Фонд № 89. "Orpheon record" («Орфеон Рекорд»)

В начале 1910 года на русском граммофонном рынке появились пластинки «Орфеон Рекорд». Репертуар новой фирмы был совершенно удивительный. Это были записи самых выдающихся певцов того времени: Э. Карузо, Ф.И. Шаляпина и др.

Вскоре, однако, выяснилось, что эта фирма просто напросто перепечатывала готовые записи с пластинок других фирм, не затрачивая ни копейки на оплату гонорара исполнителям. Стало также известно, что фирма «Орфеон Рекорд» — не что иное, как сменивший свою вывеску «Мелодифон», занимавшийся копированием чужих пластинок. «Орфеон» поставил дело копировки на широкую ногу и придал ему характер массового производства. Граммофонные фирмы, чьи пластинки подвергались регулярной переписи, не раз затевали шумные процессы, но владельцу «Орфеона» Д.А. Финкельштейну всегда удавалось уйти от ответственности, чему способствовало отсутствие закона об авторском праве в грамзаписи.

Чтобы как то придать своей деятельности легальный характер «Орфеон» начал делать и собственные, оригинальные записи. Наиболее известные из них — это пластинки с записями А.Д. Вяльцевой.

В 1911 году, в связи с выходом закона об авторском праве, производство пластинок «Орфеон Рекорд» было прекращено.

 

_______________________________________________________________________________________________________

Среди записей оперного жанра следует отметить грампластинки с записями знаменитых мировых звезд, таких как Э. Карузо (тенор) (Дж. Верди «Риголетто» и «Трубадур»), Д. Ансельми (тенор) (П. Масканьи «Сельская честь», Ж. Массне «Вертер»). Дуэт А. Паоли (тенор) и Ф. Чигада (баритон) исполняет фрагмент из оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль», квартет Э. Карузо (тенор), А. Скотти (баритон), Л. Гомер (сопрано) и Б. Аботт (мец¬цо сопрано) исполняет фрагмент из оперы Дж. Верди «Риголетто».

 

_______________________________________________________________________________________________________

Среди русских артистов можно отметить записи П.З. Андреева (бари-тон) (А. Понкьелли «Джоконда»), А.М. Давыдова (тенор) (Р. Леонкавалло «Паяцы»), А. Дидура (бас) (Дж. Мейербера «Гугеноты», Ш. Гуно «Фауст», П.И. Чайковского «Пиковая дама»), М.А. Михайлову (сопрано) (П.И.Чайковского «Евгений Онегин»).

 

_______________________________________________________________________________________________________

Можно отметить запись Э. Карузо (тенор), исполняющего романсы Р. Бартелеми «Грустное возвращение» и П. Тости «Идеал», а также запись А.М. Брагина (баритон) с исполнением романса «Ах, я влюблен в одни глаза».

 

_______________________________________________________________________________________________________

Из жанра оперетты сохранилось две записи: фрагмент оперетты Ж. Оффенбаха «Синяя борода» в исполнении Н.А. Большакова (тенор) и фрагмент другой его оперетты «Прекрасная Елена» в исполнении А.М. Давыдова (тенор).

 

_______________________________________________________________________________________________________

Русские народные песни запечатлены только в одной записи — песня «Ой честь ли то молодцу лен прясти» в исполнении Ф.Н. Полякова (баритон).