Фонд № 86. «Российское акционерное общество граммофонов (РАОГ)»

Данная архивная коллекция состоит из грампластинок 1911—1914 годов записей.

Российское акционерное общество граммофонов (РАОГ) было образовано в декабре 1911 года.
Председателем правления РАОГ был избран знаменитый оперный певец Н.Н. Фигнер. Это новое общество сразу начало массовый выпуск пластинок с записями, в основном, петербургских артистов. РАОГ был образован на технической базе закрывшегося к тому времени, из-за многочисленных нарушений авторских прав, общества «Орфеон Рекорд». Поэтому РАОГ достались не только здание фабрики «Орфеона», но и все оборудование, запасы сырья и матрицы.

Во второй половине 1914 года Петербургская фабрика РАОГ сильно пострадала от пожара. Но как раз в это время все предприятия, принадлежавшие германским фирмам, либо закрывались, либо переходили к новым владельцам. Поэтому к РАОГ перешла германская граммофонная фабрика «Метрополь Рекорд» в Апрелевке под Москвой. С этого времени РАОГ перенесла все свои операции в Москву.

Во второй половине 1917 года это общество распалось.

Данный фонд не очень большой, но очень разнообразный.

Оперный жанр представлен именами знаменитых русских исполнителей, таких как А.М. Брагин (баритон) (В.А. Моцарта «Дон Жуан», А. Понкьелли «Джоконда»), И.Г. Гуляев (бас) (Ж.Ф. Галеви «Жидовка»), А.М. Давыдов (тенор) (Ж. Бизе «Искатели жемчуга», Ж.Ф. Галеви «Жидовка», Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», Р. Леонкавалло «Паяцы», Дж. Мейербера «Гугеноты», П.И. Чайковского «Пиковая дама»), А.Е. Жарковский (бас) (П.И. Чайковского «Евгений Онегин»), А.М. Карензин (тенор) (Ш. Гуно «Фауст», Р.Леонкавалло «Паяцы», Н.А.Римского Корсакова «Майская ночь»), Е.К. Катульская (сопрано) (Дж. Верди «Риголетто», Л. Делиба «Лакме», Дж. Россини «Севильский цирюльник», Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка»), М.Д. Ксендзовский (тенор) (А.С. Аренского «Рафаэль», А.Н. Верстовского «Громобой»), М.С. Куржиямский (тенор) (Дж. Верди «Травиата», Дж. Пуччини «Тоска»), С.Ю. Левик (баритон) (Дж. Россини «Севильский цирюльник», А.Г. Рубинштейна «Демон», П.И. Чайковского «Пиковая дама»), А.М. Матвеев (тенор) (Р. Вагнера «Зигфрид», Дж. Верди «Аида»), О.М. Окунева (сопрано) (М.И. Глинки «Руслан и Людмила», П.И. Чайковского «Пиковая дама»), Л.Ф. Савранский (баритон) (Ш. Гуно «Фауст», А.Г. Рубинштейна «Демон», П.И. Чайковского «Евгений Онегин»), Л.М. Сибиряков (бас) (Дж. Верди «Эрнани», Ж.Ф. Галеви «Жидовка», Ш. Гуно «Фауст», Л. Делиба «Лакме», Дж. Мейербера «Гугеноты», Дж. Пуччини «Богема», Дж. Россини «Севильский цирюльник», А. Тома «Миньон», А.Н.Верстовского «Аскольдова могила», С.С. Гулак Артемовского «Запорожец за Дунаем», Н.А. Римского Корсакова «Царская невеста», А.Г. Рубинштейна «Демон», П.И. Чайковского «Пиковая дама»).

Вокально камерный жанр занимает второе место по объему записей в данном фонде. Это, в основном, русские и цыганские романсы.

Так, в исполнении М.И. Вавича (бас) звучат романсы «Грусть и тоска безысходная», «Еще хоть раз, моя мечта», «Как хороши те очи», «Оковы любви», «Пожалеть то я могу», «Расстались мы», «Увидя Вас», «Хочешь ли ты, моя радость»; в исполнении А.М. Давыдова (тенор) — романсы «Всегда и везде за тобой», «Любовь», «Пара гнедых», «Ты принесла цветы», романсы Ф. Шуберта «Шарманщик» из цикла «Зимний путь» и П.И. Чайковского «Отчего»; в исполнении А. Дидура (бас) — романсы «Заколдованная королева» и «Старость»; в исполнении М.П. Комаровой (меццо-сопрано) — «Молчи», «Не замолчу»; в исполнении М.Д. Ксендзовского (тенор) — романсы «Звучал твой голос», «Молчи, грусть, молчи», романсы В. Чиаро «Испанское болеро», Н.А. Римского Корсакова «Еврейская мелодия»; в исполнении П.Я. Курзнера (бас) — романсы А.С. Даргомыжского «Мельник» и «Титулярный советник»; в исполнении А.М. Лабинского (тенор) — романсы «Колыбельная», «Ты сорвала цветок»; в исполнении С.П. Садовникова (тенор) — романсы «Зачем было влюбляться, «Как цветок душистый», «Любил я очи голубые»; в исполнении Л.М. Сибирякова (бас) — романсы «Ах, я влюблен в один взгляд», «Валахская легенда», «Вечерний звон», «Вчера я видел Вас во сне», «Меня ты вовсе не любила», «Не таи рыданья», «Нет, нет не говори», «Нищая», «Отойди», «Снова пою», «Сосна», «Так жизнь молодая проходит бесследно», «Уста мои молчат», «Утро туманное», «Шепнуть «прости»», романсы Э.Ф. Направника «Серенада Дон Жуана», Ю.М. Слонова «Прощальное слово»; в исполнении М.А. Эмской (сопрано) — романсы «Звезды ночи горят», «Но все же не любить невозможно».

Интересную коллекцию составляют записи цыганских песен и романсов. Так, в исполнении Насти Поляковой в сопровождении цыганского хора звучат песни «Шэл мэ версты», «Роща шуминела», «Невечерняя»; в исполнении Анюты Мерхоленко в сопровождении цыганского хора Насти Поляковой звучат романсы «Среди лесов и полей» и «Почему я безумно люблю»; в исполнении Фиши Казаковой в сопровождении того же хора звучат романсы «О, скажи мне хоть слово привета» и «Дахонэ».

Записей оперетты сохранилось в фонде не много. Можно отметить некоторые. Так, например, фрагменты из оперетт Ж. Жильбера «Модная Ева» и «Добродетельная грешница» поют М.Д. Ксендзовский (тенор) и В.И. Пионтковская (сопрано). В их же исполнении звучат фрагменты из оперетт Ж. Оффенбаха «Креолка» и «Дочь тамбурмажора» и оперетты Я. Вейнберга «Романтическая женщина». Фрагмент из оперетты И. Штрауса «Цыганский барон» поет О.М. Окунева (сопрано). Арии из оперетт В.П. Валентинова «Тайны гарема» и «Ночь любви» исполняет М.И. Вавич (бас).

Церковная музыка представлена в фонде прекрасной коллекцией записей духовных песнопений в исполнении лучших хоров — хора под управлением А.А. Архангельского («Ангел вопияшие», «Вечери твоея тайныя», «Воскресение Христово», «Плотию уснув»), Духовного хора И.И. Юхова («Верую», «Воскресни Боже», «Вскую мя отринул еси», «Да исправится», «Дева Днесь», «Достойно есть», «Ныне отпущаеши», «Рождество твое», «С нами Бог», «Христос раждается»). В.И. Григорьев, протодьякон Храма Христа Спасителя в Москве в сопровождении хора Ф.А. Иванова исполняет «Апостол Богородичный», «Великую ектению», «Воскресение твое, Христе Спасе», «Да воскреснет Бог», «Евангелие Богородичное», «Плотию уснув», «Хвалите имя Господне».

Жанр русских народных песен представлен в исполнении знаменитых русских певцов и народных хоров: А.М. Давыдов (тенор) исполняет песни «Ах, зачем эта ночь», «Соколики»; С.П. Садовников (тенор) исполняет песни «Застольная» и «Светит месяц»; Л.М. Сибиряков (бас) исполняет песни «Ах ты, доля», «Зачем я, мальчик, уродился», «Идет он, усталый».

В исполнении русского народного хора И.И. Миронова звучат песни «По деревне я похаживала», «Простучало, прогремело». Хор под управлением П.И. Баторина поет «Эй вы, ну ли, что заснули», «Минуты горестные настали». Хор владимирских рожечников под управлением П. Пахарева исполняет песни «Ах ты, сад, ты мой сад», «Ночка темная», «Вечер поздно из лесочка», «Кумушка», «Ах, вы сени, мои сени».

Легкая оркестровая музыка представлена в фонде записями танцевальных мелодий и маршевой музыки в исполнении: оркестра Александровского военного училища под управлением В.А. Пардигона (марши «В зеленом бору», «Гром победы раздавался», «Колонный», «Солдатская кровь», «Страдалец», «Уход гладиаторов», вальсы «Две собачки», «На поле Бородина», танцы «Свадьба негра», «Танец живота»); лейб гвардии оркестра конного полка под управлением А.В. Ружека (марши «Генерал Мачуговский», «Марш Измайловского полка», танцы «Гопак», «Русский казачок»); духового оркестра лейб гвардейского гренадерского полка императора Франца Иосифа в Берлине (марш «В цыганском таборе»); берлинского духового оркестра «Элите» (вальс «Эстудиантина»); собственного оркестра общества «Метрополь рекорд» (марши «Сан Суси» и «Улей»).

В исполнении гармонистов И.М. Соловьева и Г.З. Бруева звучат вальсы «На сопках Маньчжурии», «Ожидание», «Цыганка», полька «Гопак», «Пчелка».

Эстрадный жанр представлен комическими сценками, куплетами и рассказами в исполнении: комического дуэта «Бим Бом» («Сто рублей и городовой», «Червонец и пятак»); артистки театра «Фарс» В. Лин (песенки «Капуста» и «Фотография»); С.А. Сокольского (куплеты «Где ж ты, околоточный» и «Охранник»); куплетиста И.В. Гурского (куплеты «Саратовская Матаня»); актера Б.С. Борисова (юмористические рассказы «Рассказ Микешки о потопе» и «Страшная секта»).