Фонд № 36. Акционерное общество «Граммофон»

История этой компании начинается собственно с личности самого изобретателя граммофонной пластинки и граммофона Э. Берлинера, который будучи не только талантливым инженером, оказался и опытным предпринимателем. Он предложил Э. Джонсону, владельцу небольшой механической мастерской в городе Кэмдене (США), объединиться для совместной организации массового производства грампластинок, и в 1897 году появилась фабрика граммофонных пластинок, получившая название «Victor». Дело быстро пошло на лад. Вскоре в Германии, в городе Ганновере появилась еще одна фабрика «E. Berliner’s Gramophone», братьев Берлинер. В 1901 году было основано Английское акционерное общество «Граммофон», объединившее фабрики в Ганновере и Кэмдене, а затем и новое предприятие в городе Гайсе (Англия). Одним из членов правления общества был Э. Берлинер. Через несколько лет общество объединяло уже целый ряд фабрик в тридцати странах, в том числе и в России.

Для обработки русских записей и снабжения русского рынка в Риге была оборудована фабрика граммофонных пластинок и граммофонов. Официально общество «Граммофон» получило разрешение вести операции в России 2 апреля 1903 года. В том же 1903 году «Граммофон» выкупил вторую фабрику в Риге у общества «Интернациональ Зонофон».

Долгое время пластинки «Граммофон» были только односторонними. С 1 января 1911 года стали также продаваться двухсторонние диски.

Военные действия 1914 года заставили фирму перевести свое производство из Риги в Москву, где на улице Щипок был оборудован завод «Пишущий Амур».

В начале 1918 года московский завод был остановлен. Все его технологическое оборудование передали фабрике Пятилетия Октября (бывшая фабрика «Братья Пате»).

Прежде чем характеризовать данный фонд, необходимо отметить, что благодаря тому, что фирма «Граммофон» была одной из самых мощных предприятий такого рода на территории России, самые известные русские артисты предпочитали записываться на пластинках «Граммофон». Данный факт и определил широту и качество репертуарного диапазона пластинок, сохранившихся в фонде. Даты записей 1905–1916 годы.

В фонде фирмы «Граммофон» прекрасно представлен оперный жанр. Богатую коллекцию составляют записи голосов знаменитых исполнителей Италии, Франции, Германии, Швеции, поющих арии из классических опер.

Это тенора – Э. Гарбин (Дж. Верди «Травиата»), В. Герольд (Р. Леонкавалло «Паяцы»), Б. Джильи (Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»), А. Джорджини (Дж. Верди «Риголетто», У. Джордано «Федора», Ж. Массне «Вертер», Дж. Пуччини «Тоска», Ф. Флотова «Марта»), К. Йорн (Р. Вагнера «Лоэнгрин»), М. Кампаньола (Дж. Верди «Отелло» и Р. Леонкавалло «Паяцы»), Э. Карузо (Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Аида», «Бал‑маскарад», «Дон Карлос», «Отелло», «Риголетто», «Сила судьбы», «Трубадур», Ж.Ф. Галеви «Жидовка», А.‑К. Гомеса «Раб», Ш. Гуно «Фауст», «Царица Савская», Г. Доницетти «Дон Паскуале», «Дон Себастьян», «Любовный напиток», «Фаворитка», Р. Леонкавалло «Богема», «Паяцы», П. Масканьи «Сельская честь», Ж. Массне «Манон», «Сид», Дж. Мейербера «Африканка», «Гугеноты», А. Понкьелли «Джоконда», Дж. Пуччини «Богема», «Тоска», П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и А.Г. Рубинштейна «Нерон»), Т. Леннартсон (Р. Вагнера «Лоэнгрин», К.-М. Вебера «Вольный стрелок»), Ф. де Лючия (Ж. Бизе «Искатели жемчуга», Р. Вагнера «Лоэнгрин», Дж. Верди «Отелло» и «Риголетто», П. Масканьи «Сельская честь», Дж. Россини «Севильский цирюльник», А. Тома «Миньон»), А. Паоли (Дж. Верди «Трубадур»), Л. Слезак (Дж. Мейербера «Пророк»), Д. Стокман (Ш. Гуно «Ромео и Джульетта»), Ф. Таманьо (Дж. Верди «Отелло», «Трубадур», У. Джордано «Андре Шенье», Ж. Массне «Иродиада», Дж. Мейербера «Пророк», Дж. Россини «Вильгельм Телль», К. Сен‑Санса «Самсон и Далила»), Дж. де Туре (Ш. Гуно «Фауст»), Г. Чикколини (Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»), Г. Ядловкер (Дж. Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата», Р. Леонкавалло «Паяцы», В.‑А. Моцарта «Волшебная флейта»);

басы – А. Вальгрен (П.И. Чайковского «Евгений Онегин»), А. Дидур (Ж.Ф. Галеви «Жидовка»), М. Журнэ (Дж. Мейербера «Гугеноты»), П. Плансон (Ш. Гуно «Фауст»), А. ван Рой (Р. Вагнера «Тангейзер»);

баритоны – М. Баттистини (Г. Берлиоза «Осуждение Фауста», Р. Вагнера «Тангейзер», Дж. Верди «Бал‑маскарад», «Дон Карлос», «Отелло», «Эрнани», Ш. Гуно «Фауст», Г. Доницетти «Дон Себастьян», «Линда ди Шамуни», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», Р. Леонкавалло «Паяцы», Ж. Массне «Иродиада», Дж. Мейербера «Африканка», В.‑А. Моцарта «Дон Жуан», Дж. Пуччини «Тоска», Дж. Россини «Вильгельм Телль», «Севильский цирюльник», А. Тома «Гамлет», Ф. Флотова «Марта», А.Г. Рубинштейна «Демон», «Нерон», П.И. Чайковского «Евгений Онегин»), Г. Берналь‑Рески (Дж. Верди «Отелло»), Т. Руффо (Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Бал‑маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», Ш. Гуно «Фауст», Р. Леонкавалло «Паяцы», «Чаттертон», Ж. Массне «Король Лагорский», В.‑А. Моцарта «Дон Жуан», Дж. Россини «Севильский цирюльник», А. Тома «Гамлет»), М. Саммарко (Дж. Верди «Бал‑маскарад», Р. Леонкавалло «Паяцы», Дж. Россини «Севильский цирюльник»), А. Скотти (Дж. Верди «Бал‑маскарад»), К.Ю. Форселл (Р. Вагнера «Тангейзер», Дж. Верди «Трубадур»);

сопрано – Ц. Боннисенья (В. Беллини «Норма», Дж. Верди «Бал‑маскарад», «Сицилийская вечерня», «Эрнани», Ш. Гуно «Фауст»), Э. Бруно (Дж. Верди «Трубадур»), И. Джиакомелли (Дж. Верди «Эрнани»), Дж. Клауссен (Дж. Мейербера «Пророк»), Л. Тетрацини (Ж. Бизе «Искатели жемчуга», Дж. Верди «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», Ф. Давида «Жемчужина Бразилии», Л. Делиба «Лакме», Дж. Мейербера «Динора», «Гугеноты», А. Тома «Миньон», Д.Ф. Обера «Немая из Портичи»).

В фонде записаны прекрасные дуэты, трио и квартеты из опер в исполнении знаменитых певцов. Например: дуэты из оперы Дж. Пуччини «Чио‑Чио‑Сан» (поют Э. Карузо (тенор) и Дж. Фаррар (сопрано)), из оперы Дж. Верди «Сила судьбы» (поют Э. Карузо (тенор) и А. Скотти (баритон)), из оперы Дж. Верди «Риголетто» (поют М. Гальвани (сопрано) и Т. Руффо (баритон), квартет из опер Дж. Верди «Риголетто» (поют Э. Карузо (тенор), Б. Аботт (бас), Л. Гомер (сопрано), А. Скотти (баритон)), квинтет из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (поют Э. Карузо (тенор), А. Скотти (баритон), М. Зембрих (сопрано), М. Журнэ (бас), С. Дадди (сопрано) и др.

Вокальная камерная музыка в исполнении этих великих певцов так же отложилась в фонде. Здесь звучат романсы Х. Бартоломео «Медленный вальс» и «Грустная песня», Л. Денца «Когда б Вы поняли меня», Р. Леонкавалло «Две серенады», Ж. Массне «Элегия», в исполнении Э. Карузо (тенор). Стоит отдельно отметить запись исполнения им романса Р. Леонкавалло «Рассвет» в сопровождении на фортепиано самого автора.

Кроме этого романсы исполняют: М. Баттистини (баритон) – романсы Л.‑В. Бетховена «Наслаждение», Ш. Гуно «Вечер», Л. Денца «Култо», П. Тости «Анкора», М. Журнэ (бас) – романс Р. Шумана «Два гренадера», Т. Леннартсон (тенор) – романс Я. Сибелиуса «Первый поцелуй», Ф. де Лючия (тенор) поет романс Э. ди Капуа «Солнце моё», Т. Руффо (баритон) – романс Э. ди Капуа «Мария, Мария» и Э. де Куртиса «Вернись в Сорренто», К.Ю. Форселл (баритон) – романс Дж. Свенсена «Венецианская серенада», З. Арнольдсон (сопрано) – романс Ф.Ф. Эккерта «Эхо», Ф. Гемпель (сопрано) – романс Л. Ардити «Поцелуй», Э. Кальве де Рокер (меццо‑сопрано) – романс дель Аква «Ласточка», З. Курц (сопрано) – романс Л. Ардити «Молви», А. Кучини «Грустные сумерки», Н.Д. Мельба (сопрано) – романс Г.Ф. Генделя «Любимая птичка», Г. Парето (сопрано) – романс И. Штрауса «Весенние голоса», Л. Тетрацини (сопрано) – романс П. Тости «Апрель» и др. (меццо‑сопрано) – романс У. Джордано

Основную часть фонда представляет собой коллекция грампластинок с записями певцов русской оперной школы. Это фрагменты, арии, дуэты, трио из лучших мировых и русских опер. Невозможно перечислить все, отметим некоторые: фрагменты из опер Ж. Бизе «Искатели жемчуга» исполняют А.М. Давыдов (тенор), А.В. Нежданова (сопрано); Л.В. Собинов (тенор), «Кармен» – Е.Э. Виттинг (тенор), Е.И. Збруева (меццо‑сопрано), А.М. Давыдов (тенор), О.И. Камионский (баритон), М.Н. Каракаш (баритон), М.В. Коваленко (сопрано), М.А. Михайлова (сопрано); фрагменты из опер В. Беллини «Норма» – В.Н. Петрова‑Званцева (меццо‑сопрано), Ф.И. Шаляпин (бас), Н.С. Южина (сопрано), «Сомнамбула» – Л.М. Сибиряков (бас), Ф.И. Шаляпин (бас); фрагменты из оперы А. Бойто «Мефистофель» – Л.М. Сибиряков (бас), Л.В. Собинов (тенор), Д.А. Смирнов (тенор), Ф.И. Шаляпин (бас), фрагменты из опер Р. Вагнера «Валькирия» – А.М. Давыдов (тенор), «Летучий голландец» – А.Д. Александрович (тенор), Е.Э. Виттинг (тенор), «Лоэнгрин» – Л.В. Собинов (тенор), «Нюрнбергские мейстерзингеры» – В.П. Дамаев (тенор), «Тангейзер» – О.И. Камионский (баритон), П.Д. Орлов (баритон), П.И. Тихонов (бас), Н.С. Южина (сопрано); фрагменты из опер Дж. Верди «Аида» звучат в исполнении Е.Э. Виттинга (тенор), А.М. Давыдова (тенор), В.П. Дамаева (тенор), Д.Х. Южина (тенор), Н.С. Южиной (сопрано), «Бал‑маскарад» – в исполнении Г.А. Бакланова (баритон), О.И. Камионского (баритон), Л.М. Клементьева (тенор), М.А. Михайловой (сопрано), «Дон Карлос» – в исполнении Л.М. Сибирякова (бас), «Риголетто» – в исполнении О.И. Камионского (баритон), А.М. Лабинского (тенор), А.В. Неждановой (сопрано), Д.А. Смирнова (тенор), Н.А. Шевелева (баритон), «Сицилийская вечерня» – в исполнении А.В. Неждановой (сопрано), «Травиата» – в исполнении Е.А. Бронской (сопрано), А.В. Неждановой (сопрано), «Трубадур» – в исполнении Е.И. Збруевой (контральто), В.Н. Петровой‑Званцевой (меццо‑сопрано), Л.М. Сибирякова (бас), Н.А. Шевелева (баритон), Н.С. Южиной (сопрано), «Эрнани» – в исполнении О.И. Камионского (баритон), Ф.И. Шаляпина (бас); фрагменты из оперы Ж.Ф. Галеви «Жидовка» исполняют Е.Э. Виттинг (тенор), А.М. Давыдов (тенор), Л.М. Сибиряков (бас); фрагменты из оперы К.-В. Глюка «Орфей» – А.Д. Александрович (тенор); арии из опер Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» – Е.А. Бронская (сопрано), Л.Я. Липковская (сопрано), М.А. Михайлова (сопрано), А.В. Нежданова (сопрано), П.И. Тихонов (бас), «Фауст» – В.И. Касторский (бас), А.М. Лабинский (тенор), Н.Ф. Лежен (меццо‑сопрано), М.А. Михайлова (сопрано), А.В. Нежданова (сопрано), Л.М. Сибиряков (бас), Д.А. Смирнов (тенор), Л.В. Собинов (тенор); фрагменты из оперы Ф. Давида «Бразильская жемчужина» – А.В. Нежданова (сопрано); фрагменты из оперы Л. Делиба «Лакме» – Г.А. Бакланов (баритон), В.И. Касторский (бас), Е.К. Катульская (сопрано), А.В. Нежданова (сопрано), М.А. Михайлова (сопрано), Д.А. Смирнов (тенор), Л.В. Собинов (тенор), Ф.И. Шаляпин (бас); фрагменты из опер Г. Доницетти «Дон Паскуале» – Л.В. Собинов (тенор), «Лукреция Борджиа» – Л.М. Сибиряков (бас), Ф.И. Шаляпин (бас), «Любовный напиток» – Д.А. Смирнов (тенор), «Лючия ди Ламмермур» – М.А. Михайлова (сопрано), А.В. Нежданова (сопрано), «Фаворитка» – Л.М. Сибиряков (бас), Д.А. Смирнов (тенор); арии из оперы Р. Леонкавалло «Богема» – В.Н. Петрова‑Званцева (меццо‑сопрано), «Заза» – Н.А. Шевелев (баритон), «Паяцы» – Г.А. Бакланов (баритон), Е.Э. Виттинг (тенор), В.П. Дамаев (тенор), А.М. Карензин (тенор), Н.А. Шевелев (баритон); фрагменты из оперы П. Масканьи «Сельская честь» – А.М. Давыдов (тенор), Н.Н. Фигнер (тенор); фрагменты из опер Ж. Массне «Вертер» – В.Н. Петрова‑Званцева (меццо‑сопрано), Л.В. Собинов (тенор), Н.Н. Фигнер (тенор), Д.Х. Южин (тенор), «Дон Сезар де Базан» – А.В. Нежданова (сопрано), «Манон» – Л.В. Собинов (тенор); фрагменты из опер Дж. Мейербера «Африканка» – А.М. Давыдов (тенор), «Гугеноты» – В.И. Касторский (бас), Л.М. Клементьев (тенор), А.М. Лабинский (тенор), М.А. Михайлова (сопрано), А.В. Нежданова (сопрано), Л.М. Сибиряков (бас), Д.А. Смирнов (тенор), Н.Н. Фигнер (тенор), «Динора» – А.В. Нежданова (сопрано), «Роберт‑дьявол» – Л.М. Сибиряков (бас), Ф.И. Шаляпин (бас); фрагменты из оперы С. Монюшко «Галька» – Е.Э. Виттинг (тенор), А.М. Давыдов (тенор), М.А. Михайлова (сопрано), Л.В. Собинов (тенор); фрагменты из опер В.‑А. Моцарта «Волшебная флейта» – А.В. Нежданова (сопрано), Л.М. Сибиряков (бас), «Дон Жуан» – О.И. Камионский (баритон), В.И. Касторский (бас); фрагменты из оперы Ж. Нугеса «Камо грядеши» – Н.А. Шевелев (баритон); фрагменты из оперы Д.Ф. Обера «Фра‑Дьяволо» – А.В. Нежданова (сопрано); фрагменты из оперы А. Понкьелли «Джоконда» – Е.Э. Виттинг (тенор), Д.Х. Южин (тенор); из опер Дж. Пуччини «Богема» – В.П. Дамаев (тенор), Л.Я. Липковская (сопрано), Д.А. Смирнов (тенор), «Девушка с Запада» – В.П. Дамаев (тенор), «Манон» – Д.А. Смирнов (тенор), «Тоска» – В.П. Дамаев (тенор), Л.Я. Липковская (сопрано), Д.А. Смирнов (тенор), М.И. Фигнер (сопрано), Н.Н. Фигнер (тенор); фрагменты из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» – О.И. Камионский (баритон), М.А. Михайлова (сопрано), А.В. Нежданова (сопрано), Л.М. Сибиряков (бас), Д.А. Смирнов (тенор), Ф.И. Шаляпин (бас); фрагменты из опер К. Сен‑Санса «Генрих VIII» – Н.А. Шевелев (баритон), «Самсон и Далила» – Е.Ф. Петренко (контральто), В.Н. Петрова‑Званцева (меццо‑сопрано), Д.Х. Южин (тенор); фрагменты из опер А. Тома «Гамлет» – Е.А. Бронская (сопрано), «Миньон» – А.В. Нежданова (сопрано), Л.В. Собинов (тенор), Н.С. Южина (сопрано); фрагменты из оперы Ф. Флотова «Марта» – Л.В. Собинов (тенор); фрагменты из опер К.-М. Вебера «Волшебный стрелок», Б. Годара «Жосселин», В. Массэ «Свадьба Жанетты» и Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» исполняет М.А. Михайлова (сопрано).

Оперы русских композиторов также широко представлены в фонде в творчестве таких исполнителей как: А.Д.Александрович (тенор) (оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», Н.А.Римского‑Корсакова «Псковитянка»), Е.Э.Виттинг (тенор) (оперы А.Г.Рубинштейна «Демон», Э.Ф.Направника «Нижегородцы» и С.В.Рахманинова «Франческа да Римини», П.И.Чайковского «Пиковая дама»), А.М.Давыдов (тенор) (оперы Э.Ф.Направника «Дубровский», Н.А.Римского‑Корсакова «Садко», А.Н.Серова «Рогнеда», П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), В.П.Дамаев (тенор) (оперы А.Т.Гречанинова «Добрыня Никитич», Н.А.Римского‑Корсакова «Майская ночь», «Псковитянка» и «Садко», А.Г.Рубинштейна «Нерон», П.И.Чайковского «Мазепа», «Опричник», «Пиковая дама» и «Черевички»), А.М.Карензин (тенор) (опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»), А.М.Лабинский (тенор) (оперы А.Н.Верстовского «Аскольдова могила», М.И.Глинки «Жизнь за царя», А.С.Даргомыжского «Русалка», Э.Ф.Направника «Дубровский», Н.А.Римского‑Корсакова «Садко» и «Снегурочка», А.Г.Рубинштейна «Демон», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), П.И.Словцов (тенор) (оперы Н.А.Римского‑Корсакова «Снегурочка», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), Д.А.Смирнов (тенор) (оперы А.Т.Гречанинова «Добрыня Никитич», М.П.Мусоргского «Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка», Э.Ф.Направника «Нижегородцы», Н.А.Римского‑Корсакова «Снегурочка»), Л.В.Собинов (тенор) (оперы А.Т.Гречанинова «Добрыня Никитич», А.С.Даргомыжского «Русалка», М.М.Иванова «Забава Путятишна», А.Г.Рубинштейна «Демон», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), Н.Н.Фигнер (тенор) (оперы Э.Ф.Направника «Дубровский», П.И.Чайковского «Опричник»), В.И.Касторский (бас) (оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», М.И.Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», А.Т.Гречанинова «Добрыня Никитич», А.С.Даргомыжского «Русалка», Н.А.Римского‑Корсакова «Садко», А.Н.Серова «Юдифь», П.И.Чайковского «Мазепа» и «Пиковая дама»), Л.М.Сибиряков (бас) (оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», А.Н.Верстовского «Аскольдова могила», А.С.Даргомыжского «Русалка», М.М.Ипполитова‑Иванова «Измена», М.П.Мусоргского «Борис Годунов», Н.А.Римского‑Корсакова «Садко», А.Г.Рубинштейна «Демон», А.Н.Серова «Юдифь»), П.И.Тихонов (бас) (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», М.П.Мусоргского «Хованщина», Н.А.Римского‑Корсакова «Царская невеста», П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта»), Ф.И.Шаляпин (бас) (оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», М.И.Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», М.П.Мусоргского «Борис Годунов», Н.А.Римского‑Корсакова «Садко», А.Н.Серова «Вражья сила»), И.В.Грызунов (баритон) (оперы Н.А.Римского‑Корсакова «Садко», Ц.А.Кюи «Кавказский пленник», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), О.И.Камионский (баритон) (оперы Н.А.Римского‑Корсакова «Садко», А.Г.Рубинштейна «Демон», П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта»), М.Н.Каракаш (баритон) (оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», А.Г.Рубинштейна «Нерон», П.И.Чайковского «Пиковая дама» и «Чародейка»), Н.Г.Северский (баритон) (опера С.С.Гулак‑Артемовского «Запорожец за Дунаем»), Н.А.Шевелев (баритон) (оперы Н.А.Римского‑Корсакова «Садко» и «Царская невеста», А.Г.Рубинштейна «Демон» и «Нерон», П.И.Чайковского «Иоланта»), Е.А.Бронская (сопрано) (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», М.М.Иванова «Забава Путятишна»), М.В.Коваленко (сопрано) (оперы С.С.Гулак‑Артемовского «Запорожец за Дунаем», Н.А.Римского‑Корсакова «Снегурочка», П.И.Чайковского «Иоланта» и «Чародейка»), Л.Я.Липковская (сопрано) (оперы Н.А.Римского‑Корсакова «Царская невеста», П.И.Чайковского «Иоланта»), М.А.Михайлова (сопрано) (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», А.С.Даргомыжского «Русалка», Э.Ф.Направника «Гарольд», Н.А.Римского‑Корсакова «Боярыня Вера Шелога», «Садко», А.Г.Рубинштейна «Демон», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), А.В.Нежданова (сопрано) (оперы А.С.Аренского «Мцыри» и «Наль и Дамаянти», М.И.Глинки «Жизнь за царя», Н.А.Римского‑Корсакова «Золотой петушок» и «Снегурочка»), М.И.Фигнер (сопрано) (опера Э.Ф.Направника «Гарольд»), М.Б.Черкасская (сопрано) (оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила», П.И.Чайковского «Пиковая дама»), Н.С.Южина (сопрано) (оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», М.И.Глинки «Руслан и Людмила», А.С.Даргомыжского «Русалка», М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка», Э.Ф.Направника «Дубровский», А.Н.Серова «Рогнеда», «Юдифь», П.И.Чайковского «Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Чародейка»), Е.И.Збруева (меццо‑сопрано) (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», Руслан и Людмила», А.С.Даргомыжского «Русалка», М.П.Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина», Н.А.Римского‑Корсакова «Снегурочка», А.Г.Рубинштейна «Дети степей», А.Н.Серова «Рогнеда», П.И.Чайковского «Евгений Онегин»), В.Н.Петрова‑Званцева (меццо‑сопрано) (оперы М.П.Мусоргского «Хованщина», Н.А.Римского‑Корсакова «Садко», «Снегурочка», А.Н.Серова «Вражья сила», П.И.Чайковского «Орлеанская дева»), М.Н.Кузнецова (контральто) (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»), К.А.Тугаринова (контральто) (опера М.И.Глинки «Жизнь за царя»).

Камерно‑вокальный жанр широко представлен в творчестве великих русских певцов. Поэтому в фонде отложился значительный массив записей романсов и вокальных произведений зарубежных и русских композиторов. Здесь можно услышать голоса великих русских басов – М.И.Вавича (романсы «Ах, я влюблен в глаза одни», «В час печали, тоски и сомненья», «Голубка моя», «За дружеской беседой», «Когда б я мог», «Мой милый вальс», «На берегу реки встретились мы с Вами», «На последнюю пятерку», «Невечерняя», «Нет, нет не говори», «Но все же не любить», «Оковы любви», «Пара гнедых», «Почему я безумно люблю», «Средь лесов и полей», «Тебя любить, обнять и плакать над тобою», «Устал я жить», «Утро туманное», «Уходи», «Хризантемы»), В.И.Касторского (вокальные произведения: «Как король шел на войну», «Она хохотала», «Плыви, моя гондола», романсы Й.Брамса «Верное сердце», Ш.Гуно «Молви, дева молодая, А.П.Бородина «Песня темного леса», М.И.Глинки «Ночной смотр», А.Т.Гречанинова «Степью иду я унылою», А.С.Даргомыжского «Мельник», Ц.А.Кюи «Генерал», М.П.Мусоргского «Песня о блохе», А.Г.Рубинштейна «Волки», П.И.Чайковского «Благославляю вас, леса», «Подвиг»), П.Я.Курзнера (романсы А.С.Даргомыжского «Мельник», «Титулярный советник», «Червяк», Ю.М.Слонова «Прощальное слово»), Л.М.Сибирякова (вокальные произведения: «Ангел», «Как король шел на войну», «Когда б вы поняли меня», «Молись», «Ода Сафо», «Тучи черные», «У врат обители святой», «Утес», романсы Ж.Массне «Элегия», Ф.Шуберта «На мельнице», «Поток», «Скиталец», «Шарманщик», А.К.Глазунова «Вакхическая песня», М.И.Глинки «Ночной смотр», Ц.А.Кюи «Ой, как Волга – матушка», П.И.Чайковского «Разочарование» и др.), П.И.Тихонова (романсы «Все песни, все горе», «Спите, орлы боевые», «Тебе одной все чистые желанья», А.П.Бородина «У людей‑то в дому»), И.Ф.Филиппова (романсы М.И.Глинки «Ночной смотр»), Ф.И.Шаляпина (К.Руже де Лиля «Марсельеза», романсы Р.Шумана «Два гренадера», А.К.Глазунова «Вакхическая песня», А.Г.Рубинштейна «Узник», В.Т.Соколова «Зашумела, разгулялась», П.И.Чайковского «Соловейко» и др.); баритонов – А.М.Брагина (романс «Ты не спрашивай»), И.В.Грызунова (С.В.Рахманинова «Христос воскрес»), И.В.Иванцова (романсы Дж.Пуччини «Если душой я должен», А.Т.Гречанинова «Степью иду унылою»), О.И.Камионского (вокальные произведения: «Вернись», «Воспоминание», «Дитятко», «Когда б Вы поняли меня», «Любовь», «Меня манил твой образ», «Не развеять мне грусти», «Она хохотала», «Отчего», «Солнце всходит и заходит», «Ты помнишь ли», «Уста молчат», романсы Л.Денца «Vieni», «Дивные очи», Э. ди Капуа «Мария, Мария», П.Тости «Ancora», «Любовь», А.Г.Рубинштейна «Азра», П.И.Чайковского «Благославляю вас, леса», «Ни слова, о друг мой», «Ночь», «Отчего я люблю тебя», «Средь шумного бала»), Б.А.Мезенцова (романс М.П.Мусоргского «Семинарист»), Ю.С.Морфесси (романсы «Белые ночи», «Везде и всегда за тобой», «Где ты, отзовись», «Дивно прекрасные, ласково властные», «К чему скрывать», «Как хороши те ночи», «Как цветок душистый», «Мираж», «Мы вышли в сад», «Мы сегодня расстались с тобой», «Ночные цветы», «Ну, быстрей летите, кони», «О, позабудь былые увлеченья», «Отцвели хризантемы», «Песня гусляра», «Помнишь ночь», «Почему я безумно люблю», «Те дни прошли», «Туманно, туманно», «Я песни просил», «Я Вас люблю, боготворю», «Я пережил свои желанья», «Я помню вальса звук прелестный», «Я помню вечер»), Н.Г.Северского (романсы «Ах, цветам не верю», «В сумраке влажного сада», «В тени задумчивого сада», «Вы полюбить меня должны», «Глаза», «Жажду свиданья», «Зачем», «К чему напрасные мечты», «Мой чудный сон», «Нет, не говори», «Нет, сердце, не грусти», «Но я Вас все‑таки люблю», «Отчалила лодка», «Отчего о тебе я мечтаю», «Повстречались в день ненастный», «Пожалей», «Пой мне», «Приходи», «Скажи, луна», «Сколько неги, любви», «Слез довольно», «Слышу я милые звуки», «Так суждено», «Твой образ», «Твоя улыбка», «Теперь в твоей, любовь, я власти», «Тихо реет ночь», «Тихо, так тихо», «Укажи мне такую обитель», «Утро туманное», «Хочу быть дерзким», «Хризантемы», «Чарующая песнь», «Я боюсь твоих огненных глаз», «Я Вас люблю», «Я гляжу на тебя», «Я долго ждал», «Я помню осень», «Ярким светом озаряет»), Д.М.Фесенко (романсы «Лотос», «Увидя Вас»), Н.А.Шевелева (романсы «Две песни», «Эльдорадо», Ф.Шуберта «Скиталец», М.И.Глинки «Северная звезда», А.Т.Гречанинова «Степью иду унылою», Ц.А.Кюи «Война», М.П.Мусоргского «Полководец», «Семинарист», «Царь Саул», С.В.Рахманинова «Проходит все»); теноров – А.Д.Александровича (романсы М.И.Глинки «Как сладко с тобой мне быть», А.С.Даргомыжского «И скучно, и грустно», «Ты хорошенькая», П.И.Чайковского «О, дитя», «Средь шумного бала»), Е.Э.Виттинга (романсы «Замедлила ли ты», «Как май блестящий», «Но то был сон», «Пой мне», А.Т.Гречанинова «На нивы желтые», С.В.Рахманинова «Сирень»), А.М.Давыдова (романсы «Ах, я влюблен в глаза», «Весенние ночи», «Гай да, тройка», «Жалобно стонет», «Лебединая песня», «Пожалей ты меня», «Пусть тебе приснится рай», «Я Вам не говорю», Р.Леонкавалло «Рассвет», А.А.Алябьева «Нищая», А.Т.Гречанинова «Колыбельная», П.И.Чайковского «Ночь»), М.Д.Ксендзовского (романсы «Отдай мне эту ночь», «Тишина», «Я не люблю тебя», П.И.Чайковского «Средь шумного бала»), А.М.Лабинского (романсы «Когда я был ребенком», «Кто возвратит мне», «Она была твоя», «Твои очи», «Тишина», «Хуторок», А.С.Аренского «Давно ль под волшебные звуки», А.П.Бородина «У ярких звезд я взял мерцанье», П.И.Чайковского «Мы сидели вдвоем»), В.С.Розинга (романсы «Не верь», «Отдай мне эту ночь», «Очень», А.Т.Гречанинова «Колыбельная», «С тобой мне побыть хотелось», П.И.Чайковского «Мы сидели с тобой»), В.А.Сабинина (романсы «Вернись», «Воспоминания», «Гори, гори, моя звезда», «Дитя и роза», «Доброй ночи», «Если завтра будет солнце», «Милый мой птенчик», «Мурочка», «На тебя не сержусь», «Нет, за тебя молиться я не мог», «Пара гнедых», «Птичка», «Пунцовые розы», «Улетела пташечка», «Я знал ее милым ребенком», «Я помню все», «Я помню твой голос милый», А.С.Аренского «Разбитая ваза», Р.М.Глиэра «Сладко пел душа‑соловушка»), С.П.Садовникова (романсы «За дружеской беседой», «Мой друг, не плачь», «Молчи», «Сирени запах», «Солнышко»), П.И.Словцова (романсы Е.И.Букке «Сосна», А.П.Бородина «Я вновь один», С.В.Рахманинова «Как светла», П.И.Чайковского «Колыбельная»), Д.А.Смирнова (романсы «Какое счастье», «Она была твоя», «Отдай мне эту ночь», «Тишина», Ж.Массне «Осенняя мысль», Н.А.Римского‑Корсакова «Пленившись розой соловей»), Л.В.Собинова (романсы «Постой, здесь хорошо», П.И.Чайковского «Средь шумного бала»), Н.Н.Фигнера (романсы «Любовь‑мечта», «Они полюбили друг друга», «Робко под окном», «Ты мое утро», «Я люблю», Р.Шумана «Во сне я горько плакал», М.И.Глинки «Северная звезда»); сопрано – В.В.Кавецкой (романсы «Грез чудный рой», «На чужбине», «Под липами», «Пожелала бы ты», «Помнишь ночь», «Розы», «Так счастье было возможно», «То же с лиловым домино», «Ты каждый день меня пытаешь», «Ты не требуй любви», А.А.Алябьева «Соловей»), Е.К.Катульской (романсы «Ветерок», «Мне снился чудесный светлый сон», «Что сравнится выси в поле», Э.Грига «Люблю тебя», А.Т.Гречанинова «Птичка», А.С.Даргомыжского «Тучки небесные», С.В.Рахманинова «Здесь хорошо»), М.А.Лидарской (романсы «Скажите мне», «Спит под снегом деревушка», «Что затуманилась, зоренька, ясная», «Однозвучно гремит колокольчик»), Л.Я.Липковской (романсы Р.Шумана «Весенние звуки», А.С.Даргомыжского «Шестнадцать лет»), М.А.Михайловой (романсы «Дайте крылья мне», «Дни ранние весны прихода», «Любила – век буду любить», «Милый мой», «Не хочу, ничего не хочу», «Пою песни перед Вами», «Рано солнышко играет», «Слыхали ль Вы», «Сойди на берег темный», «Спой мне родимая», «Улетела пташечка», «Черемуха душистая», Л.Ардити «Молви», Ш.Гуно «Серенада», Ж.Массне «О, для меня нет весны», Ф.Шопена «Яркие трели ночных соловьев», Ф.Шуберта «Песнь моя лети», А.С.Аренского «Там вдали за рекой», «Под солнцем вьются жаворонки», А.Е.Варламова «Красный сарафан», «Что мне жить да тужить», А.Л.Гурилева «Вьется ласточка сизокрылая», «Сердце», А.С.Даргомыжского «Лихорадушка», М.М.Ипполитова‑Иванова «Романсеро», Ц.А.Кюи «Вечерняя заря», «Май», «Осень», А.Г.Рубинштейна «Мелодия», П.И.Чайковского «Страшная минута»), А.В.Неждановой (И.‑С.Баха «Ave Maria», романсы Ф.Шопена «Желание девушки», А.А.Алябьева «Соловей», А.Т.Гречанинова «Колыбельная», Ц.А.Кюи «О, мой милый, ненаглядный», А.Г.Рубинштейна «Ах, сравню ль тебя», «Нас по одной дороге»), В.М.Шуваловой (романсы «Василечек», «Лишь Луна взойдет», «Любо‑весело», «Тебя любить, обнять и плакать под тобою», «Я Вас люблю», А.П.Бородина «Мне снилось вечернее небо»), Н.С.Южиной (романс А.Е.Варламова «Что ты рано, травушка»); меццо‑сопрано – Н.А.Александровой (романсы «Былые радости», «Я люблю тебя как солнце»), А.Д.Вяльцевой (романсы «Ах, да пускай свет осуждает», «Весенние грезы», «Весна идет», «Ветер», «Вечно с тобой», «Все говорят», «Догадайтесь сами», «За те карие очи», «Забыты нежные лобзанья», «Ласточка», «Леты, лети, мечта любви», «Моя любовь для Вас забава», «Ночь была светла», «Под чарующей лаской твоею», «Признанье», «Ты не спрашивай», «Что это сердце», «Шалишь»), М.В.Коваленко (романсы П.И.Чайковского «Забыть скоро», «На нивы желтые», А.Л.Гурилева «Матушка‑голубушка»), М.П.Комаровой (романсы «Довольно», «Зачем», «Пир наш окончен», «Помнишь ли ночь», «Спит под солнцем деревушка», «Я забыть тебя хотела»), Н.И.Тамары (романсы «Вечерочек», «Вчера Вас видела во сне», «Давно малиновки звенят», «Дай, милый друг, на счастье руку», «Дремлют плакучие ивы», «Жалобно стонет», «Зачем любить, зачем страдать», «И буду тебя я ласкать», «И для меня придет весна», «Как хороши те очи», «Ласточка», «Лестница любви», «Любовь идет к тебе», «Мой милый друг», «Не замолчу», «О нет, мечты», «Однозвучно гремит колокольчик», «Пожалей», «Почему я безумно люблю», «Сколько страсти», «Снова пою», «Тайком», «Увидя Вас», «Хризантемы», «Черт с тобой», «Что меня ты сильно любишь», «Чудеса», «Чудо», «Я ехала домой», «Я забыть тебя хотела», «Я люблю тебя солнце», «Я помню вальса звук прелестный», «Я помню день», «Я сегодня кучу», «Ямщик, не гони лошадей»); контральто – Е.И.Збруевой (романсы Й.Брамса «Ода Сафо», Ф.Шуберта «Лесной царь», А.С.Аренского «Угаснул день», М.И.Глинки «Сомнение», Р.М.Глиэра «О, если б грусть моя», А.С.Даргомыжского «Ванька‑Танька», М.П.Мусоргского «Забытый», С.В.Рахманинова «Песня солдатки», П.И.Чайковского «Нет, только тот, кто знал»), Е.Ф.Петренко (романсы С.В.Рахманинова «В молчаньи ночи тайной», П.И.Чайковского «Он так меня любил»), Т.К.Толстой (романсы «Былые радости», «День ли царит», «Мы вышли в сад», «Не уходи», «Отчалила лодка», «Спи, моя печальная», «Тихо все», «Я помню день», «Я так тебя люблю»).

Жанр оперетты был мало популярен в России тех лет. В основном, он оставался на уровне варьетте. Поэтому крупные исполнители редко обращались к этому жанру, исполняя лишь отдельные арии и дуэты из классических оперетт, в свою очередь, вставляя в них отдельные номера и куплеты на тему российской действительности. Все это обусловило малое количество записей на граммофонных пластинках, сохранившихся в данном фонде. Можно отметить некоторые: фрагменты из оперетт Я.Вейнберга «Романтическая женщина» поют С.Л.Светлова (сопрано) и Н.Г.Северский (баритон); фрагменты из оперетты С.Джонса «Гейша» – В.В.Кавецкая (сопрано), С.Л.Светлова (сопрано), Н.Г.Северский (баритон); фрагменты из оперетт Ж.Жильбера «Гарденштейнские уланы», «Ее адъютант», «Одиннадцатая муза», «Пупсик» – В.В.Кавецкая (сопрано), Н.Ф.Монахов (баритон), В.А.Сабинин (тенор); фрагменты из оперетты Ф.Зуппе «Боккаччо» – Н.Ф.Монахов (баритон); фрагменты из оперетт Ф.Легара «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Ева», «Цыганская любовь» –Н.А.Большаков (тенор), М.И.Вавич (бас), В.В.Кавецкая (сопрано), О.И.Камионский (баритон), Н.Ф.Монахов (баритон), В.А.Сабинин (тенор), Н.Г.Северский (баритон), В.М.Шувалова (сопрано); фрагменты из оперетты Ш.Лекока «Рука и сердце» – Н.Ф.Монахов (баритон); фрагменты из оперетт К.Миллекера «Бедный Ионафан» и «Гаспарон» – Н.Ф.Монахов (баритон) и Н.Г.Северский (баритон); фрагменты из оперетты Р.Нельсона «Король веселится» – М.И.Вавич (бас); фрагменты из оперетты Э.Одрана «Маскотта» – А.Арнольди (сопрано), Н.Ф.Монахов (баритон), Н.Г.Северский (баритон); фрагменты из оперетт Ж.Оффенбаха «Орфей в аду», «Перикола» – М.В.Михайлов (тенор), Н.Ф.Монахов (баритон) и Н.И.Тамара (меццо‑сопрано); фрагменты из оперетты Р.Планкетта «Корневильские колокола» – Н.Ф.Монахов (баритон) и С.Л.Светлова (сопрано); фрагменты из оперетт Г.Рейнгардта «Карлсбадская фея» и «Милашка» – Н.Ф.Монахов (баритон) и В.М.Шувалова (сопрано); фрагменты из оперетты А.Рени «Сузи» – А.Арнольди (сопрано), Н.Ф.Монахов (баритон), М.А.Ростовцев (куплетист), В.М.Шувалова (сопрано); фрагменты из оперетт Л.Фалля «Иветта», «Разведенная жена» – В.В.Кавецкая (сопрано), Н.Г.Северский (баритон) и В.М.Шувалова (сопрано); оперетту И.Штрауса «Цыганский барон» поют С.Л.Светлова (сопрано) и Н.Г.Северский (баритон); фрагменты из оперетты Ф.Эрве «Мадемуазель Нитуш» поют А.Вольская (сопрано) и Н.Ф.Монахов (баритон); фрагменты из оперетты Г.Ярно «Король» – М.И.Вавич (бас) и Н.Ф.Монахов (баритон); фрагменты из оперетт русских композиторов В.П.Валентинова («В волнах страстей», «Королева бриллиантов», «Ночь любви»), А.Б.Вилинского («Причуды страсти», «Суд богов»), А.Я.Левина («Веселый какаду»), М.В.Михайлова («Цыганка‑княгиня») звучат в исполнении З.Ф.Бауэр (сопрано), М.И.Вавича (бас), О.И.Камионского (баритон), Н.Ф.Монахова (баритон), Н.Г.Северского (баритон), В.М.Шуваловой (сопрано).

Академическая инструментальная музыка отражена в фонде в виде фрагментов симфонических и камерных произведений в исполнении лучших европейских оркестров: оркестр Филармонического общества в Берлине под управлением А.Никиша исполняет Симфонию № 5 до минор, ор. 67 Л.‑В.Бетховена. Увертюра «Леонора» Л.‑В.Бетховена, сюита «Пер Гюнт» Э.Грига, Концертная увертюра Ф.Мендельсона‑Бартольди «Сон в летнюю ночь», ор. 21, «Неоконченная» симфония си минор № 8 Ф.Шуберта, Сюита «Арлезианка» № 2 Ж.Бизе, Симфония си минор № 6, ор. 74 и Сюита № 3 до мажор, ор. 55 П.И.Чайковского, Симфоническое скерцо «Камаринская» М.И.Глинки, Симфоническая картина «Кикимора», ор. 63 А.К.Лядова и др. звучат в исполнении Нового английского симфонического оркестра под управлением Л.Рональда. В исполнении симфонического оркестра фирмы «Граммофон» под управлением Г.И.Варлиха звучат «Лирическая сюита» № 3 Э.Грига, Испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» М.И.Глинки, Симфоническая фантазия «Ночь на Лысой Горе» М.П.Мусоргского, Симфония № 4 фа минор, ор. 36, фрагменты балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И.Чайковского, Прелюдия № 2 до‑диез минор С.В.Рахманинова, Сюита «Крымские эскизы» А.А.Спендиарова и др.

Лондонский военный оркестр исполняет Торжественную увертюру «1812 год», ор. 49 и «Славянский марш», ор. 31 П.И.Чайковского и др.

Французский оркестр Республиканской гвардии исполняют Симфонию № 6 фа мажор, ор. 68 Л.‑В.Бетховена и Концертную увертюру «Рюи Блаз», ор. 95 Ф.Мендельсона‑Бартольди.

Камерно‑инструментальная музыка представлена в фонде записями, отражающими творчество знаменитых исполнителей: С.Барцевича (скрипка) (Г.Венявского «Куявяк», И.-Я.Падеревского «Мелодия», П.И.Чайковского «Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35), Ф.Бурмейстера (скрипка) (И.‑С.Баха «Гавот», «Ария», Г.Ф.Генделя «Ариозо», Ж.Ф.Рамо «Гавот»), К.К. Григоровича (скрипка) (А. д’ Амброзио «Мадригал», И.‑С. Баха «Ария», Ф. Шуберта «Пчелка», А.Е. Варламова «Московский сувенир», Г. Венявского «Обертас»), М. Квироги (скрипка) (А. Баццини «Танец шалунов», П. Сарасате пьеса «Мирамар», Г. Венявского «Воспоминания о Москве», «Полонез»), Ф. Крейслера (скрипка) (А. Дворжака «Юмореска», соч. 101 № 7, И.‑С. Баха «Гавот ми мажор», «Прелюдия», Й. Брамса «Венгерский танец» № 5, П.И. Чайковского пьеса «Песни без слов» и др.), Я. Кубелика (скрипка) (Г.Ф. Генделя «Сюита № 6», В.‑А. Моцарта «Менуэт», П. Сарасате Танцы из «Испанской сюиты» ор. 23, Г. Венявского Концерт № 2 ре минор, соч. 22, П.И. Чайковского «Канцонетта», соч. 35» и др.), В. Ранзатто (скрипка) (Л. Боккерини «Менуэт», Ф. Шуберта «Музыкальный момент»), П. Сарасате (скрипка) (П. Сарасате пьесы «Каприз баск», «Тарантелла», «Цыганские мелодии»), Й. Сигети (скрипка) (И.‑С. Баха «Соната № 6 соль мажор», В.‑А. Моцарта «Менуэт», Ф. Шопена «Ноктюрн ля минор, ор. 42, Ф. Шуберта «Пчела», пьеса и др.), Е. Цимбалиста (скрипка) (Б. Годара «Старый стиль», сюита), М. Эльмана (скрипка) (Л.‑В. Бетховена «Менуэт соль мажор № 2», Й. Гайдна «Менуэт», А. Дворжака «Юмореска, соч. 101 № 7», В.‑А. Моцарта «Гавот», Ф. Шопена «Ноктюрн ми‑бемоль мажор, соч. 9 № 2», Ф. Шуберта «Серенада», Р. Шумана «Грезы» и др.), М.Г. Эрденко (скрипка) (Г. Венявского «Воспоминания о Москве», ор. 6, Ф. Крейслера Вальсы «Муки любви» и «Радость любви», П.И. Чайковского, «Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 35» и «Меланхолическая серенада», ор. 26), А. Якобсона (скрипка) (Г.Ф. Генделя «Ларгетто» и «Менуэт», Ф. Шумана «Грезы», Г. Венявского «Мазурка»); В. Бакгауза (фортепиано) (Л.‑В. Бетховена «Патетическая соната» № 8, ор. 13, Э. Грига «Норвежский свадебный марш», Ф. Листа «Грезы любви», ноктюрн № 3, Н. Паганини «Кампанелла», этюд, Ф. Шопена «Фантазия‑экспромт до‑диез минор, ор. 66), А. Грюнфельда (фортепиано) (И.‑С. Баха Гавот ре минор, Й. Брамса «Венгерский танец № 5», «Песни любви» ор. 52 № 1–4, Э. Грига «Люблю тебя», «Птичка», романсы, В.‑А. Моцарта «Менуэт из симфонии ми‑бемоль мажор», Ф. Шопена «Вальс ля минор, ор. 34, И. Штрауса «Весенние голоса», вальс, «Вечер в Вене», пьеса, Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха», ор. 25, вокальный цикл, Р. Шумана «Фантастические пьесы», ор. 12, фортепианный цикл,), И.-Я. Падеревского (фортепиано) (Н. Паганини «Кампанелла», этюд, Л.Стоковского «Песня любви», пьеса, Ф.Шопена «Ноктюрн», соч. 15, № 2, Ф. Шуберта «Утренняя серенада», Р. Шумана «Воодушевление», пьеса), С.В. Рахманинова (фортепиано) (Ф. Шопена «Вальс си‑бемоль минор, ор. 45, С.В. Рахманинова «Прелюдия соль минор, ор. 32 № 5, П.И. Чайковского «Вальс ля‑бемоль мажор, ор. 40 № 8), И. Шарера (фортепиано) (Ф. Листа «Венгерская рапсодия» № 2», Ф.Мендельсона‑Бартольди «Рондо каприччиозо, ор. 14»); А.В. Вержбиловича (виолончель) (И.‑С. Баха «Ария», Ф. Шуберта «Музыкальный момент»), Г. Грюнфельда (виолончель) (И.‑С. Баха «Ларго», Б. Годара «Колыбельная», В.‑А. Моцарта «Гавот»), В.Х. Сквайра (виолончель) (И.‑С. Баха «Ария», Ф. Шопена «Мазурка»); Д. Андреева (арфа) (Р. Дриго Вариации на темы балета «Пробуждение флоры», А.Г. Цабеля пьеса «Каскад»), П.Д. Бирюлина (арфа) (Л. Делиба Пиччикатто из балета «Сильвия», А.Г. Цабеля пьеса «У фонтана»).

Можно упомянуть записи в исполнении некоторых инструментальных ансамблей: инструментального трио Франции (Дж. Раффа «Каватина», М. Машковского «Серенада»), Инструментального квартета Ж. Ренара (А. Дворжака «Юмореска», Д. Тартини «Адажио кантабиле», М.И. Глинки «Жаворонок»), струнного квартета Л.Л. Шлосберга (Р. Шумана «Грезы», П.И. Чайковского «Квартет № 1») и др.

Духовная музыка и песнопения очень широко представлены в данном фонде.

Можно отметить чтение протодьяконом Московского кафедрального Христа Спасителя собора А.И. Здиховским «Апостола» на венчании с хором и чтение им же фрагментов Евангелия от Луки.

Основную массу этих произведений исполняют различные духовные хоры: Духовный хор под управлением А.А. Архангельского («Воскресни Боже», «Житейское море», «Покаяния отверзи ми двери», «Помощник и покровитель», «Придите и поклонимся», «Разбойника благоразумного», «Свят, свят», «Сердце мое смятеся во мне», «Тебе поем», «Хвалите имя Господне», произведения Д.С. Бортнянского «Воскресни Боже», «Херувимская № 4, № 7», А.Ф.Львова «Призри на ны», П.И. Турчанинова «Да молчит всяка плоть человеча» и др.); Хор Московского кафедрального Христа Спасителя собора под управлением М.В. Карпова («Благоразумный Иосиф», «Бог господь и явися нам», «Величит душа моя Господа», «Господи, помилуй», «Ектения просительная», «Многолетствование в сочельник», «На реках Вавилонских», «Ныне отпущаеши», «Паремия», «Приидите, ублажим Иосифа», «Тропарь Рождеству Христову», «С нами Бог», «Слава в вышних Богу», «Утоли болезни», произведения Д.С. Бортнянского «Господи Боже Израилев», «Дева днесь», «Ныне силы небесные», «Помощник и покровитель» и др.); смешанный хор под управлением И.М.Туроверова («Благоразумный Иосиф», «Благослави душе моя» «Душе моя востани», «Не умолчим никогда», «Приидите, поклонимся», «Сей день его же сотвори Господь» и др.); Духовный хор под управлением И.И. Юхова («Воскресни Боже», «Отче наш», «Слава в вышних Богу», «Сугубая ектения», «Тебе одеющегося» и др.); Духовный хор Владимирского собора (произведения С.В.Рахманинова «Достойно есть», «Слове единородный», Д.С. Бортнянского «Слава в вышних Богу»).

Народная музыка представлена в фонде как в инструментальном, так и в голосовом исполнении. Среди оркестров стоит упомянуть Великорусский оркестр народных инструментов под управлением В.В. Андреева (обработки песен «Вспомни, вспомни, моя любезная», «Как во городе царевна», «Ой, за гаем, за гаем»), оркестр гармоний под управлением В.С. Варшавского (обработка песен «Во саду ли в огороде» и др.), оркестр гармоний «Баян» под управлением Я. Орланского‑Титаренко (обработка песен «Коробейники», «Сама садик я садила», «Украинский гопак», «Украинский казачок»), оркестр гармоний И.М. Соловьева и Г.З. Бруева (обработка песен «Березка», «Из‑под дуба», «Камаринская», «Настасья», «Последний денечек», «Светит месяц»).

Народные песни представлены в исполнении различных хоров:
хора под управлением П.И. Баторина («Было дело под Варшавой», «В субботу день ненастный», «В темном лесе», «За морем синичка», «Как у наших у ворот», «Мчится тройка», «По диким степям», «Помолясь за казака»); хора под управлением В.С. Варшавского («На улице дождь», «Степь да степь кругом», «Стрелок», «Толокно»); хора «Лебедь» под управлением Ф.П. Павлова («Вечор поздно у лесочка», «Золотые‑удалые», «Коробейники», «Лучинушка», «Мороз», «На берегу сидит девица», «Не будите меня, молоду», «По дорожке зимней», «Полосынька», «Шла я Маша»); Квартета сибирских бродяг Гирняка и Шама («Бывали дни веселые», «В шапке бархатной», «Дни и ночи веселые бродим», «Дунюшка», «Колодники», «Маруся отравилась», «Мороз и ветер», «Песня каторжан», «Соловей‑пташечка», «Стенька Разин»).

Украинские песни звучат в исполнении смешанного хора под управлением Л.Сабинина («Гей, чого хлопцы», «Коли б сиек та бие», «Ой, бричка зеленая», «Ой, гаю, мой гаю», «Ой, не горазд запорожец» и др.) и хора под управлением А.Л. Суходольского («Кучерява Катерина», «Ой, пид горою» и др.).

Многие выдающиеся певцы исполняли народные песни, записи которых сохранились в фонде: М.И. Вавич (бас) («По старой Калужской дороге», «Умер бедняга»), О.И. Камионский (баритон) («Из‑за острова на стрежень»), Ю.С.Морфесси (баритон) («Коробейники»), С.П. Садовников (тенор) («А ты, доля», «Ах ты, ноченька», «Ворон», «Казнь Стеньки Разина», «Разбойничья»), Н.Г. Северский (баритон) («Ноченька», «По небу, по синему, тученьки плывут»), Л.М. Сибиряков (бас) («Из‑за острова», «Ноченька», «Утес»), Л.В. Собинов (тенор) («Последний нонешний денечек»), Ф.И. Шаляпин (бас) («Было у тещеньки семеро зятьев», «Вниз по Матушке по Волге», «Зашумела, разгулялась», «Комарище», «Лучинушка», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Ноченька», «Ой, зеленый дубе», «Солнце всходит и заходит», «Ты взойди, солнце красное»), А.Д. Вяльцева (сопрано) («Гони, ямщик», «Уморилась»), О.В. Ковалева (меццо‑сопрано) («Как во городе, во Казани», «Коль погодушка», «Я вечор молода») М.П. Комарова (меццо‑сопрано) («Лучина», «Люблю тебя, Ваня», «Мой хороший, мой пригожий», «По старой Калужской дороге», «Самогуды‑гусельки», «Стенька Разин», «Утес», «Я девчонка молодая»), М.А. Лидарская (сопрано) («Война», «Вот на пути село большое», «Лучинушка», «Не гулял я с кистенем», «По старой Калужской дороге», «Полянка», «Раздался властный клич», «Станичники», «Стенька Разин», «Тихо тащится лошадка», «Шумел, гремел пожар Московский»), М.А. Михайлова (сопрано) («Ах мороз, мороз», «Лучинушка», «Не ходи, девчоночка», «Травушка‑муравушка»), Н.В. Плевицкая (меццо‑сопрано) («Голь перекатная», «Иван Сусанин», «Как задумал комар жениться», «Лебедушка», «Лень», «Лучина», «На горушке калина», «На реченьке Дунае», «На речке на реченьке», «На улице дождь», «Наша улица», «Не гулял я с кистенем», «Песнь атамана», «По старой Калужской дороге», «Под сим крестом», «Рассыпался дробен жемчуг», «Славное море священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Стоит гора высока», «Что так скучно, что так грустно»), А.В. Сахновская (меццо‑сопрано) («Колыбельная», «Протяжная», «Хороводная», «Шуточная»), и др.

Легкая оркестровая и танцевальная музыка представлена в фонде в исполнении различных оркестров: духового оркестра фирмы «Граммофон» под управлением Г.И. Варлиха (вальсы «Байкальские волны», «Березка», «Всегда или никогда», «Грусть», «Дни нашей жизни», «Золотой дождь», «Летний вечер», «Мельница в лесу», «Молдавский», «Осенние мечты», «Шепот роз»; марши «Вперед, ребята», «Девятый вал», «Радостная победа», «Товарищи» и др.), французского оркестра республиканской гвардии (вальсы «Вальс ночи», «Тысяча и одна ночь», «Цветы воспоминаний», «Шепот цветов»), гвардейского оркестра кайзера Франца (инструментальная пьеса «Два маленьких зяблика»), военного оркестра 15‑го стрелкового Его Высочества Короля Черногории полка под управлением С.А. Чернецкого (вальс «Ключи счастья»), духового оркестра Кавалергардского Преображенского полка (марш «Кавалерия»), военного оркестра 1‑го Сумского гусарского полка под управлением А.К. Марквардта (вальсы «На сопках Маньчжурии», «Сердце Нинон», марш «Гай да тройка», танцы «Зокко», «Па д’ Эспань» и др.), оркестра под управлением Зайдлер-Винклера (вальсы И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», «Ты и ты») и др.

Легкий эстрадный жанр представлен в фонде куплетами и частушками на бытовые и политические темы. Можно отметить дуэт куплетистов П.Ф. Жуков и П.Д. Орлов (куплеты «Собрались все мы по команде», «Культурные варвары», «Копейка», «Казачок», частушки «Ох, беда, как я влюбился», «Об Ахмедке», «Девки в лес пошли гулять», «Куплю ниток», «Эх, топни, нога», «Плясовая», «Костромская», комическая сценка «Кто что обожает»), комический дуэт «Бим‑Бом» (политические частушки «Ухарь‑купец», «Во саду ли в огороде», сценки «Исповедь турецкого султана», «Душа и Черти», «Сказочка про немецкого царя‑кайзера», «Письмо из действующей армии», «Письмо австрийского солдата», «По‑русски и по‑немецки», «Встреча Нового года», «Подарки к Рождеству», «Всё тянут», «Счастливый и несчастный», «Четыре арифметических действия», «Афоризмы брака», «Пять самых нужных людей»), юмориста Б.С. Борисова («У приказных ворот», «Ночная песнь пьяницы», «Жестокий романс» (Дуэт Вильгельма и Франца Иосифа), «Знакомство двух евреев» и др.), юмориста Д.А. Богемского (комические куплеты «Произнесши речь с балкона, кайзер свой народ призвал» и др.), куплетиста М.А. Ростовцева (куплеты «Начало, середина и конец»), юмориста С.И. Шатова (рассказ «Качка на пароходе») и др.

В фонде фирмы «Граммофон» сохранились уникальные записи голосов великих русских артистов, поэтов, писателей: Л.Н. Толстого (читает фрагменты из своей книги «Мысли на каждый день», запись 1909–1911 гг.), В.В. Вересаева (читает отрывки из своих повестей «Записки врача» и «Без дороги»), Л.Н. Андреева (читает фрагмент из своей трагедии «Анатэма»), С.В. Яблоновского (читает свои стихотворения «Верь» и «Весна ли это»), актеров А.А. Яблочкиной (читает монолог Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», фрагмент из комедии А.Н. Островского «Бешенные деньги» и стихотворение С.Я. Надсона «Друг мой, брат мой»), М.Н. Ермоловой (читает стихотворение Я.П. Полонского «Аспазия» и монолог Марии из трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт»), Г.Н. Федотовой (читает стихотворение А.С. Пушкина «Воевода»), М.А. Ведринской (читает стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»), А.И. Южина-Сумбатова (читает монолог Отелло из трагедии В.Шекспира «Отелло» и монолог Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»), В.А. Давыдова (читает монолог Городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и монолог Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»), Н.П. Мальского (читает фрагмент из комедии А.Н. Островского «Доходное место»), В.П. Далматова (читает стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», М.Ю. Лермонтова «Пророк» и А.Н. Апухтина «Она не может спать»), Б.С. Борисова (читает рассказы А.П. Чехова «Дочь Альбиона» и Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего»), немецкого актера А. Моисси (читает фрагменты из драмы И.‑В. Гете «Фауст»).

В фонде также сохранились записи выступлений видных русских политических деятелей: С.А. Муромцева, председателя Государственной Думы (Речь на торжественном собрании Московского императорского Университета в память Н.В. Гоголя, запись 26 апреля 1909 года) и П.Н. Милюкова, председателя партии кадетов (фрагмент из лекции «В защиту интеллигенции», запись 1909–1910 года).

Говоря о данном фонде, нельзя не упомянуть целый комплекс звукозаписей, сделанных, в основном, в 1916 году, т.е. в период самых ожесточенных боев на полях Первой мировой войны. Эти записи были сделаны для поддержания патриотических тенденций в русском обществе, укрепить дух русской армии. Знаменитые исполнители не могли, конечно, остаться в стороне от этой работы. Поэтому в этом комплексе можно услышать патриотические песни в исполнении таких певцов, как Л.М. Сибиряков (бас) («Военные песни славян»), П.И. Тихонов (бас) («Идем без страха и сомненья»), Ю.С. Морфесси (баритон) («Рвемся в бой мы всей душою»), В.А. Сабинин (тенор) («Благослови оружие, Господь», «Разудалый наш солдатик»), С.П.Садовников (тенор) («Ныне Господь нам послал испытанье»), М.П. Комарова (меццо‑сопрано) («Вот вспыхнуло утро», «Грудью мы встали за правое дело», «На славный бой вперед, сыны»), М.А. Лидарская (сопрано) («Что ты, матушка, рыдаешь», «Раздался властный клич России») и др.

Сюда же вошли песни в исполнении различных хоров. Например, смешанный хор Императорской оперы исполняет русский гимн «Боже, царя храни», французский гимн «Марсельеза», песни «За Русь, за царя», «Знают турки, знают шведы», «Господь, даруй России победу над врагом», солдатский хор поет песни «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы, Русь и славу» и др.