Фонд № 87. «Звукопись»

В течение нескольких лет на русском граммофонном рынке действовала небольшая фабрика «Звукопись». Фабрика размещалась в Петербурге и принадлежала предпринимателям И.Мазелю и С.Житловскому. Первоначально планировалось назвать ее «Светопись», но в 1911 году пластинки вышли в свет с оригинальными квадратными этикетками с надписью «Звукопись».

Некоторое время диски «Звукописи» пользовались большой популярностью благодаря довольно высокому качеству и удачному подбору репертуара. Все записи выполнял опытный инженер звукотехник Ф. Кречмер.

Однако благополучие «Звукописи» продолжалось недолго. Конкуренция более могущественных граммофонных предприятий была настолько велика, что «Звукопись» стала постепенно сдавать свои позиции. Это выразилось в обеднении репертуара, а затем в руководстве начались серьезные разногласия, которые привели к уходу С. Житловского и Ф. Кречмера, без которого качество пластинок стало быстро ухудшаться. В конце концов, «Звукопись» влилась в товарищество Объединенных фабрикантов и прекратила самостоятельное существование.

За время своей деятельности фирме удалось сделать несколько удачных записей. Например, первые записи Я. Хейфеца, 10-летнего скрипача виртуоза, будущего великого музыканта, были сделаны именно в фирме «Звукопись».

Так же фирма записала голоса некоторых оперных певцов, не записывавшихся ни в одном другом граммофонном обществе: И. Осипова, Н.С. Артамонова, С.В. Шумова, Г.В. Федорова.

Фирма первой сделала записи юной тогда в 1911 году Е.А. Сорокиной, будущей замечательной эстрадной певицы, исполнительницы цыганских романсов, которую в прессе часто называли “юной Варей Паниной”.

В данный фонд вошло 128 единиц хранения грампластинок фирмы «Звукопись», 1910–1913 годов записи.

Оперный жанр представлен в фонде тремя именами. Это запись итальянского тенора Д. Ростана (фрагменты опер Ж. Бизе «Кармен», Ш. Гуно «Фауст»), С.В. Шумова (бас) (фрагменты опер А.П. Бородина «Князь Игорь», М.И. Глинки «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Русалка», Н.А. Римского-Корсакова «Садко») и Г.В. Федорова (бас) (фрагменты оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол»).

Среди записей вокально камерных произведений, стоит упомянуть романсы «Зачем ты, безумная, губишь» и «Чайка» в исполнении знаменитого баритона И.Н. Боброва; несколько романсов в исполнении юной К. Сорокиной («Вы его пленили», «Дремлют плакучие ивы», «К чему скрывать», «Оставь его», «Снова пою») и записи А.Е. Сокольской (сопрано) («Зо¬лотым кольцом сковали», «Не подходи»).

Среди записей русских народных песен выделяется комплекс записей, осуществленных И.Н. Бобровым (баритон), напевшим большое количество русских песен на пластинки («Ах ты, зимушка зима», «Ах, кумушка», «Бывали дни веселые», «Веревочка», «Запрягу я тройку борзых», «Златые горы», «Казачка», «Как под яблонькой», «Карие глазки», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц», «Среди лесов дремучих», «Стенька-Разин», «То не ветер ветку клонит», «Утес», «Хаз Булат удалой» и др.).

Духовное церковное песнопение представлено в фонде записями только хора под управлением А.А.Архангельского («Верую», «Вскую мя», «Дева Днесь», «Милость мира», «Ныне отпущаеши», «Пасхальные ирмосы», «Рождество твое Христе Боже наш», «С нами Бог», Д.С. Бортнянского «Да воскреснет Бог», «Слава в вышних Богу», «Христос воскресе», П.И. Турчанинова «Задостойник Рождеству Христову» и др.).

Еврейская духовная музыка нашла свое отражение в этом фонде в исполнении кантора И.М. Каганского (тенор), оберкантора Либавской синагоги Д. Копелловича (тенор) и оберкантора главной хоральной синагоги в Севастополе А. Якобсона (тенор).

Камерно инструментальная музыка представлена записями юных Я.Хейфеца (скрипка) (Ф. Крейслера «Венский каприз», пьеса) и Ц. Ганзена (скрипка) (З.Фибиха «Поэма», пьеса, П.Сарасате «Тарантелла», Ф. Бурмейстера «Французская песня», Й. Брамса «Венгерские танцы № 1 и № 5»).

Жанр эстрады и мелодекламации представлен записями различных сатирических частушек в исполнении куплетиста П.Д. Орлова.

Можно также отметить декламацию Д.А. Богемского «Памяти гибели Столыпина» («Упал он, злодейски сраженный»), записанную на пластинку и выпущенную в связи с убийством в Киеве председателя Совета Министров П.А. Столыпина.