема»; те же дуэты исполняют Б.Джильи (тенор) и Д. де Люка (баритон); дуэт из оперы Ш.Гуно «Фауст» исполняют Э.Карузо (тенор) и Д.Фаррар (сопрано); дуэт из оперы Г.Доницетти «Лючия ди Ламмермур» исполняют Б.Джильи (тенор) и Э.Пинца (бас).

Отметим также пластинки, находящиеся в этом фонде с полной записью оперы Ж.Бизе «Кармен» в исполнении хора, солистов и оркестра Парижской комической оперы под управлением П.Копполы.
Вокально-камерный жанр представлен слабо. Можно отметить записи исполнения Б.Джильи (тенор) неаполитанских песен-романсов «Когда женщина захочет» и «Мария, Мария», А.Галли-Курчи (сопрано) — романса Дж.А.Чесарео «Серенада», Э.Карузо (тенор) — романсов Ф.М.Альвареса «Шутка», П.Тости «Идеал» и «Для поцелуя», Р.Чапи «Чудо богородицы», П.И.Чайковского «От чего?», Т.Скипой (тенор) — неаполитанских романсов «Приди к морю» и «Санта Лючия», Л.Тибеттом (баритон) — романсов В.Гарднера «Твои лучистые глаза», Ч.Кингслея «О, когда мы собирали майские цветы», Ф.И.Шаляпиным (бас) — романсов Э.Альнеса «Последний рейс моряка», М.И.Глинки «Сомнение», А.Флежье «Рог» и П.И.Чайков¬ского «Соловей».

Вокальная часть фонда исчерпывается двумя русскими народными песнями «Вдоль по Питерской» и «Дубинушка» в исполнении Ф.И.Шаляпина (бас).

Симфоническая музыка представлена в фонде записями крупнейших мировых оркестров. Наиболее большое количество пластинок — записи Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л.Стоковского (Л. В.Бетховен Симфония № 7 ля мажор, ор. 92; Й.Брамс Симфония № 1 до минор, ор. 68; Симфония № 3 фа мажор, ор. 90; Р.Вагнер «Риен¬цы», увертюра; Э.Григ «Пер Гюнт», сюита, ор. 46 № 1; А.Дворжак Симфония № 5 «Из Нового Света», К.Дебюсси «Праздники», цикл, Ноктюрн № 2; Ф.Шуберт Симфония № 8 си минор «Неоконченная»; А.П.Бо¬родин «Князь Игорь», опера, Половецкий марш; М.М.Ипполи¬тов Иванов «Кавказские эскизы», симфоническая сюита, ор. 10 № 2; П.И.Чайковский «Итальянское каприччио» соч. 45, «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия, Д.Д.Шостакович Симфония № 1, соч. 10).

Кроме того следует упомянуть записи таких оркестров как: Голливудский симфонический оркестр под управлением Ю.Гуссенса (А.Дворжак «Карнавал», увертюра, соч. 92, П.И.Чайковский «Спящая красавица», балет-сюита. Фрагменты); Бостонский симфонический оркестр под управлением С.А.Кусевицкого (М.Равель «Болеро», Э.Сати «Гимнопедия», пьеса № 1); Бостонский оркестр «Попс» под управлением А.Фидлера (Дж.Герш¬вин «Голубая рапсодия»); Симфонический оркестр ВВС под управлением Э.Элгара (Э.Элгар «Кокни», увертюра); Симфонический оркестр под управлением Ф.Севицкого (Э.Блох «Кончерто гроссо»); Оркестр под управлением А.Боулта (В.-А.Моцарт «Так поступают все женщины», опера, увертюра; Р.Шуман «Манфред», увертюра); Симфонический оркестр под управлением А.Коутса (Л.-В.Бетховен Симфония № 9 ре минор, ор. 125); Симфонический оркестр под управлением П.Копполы (К.Дебюсси «Иберия», симфонический эскиз, М.Равель «Испанская рапсодия»); Камерный оркестр под управлением Дж.Барбиролли (В.-А.Моцарт «Малень¬кая ночная серенада»); Лондонский симфонический оркестр под управлением Дж.Тойя (Ф.Дилиус «В летнем саду» фантазия); Оркестр Парижской консерватории под управлением П.Копполы (К.Дебюсси «Море», симфонический экскиз; Н.А.Римский Кор¬саков Симфония № 2, ор. 9).

Несколько пластинок — это записи отдельных инструментов в сопровождении оркестров. Е.Донаньи (фортепиано) в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением А.Коллингвуда исполняет «Вариации на детскую песню» для фортепиано с оркестром Е.Донаньи; С.В.Рахманинов (фортепиано) в сопровождении Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л.Стоковского исполняет концерт № 2 для фортепиано с оркестром, ор. 18 С.В.Рахманинова; дуэт М.Моус (флей¬та) и Л.Ласкина (арфа) в сопровождении оркестра под управлением П.Коп¬полы исполняет концерт до мажор В. А.Моцарта.

Концертно-инструментальная музыка отражена в фонде творчеством скрипачей: П.Казальса (К.Сен-Санс «Лебедь» из фантазии «Карнавал животных; Ф.Шуберт «Музыкальный момент»), Ф.Крейслера (в сопровождении струнного квартета исполняет «Праздничный» менуэт Л.Боккерини); Я.Хейфеца (Ф.Мендельсон Бартольди, пьеса «На крыльях песни»; М. де Фалья «Испанская сюита»), М.Эльмана (Й.Брамс «Венгерский танец» № 17 фа диез минор; Р.Вагнер пьеса «Листки из альбома»; А.Дворжак «Юмореска»; Ф.Крейслер «Рондо на тему Л. В.Бетховена»; Ф.Рик «Песня гандольера», ор. 34 № 4; Я.Сибелиус «Грустный вальс» из музыки к драме «Куолема» Г.Ярнефельта, ор. 44); пианистов — В.Горовица (К.Дебюсси «Серенада для куклы из цикла «Детский уголок», Д.Скарлатти «Каприччио»); А.Казеллы (в сопровождении струнного квартета исполняет квинтет для фортепиано и струнных инструментов Э.Блоха); И. Я.Падеревского (К.Дебюсси Прелюдия № 1 «Дельфийские танцовщицы», Ф.Лист «Венгер¬ская рапсодия» № 10; Ф.Шопен — Ф.Лист «Желанье девушки», ор. 74 № 1); Е.Шульхоффа (в сопровождении ансамбля деревянных духовых инструментов исполняет квинтет ми-бемоль мажор В. А.Мо¬царта и секстет для фортепиано и духовых деревянных инструментов Л.Тюилле).

Е.Баллок (орган) исполняет органный концерт си минор Г. Ф.Генделя.

Отметим записи трех квартетов: Будапештского струнного квартета (П.И.Чайковский Квартет фа мажор, соч. 22), Пражского струнного квартета (А.Дворжак Квартет соль мажор, соч. 106) и Флонзальского струнного квартета (Б.Сметана Квартет ми минор).