Фонд № 37. «Молокане»

Молокане — течение в духовном христианстве, которое оформилось в 60—70-е годы XVIII века и усиленно распространилось в начале XIX века. В отличие от духоборцев молокане признают Библию, которая ассоциируется у них с образом “духовного млека, коим окормляется человеческая душа”. Отсюда и название течения, которое сами молокане объясняют словами из послания апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2:2). В их учении большое место уделяется предсказаниям скорого второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Молокане отвергли некоторые церковные таинства, а оставшиеся упростили. Их богослужения состоят в чтении Библии и пении псалмов. Молоканство рано разделилось на многочисленные направления — молокан донского толка, водных молокан и др. Малочисленные общины, такие как прыгуны, постоянные, общие, сохранились до настоящего времени. Принципиальных отличий между ними нет. Некогда весьма многочисленные, молокане представлены ныне небольшими группами в разных местах: в Закавказье, на Украине, в Молдове, в Тамбовской и Оренбургской областях России. Всего молоканских общин около 100, а членов их — около 300 тысяч человек. В 1991 году в Москве состоялся съезд молокан, на котором провозглашено возрождение «Союза общин духовных христиан-молокан», избран Совет из 9 человек, принят Устав Союза. Центр находится в Москве.

Прыгуны — духовные христиане-прыгуны, малокане — максимисты — одна из эсхатологических сект в молоканстве. Возникла она в 40-х годах XIX века. Основатель ее — Максим Рудометкин, крестьянин из Тамбовской губернии. Молитвенные собрания прыгунов отличались особой экзальтацией, верующие неистово прыгали, добиваясь схождения «Святого Духа». Особое распространения прыгуны получили в Закавказье. Борьба рядовых прыгунов со своими руководителями, столкновения с царскими властями привела к росту эмиграционных настроений. В 1901—1911 годы свыше 3500 прыгунов выехало в Калифорнию. В настоящее время небольшие группы прыгунов имеются в Азербайджане и Армении. Записей их в архиве не много, но они также нашли свое место в фонде.

 

_______________________________________________________________________________________________________

Самое большое число материалов фонда составляют записи хора членов общины молокан села Астраханка Мелитопольского района Запорожской области. В их исполнении звучат фрагменты Евангелий от Иоанна, Луки, Марка и Матфея, из книг пророков Даниила, Иеремии, Исайи, Михея, из книг Екклезиаста и Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, из «Песни песней Соломоновых», из «Откровенгия святого Иоанна Богослова», фрагменты религиозных посланий — посланий святого апостола Павла к римлянам и евреям, из первого и второго послания апостола Петра и др., а также большое количество псалмов, таких как «Благослови душа моя», «Бог нам прибежище», «Боже, Ты Бог мой», «Буду славить Тебя», «Возрадовался я», «Вспомни какой век мой», «Глас мой к Богу», «Гласом моим взываю», «Господи, Боже наш», «Господня земля», «Да будет Господу слава», «Да услышит тебя Господь», «Ибо избрал Господь», «Из глубины взываю», «Излилось из сердца», «Как лань желает», «Как хорошо и как приятно», «Когда я взываю», «Милость и суд», «На Тебя Господи уповаю», «Помилуй меня Боже», «Праведен Господь», «Радуйтесь праведные», «Славлю Тебя», «Спаси меня Боже», «Только в Боге», «Ты Бог мой», «Уповай на Господа», «Услышь Боже молитву», «Хвалите рабы господ», «Я веровал и потому говорил», «Я радуюсь, что Господь» и др.

Хор членов общины молокан поселка Мирская Краснодарского края исполняют фрагменты Евангелия от Луки, Откровения святого Иоанна Богослова, Книги пророка Исайи, из Первого послания к фессалоникийцам святого апостола Павла, из Второго послания к коринфянам святого апостола Павла и псалмы: «Боже, Ты Бог мой», «Вспомни Господи Давида», «Как хорошо и как приятно», «Я сказал: буду наблюдать».

В исполнении членов молоканской общины из г. Ростова-на-Дону звучат фрагменты Евангелий от Иоанна и Матфея, Книги Екклезиаста, Книги пророка Исайи, Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова и Первого послания к Тимофею святого апостола Павла.

Хор членов общины села Ново-Васильевка Запорожской области исполняет фрагменты из «Песни песней», Книг пророков Иеремии, Иоиля и Захарии, из Послания к римлянам святого апостола Павла и псалмы: «Господи, Ты умилосердился», «Когда вышел Израиль», «Славлю Тебя всем сердцем».

Члены общины молокан из Ставропольского края исполняют фрагменты из Книги Иова, из Послания к филиппийцам святого апостола Павла и псалом «Благословлю Господа».

Псалмы «Господь свет мой» и «Как лань желает» звучат в исполнении членов общины г. Пятигорска.

Фрагменты Откровения святого Иоанна Богослова, Книги пророка Исайи и псалом «Как хорошо и как прекрасно» звучат в исполнении членов общины Оренбургской области.

Члены общины г. Чимкента поют псалом «Глас мой к Богу» и фрагменты книг Иова и Исайи.

Члены общины молокан г. Орджоникидзе исполняют фрагменты Евангелий от Луки и Матфея, «Песни Песней», Третьей книги Ездры, Книги пророка Исайи, Второго послания к коринфянам святого апостола Павла и псалмы: «Господи силою Твоею», «И возрадуются все», «Как вожделенны жилища», «Как лань желает».

Хор бакинских молокан исполняет фрагменты из Откровения святого Иоанна Богослова, Книги пророка Исайи, из посланий святого апостола Павла к Титу, к ефессянам, к колоссянам, к римлянам и псалмы: «Излилось из сердца», «Уповай на Господа», «Храни меня Боже».

Члены общины г. Грозного исполняют фрагменты из Откровения святого Иоанна Богослова, Первого послания святого апостола Павла и псалмы: «Блажен муж», «Служите Господу», «Уповай на Господа», «Я желаю исполнить».

В данном фонде есть две записи молокан-прыгунов из г. Грозного. Они исполняют фрагменты из Откровения святого Иоанна Богослова и Первого послания к коринфянам святого апостола Павла.