Фонд № 42. «Метрополь Рекорд»

История этого граммофонного предприятия началась в августе 1910 года, когда три немецких предпринимателя Молль, Фогт и Кибарт открыли на станции Апрелевка Московско‑Киевской железной дороги первую в России фабрику по изготовлению массы для пластинок и для их прессовки по заказам других граммофонных компаний. Вскоре фабрика начала делать и собственные оригинальные записи.

В Москве, в Банковском переулке, где помещалось правление фирмы, была оборудована студия звукозаписи и гальванический цех, в котором только что записанные воски обрабатывались и превращались в металлические оригиналы, что позволяло избежать транспортировки восков на Апрелевскую фабрику.

Первыми на пластинках «Метрополь Рекорд» были записаны М.А. Эмская, Н.Д. Веков, М.И. Вавич и др. Новая фирма развернула свою деятельность, в основном, в Москве. Записи выпускались на двухсторонних дисках размерами 25 и 30 см. Дела шли успешно, и к началу империалистической войны продукция фирмы начала теснить на московском рынке пластинки других компаний.

В середине 1914 года, фабрика «Метрополь Рекорд» была реквизирована Русским акционерным обществом граммофонов. С этого момента она начала выпускать пластинки под этикеткой РАОГ. В 1917 году фабрика была национализирована.

Данная коллекция охватывает 438 единиц хранения грампластинок этой фирмы.

Оперный жанр представлен фрагментами классических опер в исполнении русских певцов, в основном, мало известных.

Из наиболее значимых имен можно упомянуть К.Д. Запорожца (бас). В его исполнении звучат арии из опер Ш. Гуно «Фауст», Дж. Мейербера «Гугеноты», М.И. Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Русалка», П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В исполнении М.В. Воротынского (бас) звучит фрагмент из оперы Ш. Гуно «Фауст», в исполнении Н.И. Сперанского (бас) – ария из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина», в исполнении И.М. Чарухина (бас) – фрагмент из оперы Дж. Верди «Симон Бокканегра», в исполнении Г.Н. Мельника (бас) – фрагменты из опер Л. Делиба «Лакме», М.И. Глинки «Жизнь за царя», Н.А. Римского Корсакова «Садко».

Среди баритонов можно упомянуть М.В. Бочарова (Р. Вагнера «Тангейзер», Дж. Верди «Травиата», Дж. Россини «Севильский цирюльник», П.И. Чайковского «Пиковая дама»), Я.С. Загуменного (А.Г. Рубинштейна «Нерон»), П.А. Хохлова (Ш. Гуно «Фауст», А.Г. Рубинштейна «Демон»), В.Д. Шумского (Ш. Гуно «Фауст»); среди теноров – А.М. Боровика (Ж. Галеви «Жидовка», П.И. Чайковского «Черевички»), Т.Н. Карсавина (Дж. Мейербера «Гугеноты»), А.М. Лабинского (Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Риголетто», А. Тома «Миньон», А.С. Даргомыжского «Русалка», Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», А.Г. Рубинштейна «Демон», «Нерон», П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), П.И. Словцова (Р. Вагнера «Лоэнгрин», А.Т. Гречанинова «Добрыня Никитич», Э.Ф. Направника «Дубровский», Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь», А.Г. Рубинштейна «Нерон»). Женские голоса представлены А.И. Реутовой (сопрано) (А.С. Даргомыжского «Русалка») и Е.А. Степановой (сопрано) (Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка»).

Комплекс вокально камерной музыки составляет довольно большой объем в фонде.

Здесь сохранились записи романсов в исполнении М.И. Вавича (бас) («Моя мечта», «Уходи»), М.В. Воротынского (бас) (Ф. Шуберта «На мельнице» из цикла «Прекрасная мельничиха», Ю.М. Слонова «Ах ты, солнце красное»), А.Е. Жарковского (бас) («Василек», «Вы просите песен», «Туманно, туманно», «Ты скажи, помнишь ли»), К.Д. Запорожца (бас) (К. Тидемана «Ой, вы, гусли», Л. Эрарского «Ах, не мне молодцу»), Г.В. Федорова (бас) («Ангел», «Гусляр», «Узник», «Улетела пташечка»), И.М. Чарухина (бас) (В.Н. Гартевельда «Золото», Э. Грига «Старая песня», В. Гейзера «Одинокая могила», Ф. Шуберта «Шарманщик» из цикла «Зимний путь», А.С. Даргомыжского «Каюсь, дядя, черт попутал», «Червяк», П.И. Чайковского «Ночь»), Я.С. Гальского (тенор) («Когда б вы поняли меня», Э. ди Капуа «Солнце мое», Л. Денца «Вернись», Ю.И. Блейхмана «Песнь весны»), А.М. Давыдова (тенор) («Дай, милый друг, на счастье руку», «И буду я тебя ласкать», «О, если там за небесами», «Тебя любить» и др.), В. Девиклера (тенор) («За любовь ты мою», «Когда б я знал», «Но не любила»), М.И. Михайлова (тенор) («В тени задумчивого сада»), П.И. Словцова (тенор) (Е.И. Букке «Сосна», П.И. Чайковского «Колыбельная», «Растворил я окно», «Средь шумного бала»), П.А. Чистякова (тенор) (Ф. Шуберта «Серенада», А.П. Бородина «Я вновь один», А.Е. Варламова «Травушка», А.Л. Гурилева «Ласточка», П.И. Чайковского «Разочарование»), И.М. Каганского (псевдоним Дж. Ронкони) (баритон) (Л. Денца «Глаза чародейки», «Джулия», Ж. Массне «Элегия», Ф. Мендельсона-Бартольди «Зимняя песня», А.Е. Варламова «Ангел», А.Г. Рубинштейна «Певец», П.И. Чайковского «Ни слова, о, друг мой»), А.А. Толстого (баритон) («Ах ты жизнь, моя жизнь», «Ермак», «Жить, полной жизнью жить», «Новгород», «Я помню день»), В.Д. Шумского (баритон) («Колокола», «Любовь», «Опять повеяло весной», «Прощальное слово», «Ты шептала», «Утро туманное», «Я помню день» и др.), А.И. Реутовой (сопрано) («Много добрых молодцов», «О чем в тиши ночей», «Сожженное письмо»), М.А. Эмской (сопрано) («Мой чудный сон», «Но все же не любить невозможно»), Е.А. Сергеевой (меццо-сопрано) («Ах, да пускай, свет осуждает», «Захочу – полюблю», «Уголок», «Я хочу веселья»).

В комплексе грампластинок жанра оперетты есть несколько интересных записей. Фрагменты оперетт Ф. Легара «Веселая вдова», Ш. Лекока «Сердце и рука», Р. Нельсона «Король веселится» звучат в исполнении М.И. Вавича (бас). В исполнении Н.Д. Векова (баритон) звучат фрагменты из оперетт К. Целлера «Мартин рудокоп» и «Продавец птиц». Н.Ф. Монахов (баритон) исполняет арию из оперетты В. Холлендера «Максимисты». В.Д. Шумский (баритон) исполняет фрагмент оперетты С. Джонса «Гейша». Ария из оперетты Р. Планкетта «Корневильские колокола» исполнена В. Девиклером (тенор).

Записей духовной музыки крайне мало. Это – записи исполнения хором Московского Храма Христа Спасителя нескольких церковных песнопений («Хвалите имя Господне», «Слове единородный», «Отче наш»).

Представлена также в фонде еврейская духовная музыка в исполнении И.О. Якобсона (тенор), оберкантора хоральной синагоги в Севастополе и И.М. Каганского (псевдоним Дж. Ронкони) (баритон).

Русская народная песня представлена в фонде как в хоровом, так и в вокальном звучании.

Дуэт М.И. Вавич (бас) и Н.М. Бравин (баритон) исполняет песни «Ах, сегодня день ненастный» и «То не ветер ветку клонит»; в исполнении С.П. Садовникова (тенор) звучат песни «Меж высоких хлебов», «У могилы матери», «Чудный месяц» и др.

Из хоров можно упомянуть хор народного дома императора Николая II под управлением И.В. Александрова («Перевоз Дуня держала», «Песня про Степана Разина») и хор под управлением П.И. Баторина («Буйная головушка», «Заводы кирпичные», «Минута горести настала», «Пошел козел в огород», «Уж как выдал меня батюшка»).

Солдатский хор исполняет целый комплекс русских военных песен («О чем задумался служивый», «Русский царь собрал дружину», «Скучно жить без родных», «Слава русскому солдату», «Что за песни распевает наша Русь» и др.).

Различные оркестры русских народных инструментов исполняют инструментальные обработки русских песен. Это оркестр гармоний под управлением В.С. Варшавского («Камаринская», «Могила», «Не одна во поле дороженька», «Сухая корочка»), оркестр гармоний под управлением С. Коломенского («Барыня», «Выйду ль я на реченьку»), Великорусский оркестр балалаек под управлением Д. Тарновского и П. Иванова («Выйду ль я на реченьку», «Катеринушка», «Последний нонешний денечек»).

Представлен в фонде довольно большим комплексом татарский народный песенный фольклор. Звучит он в исполнении популярных певцов Камилла Тухватуллина и Х. Юсупова.

Легкая инструментальная и танцевальная музыка исполняется оркестром общества «Метрополь Рекорд» (марши «Бой быков», «Выход гладиаторов», «Марш Радецкого», «Охотники», «Разговор глазами», «Свободная дорога», «Старые друзья», «Улей», вальсы «Под властью воспоминаний», «Разбитая жизнь», танцы «Бальная лезгинка», «Бальный чардаш», «Венгерка», «Фанданго» и др.) и Духовым оркестром Александровского военного училища под управлением В.А. Пардигона и В.Г. Брандта (марш «Венгерка», «Командир», «Полька дедушка» и др.).

Эстрадный жанр отражен в фонде широко.

Можно назвать такие имена как Д.А. Богемский (читает юмористические рассказы «Беспроволочный телеграф», «В учебной команде», «Еврейская свадьба», «Еврейский сват», «Неоспоримая логика», «Рассказ одессита», «Роковая ошибка» и др.), В.Е. Карпов (рассказы «Научное толкование о сотворении мира и «Рассказ Микишки о потопе»), Б.С. Борисов (рассказы «Андзя», «Двое дочерей, «Канитель», «Рассказ еврея о похоронах»).

Дуэт Д.А. Богемский и Б. Мирова исполняет комические куплеты «В гареме» и «Бум-чики-чики»), дуэт Б.П. Борин и Д.А. Дмитриевский – комическую песню «Грибочки», дуэт Е.М. Лебедева и А.И. Лебедев – комические песенки «Было дело под Полтавой» и «Прошли золотые денечки», дуэт «Бим-Бом» разыгрывает комические сценки «Семейное счастье», «Титулованная особа», «Сто рублей и городовой», «Чистая рубашка».

Куплетист Т.Г. Кулеша (баритон) исполняет юмористические песни «Одесская панама», «Под зеленым дубом», «Чижик-пыжик». Куплетист С.И. Шатов исполняет песенку «Все есть по милости его».