Фонд № 5. «Отдел «Советская пластинка» — «Грампластинка»

В данный фонд вошли граморигиналы и грампластинки «Центропечати» ВЦИК и объединения «Грампластинка» за 1919—1923 годы.

Новая советская эра в истории грампластинки начинается с октября 1917 г., когда все предприятия, принадлежавшие иностранным и частным граммофонным обществам были национализированы. Действовали только три граммофонные фабрики: две в Москве — «Пишущий Амур» английского акционерного общества «Граммофон», французская «Братья Пате» и одна на станции Апрелевка, граммофонная фабрика Русского акционерного общества граммофонов (РАОГ), бывший «Метрополь Рекорд».

Фабрика «Братья Пате» попала в ведение Наркомпрода, другие две фабрики из-за разрухи были остановлены в середине 1918 года.

В связи с началом в 1919 году тяжелого бумажного кризиса, Центральное Агентство ВЦИК по распространению печати (Центропечать), в обязанности которого входило снабжение печатными изданиями армии, агит пунктов и пр., вынуждено было систематически сокращать поставки. В этих условиях было предложено использовать граммофон для организации пропаганды партии большевиков с помощью пластинок. Получив в свое распоряжение Апрелевскую фабрику, Центропечать вынуждена была заняться восстановлением разоренного производства. Работа затянулась, а пластинки требовались немедленно. Началась борьба с Наркомпродом за действующую фабрику «Братья Пате». В результате она перешла в ведение Центропечати.

Центропечать создала у себя отдел «Советская пластинка» и в начале 1919 года приступила к записи речей наиболее видных деятелей революции.

Производство граммофонных пластинок не занимало заметного места в деятельности Центропечати. Производственные дела на фабрике «Братья Пате» ухудшались, и в середине 1919 года производство пластинок пришлось прекратить. Фабрика полностью перешла на сборку граммофонных аппаратов.
Из-за того, что агентство Центропечать рассматривало пластинку лишь как средство преодоления кризиса и использовало ее только в агитационных целях, развитие репертуарных записей стало отставать от нужд государства. Высший Совет народного хозяйства РСФСР настойчиво требовал вывести Апрелевскую фабрику из подчинения Центропечати, так как она по характеру своей деятельности не могла обеспечить должный уровень технического и хозяйственного руководства предприятием в условиях все усиливающейся разрухи. В конце 1921 года Центропечать была реорганизована в «Товарищество на паях контрагентства печати». Отдел «Советская пластинка» был ликвидирован, а производство пластинок на Апрелевской фабрике прекратилось.

В 1922 году производство пластинок было подчинено Госпросснабу — организации Наркомата просвещения, специально созданного для государственного, централизованного снабжения школьно- просветительным имуществом учреждений народного образования.

В феврале 1922 года в составе Госпросснаба возникло объединение «Грампластинка», которому было поручено наладить производство пластинок на московской фабрике. Старое предприятие — «Братья Пате» — было сначала переименовано в «Граммопластинку», а позже она стала называться фабрикой 5-летия Октября. Началась ее реконструкция, сюда было перевезено все технологическое оборудование с закрывшегося в 1918 году завода «Пишущий Амур» и переданы все сохранившиеся оригиналы записей и матрицы дореволюционного репертуара.

С 1 октября начался выпуск продукции. В 1923 году производство достигло 100000 штук.

В 1924 году фабрика была передана в ведение новоорганизованного Музпреда НКП.

Прежде всего, в этом фонде следует выделить массив пластинок с записями речей деятелей советского государства.
 
Это речи М.И. Калинина, председателя ВЦИК: «Из речи перед красноармейцами на станции Алатырь» и «Национальная травля» (запись 1919 г.), В.И. Ленина, председателя СНК: речи 1919 года «Обращение к Красной Армии», «О крестьянах-середняках», «О погромной травле евреев», «Памяти председателя ВЦИК тов. Свердлова», «Сообщение о переговорах по радио с тов. Бела Кун», «Что такое Советская власть?», речи 1920 года «Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов» и «О трудовой дисциплине»; Н.В. Крыленко, председателя Верховного трибунала, прокурора РСФСР, речь 1919 года «О Советской власти»; А.В. Луначарского, наркома просвещения, речь 1919 года «Кто были Карл Либкнехт и Роза Люксембург» и речь 1920 года «Старый и новый театр»; Л.Д. Троцкого, народного комиссара по военным и морским делам, речь 1919 года «Братский союз советских республик».

Революционно-агитационный репертуар четко прослеживается в фонде и в художественной его части. Хор рабочих завода «Борец» под управлением Е.Поставничева исполняет революционную песню «Нас ранние грозы подняли», другой хор исполняет песню «Не плачь над трупами». В.А. Сабинин (тенор) поет «Песню красных бойцов». Хор под управлением И.И. Юхова исполняет «Похоронный марш» Ф. Шопена.

Много в фонде записей революционных стихотворений: актер Б.С. Борисов читает стихи Д. Бедного «Братьям — международному пролетариату», «В огненном кольце», «Катавасия», «Ой, калина, ой, малина», «Под знамя правды», комический рассказ Д. Бедного «Поповская камаринская», стихотворение В.В. Князева «Красный петух», стихотворение П.Ж. Беранже в переводе В.В. Князева «Потоп». Поэт В.Д. Александровский читает свое стихотворение «Мы из железа и стали», поэт В.Т. Кириллов читает два своих стихотворения «Железный мессия» и «К матросам».

Есть в фонде несколько фольклорных записей: Народный хор под управлением М.Е. Пятницкого исполняет русские народные песни «Не будите меня молоду», «Пришел наш милый», «Русскую свадебную песню»; А.Л. Доливо-Соботницкий (бас) исполняет былину «Про Ивана Грозного и Костю»; Е.К. Протасова (меццо-сопрано) поет русскую песню «Ни кола, ни двора» и белорусскую народную песню «Я табун стерегу». Трио Боровкин, Рахолло, Новожилов (гармони) исполняют «Саратовские переборы».

Кроме того, отметим единственную запись в фонде цыганского романса «Осыпались розы» в исполнении К. Милич (сопрано).