Фонд № 435. «Союз Евангельских Христиан-баптистов»

Баптисты-последователи протестантского направления, возникшего в ходе развития пуританизма в Англии. В начале XVII века появляются две разновидности — общие баптисты (разделяют взгляды арминианцев: смерть Христа искупила грехи всех людей, а не только предопределенных к спасению) и частные баптисты (разделяют кальвинисткую доктрину: спасение обретут лишь люди, к нему предопределенные). В последующие века именно частные баптисты получили доминирующее развитие, общие баптисты ныне насчитывают лишь несколько сот тысяч человек. От других пуританских групп баптисты отличались наибольшей последовательностью в проведении протестантских принципов: членами церкви считаются лишь «Заново рожденные» взрослые, сознательно принявшие водное крещение; церковь — это самоуправляющаяся община «видимых святых», которая независима как от светской власти, так и от каких-либо вышестоящих баптистских организаций; распространение христианства является непременной обязанностью каждого верующего. Вплоть до 1689 года оппозиционные религиозные группы подвергались постоянным преследованиям, что вынуждало многих эмигрировать в Новый Свет. Первая община американских баптистов была основана в 1639 году в Провиденсе, а в 1707 году пять общин образовали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию. Общая численность баптистов быстро увеличивалась (в 1966 году она составляла в США уже 24 миллиона человек).

К концу 80-х годов XX века в мире насчитывалось около 35 миллионов баптистов, представляющих крупнейшую протестантскую организацию, владеющую огромным капиталом и имеющую свои университеты, журналы, газеты, издательства, миссионерские общества и т.п.

Баптизм, первоначально распространявшийся в англо-саксонском мире в XVIII веке проникает на Европейский континент. На территории России первые баптисты появляются в Финляндии (1855 г.), в Латвии (1860 г.). В 60—70 годы XIX века баптизм распространяется среди русского и украинского населения на Украине, в Поволжье и на Кавказе. В 1884 году создается Союз русских баптистов. Среди петербургской знати начинают распространяться идеи евангельских христиан, вероучение которых близко к вероучению общих баптистов. К 1912 году в стране насчитывалось около 31 тысячи евангельских христиан. Православная церковь всеми средствами боролась против баптизма. В годы советской власти они подвергались большим гонениям и со стороны государства. В 30-е годы Союз баптистов был распущен. В 1944 году в результате объединения баптистов и евангельских христиан был образован Союз Евангельских Христиан-баптистов. В 1945 году к нему примкнула часть Христиан Веры Евангельской (пятидесятники), а в 1963 году — братские меннолиты. Была создана единая организация во главе с Всесоюзным Советом Евангельских Христиан-баптистов (ВСЕХБ). Ликвидация последствий культа личности и процесс перестройки привели ко все большей нормализации отношений между государством и баптистами. В целом баптистская церковь представляет собой дисциплинированную и хорошо налаженную организацию. За последние десятилетия численность баптистов в России в целом медленно, но постоянно увеличивается.

Данный фонд составили записи Союза Евангельских Христиан-баптистов.

 

_______________________________________________________________________________________________________

Есть в нем несколько произведений, звучащих в исполнении хора и оркестра Колумбийской церкви под управлением Б. Ортона. Это ряд духовных песнопений, таких как «Потому теперь нет проклятия», «Священное писание. Послание к Ефесянам 43-6», «Священное писание. Псалом 117», «Старый, много вынесший крест», «Я поведаю о дивной истории в песне», а также произведения Ю. Батлера «Записки Павла», С. Берри «Удивительная милость Господня», Й. Брамса «Немецкий реквием», фрагмент оратории Ф.И. Гайдна «Сотворение мира», В.-А. Моцарта «Благослови нас своею любовью» и др.

Основную массу фонда составили записи духовных произведений в исполнении солистов, хора и оркестра «Логос» под управлением Е. Гончаренко.

Это, прежде всего, традиционные духовные песнопения «Грешники к Христу прийдите», «Христос воскресе», «Что за друга мы имеем», ряд Рождественских гимнов, молоканский напев «Пастырь мой господь Всевышний»; произведения зарубежных композиторов — А. Адана «Святая ночь», Е. Брауна «Благодать Господа, Иисуса Христа», фрагмент оратории Г.Ф. Генделя «Мессия», Г.Ф. Генделя—Л.-В. Бетховена «Радуйся, Сиона дщерь», И. Гилберта «Спит Вифлеем», Г. Кендрика «Богу хвала», А. Киэппа «Твердо я верю», Ф. Кофилда «Радостный день», Ч. Лесли «Чудный чертог», Ф. Мендельсона «Воскресное утро», «О Божья любовь», П. Оуэнса «Свежие источники», Р. и П. Оуэнсов «Иисуса имя», «Иисус, как ты прекрасен», «Иисус Христос воскрес», «Мир, Божий мир», «Я знаю Имя», Д. Перри «Уэльский хорал», М. Пимпаринен «Боже коснись меня Духом», Б.Рамсея «Бог мой храни меня»; сочинения российских композиторов- А.А. Архангельского «Господи, услышь молитву мою», «Люблю Господь общенья час», «Ныне отпущаеши», Д.С. Бортнянского «Коль славен», Е. Гончаренко «Взошла спасения заря», «Воскресная кантата», С.А. Дегтярева «Все народы», «Иисус мой, ты в сердце моем», В. Екимовского «Молитва Франциска Ассизского», М.М. Ипполитова-Иванова «Бог нам прибежище», «Боже, будь милостив к нам», «Воскликни вся земля», «Услышь ли Боже», Н. Казакова «Этот праздничный час», С.В. Рахманинова «Благословение и слава», И. Ткачева «Боже мой», «Невидимые руки», П.И. Чайковского «Взглянь в небеса», «Здесь стоим еще», «Ибо так Бог мир возлюбил», «Придите в раскаяньи», «Отче наш», «Услышь мольбу», «Хвалите Господа» и др.