Фонд № 35. Фирма «Зонофон Рекорд»

Фонд представляет собой собрание грампластинок фирмы «Зонофон Рекорд», предприятия «Общества Граммофон с ограниченной ответственностью» в Риге. Временные рамки датируются 1905–1915 годами.

Рассказывая об истории формирования этого фонда, можно отметить следующее: в начале 1900‑х годов помимо фабрики «Пишущий Амур», принадлежавший фирме «Граммофон» в Риге обосновалась еще одна граммофонная фабрика, принадлежавшая берлинской фирме «Интернациональ Зонофон».

Некоторое время оба предприятия уживались вместе, но в феврале 1903 года, во избежание все растущей конкуренции, Акционерное общество «Граммофон» выкупило у «Интернациональ Зонофон» ее рижскую фабрику, которая продолжала выпускать пластинки с несколько измененной этикеткой, но уже под эгидой общества «Граммофон». Они и составили этот фонд.

Первую наиболее крупную группу составляют записи оперной музыки. Здесь звучат фрагменты, арии и дуэты из мировых и русских опер – «Кармен» Ж. Бизе, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Аиды», «Риголетто», «Травиаты», «Трубадура» Дж. Верди, «Жидовки» Ж.Ф. Галеви, «Фауста» Ш. Гуно, «Лакме» Л. Делиба, «Царя-плотника» А. Лорцинга, «Сельской чести» П. Масканьи, «Гугенотов» и «Пророка» Дж. Мейербера, «Волшебной флейты» В.‑А. Моцарта, «Тоски» Дж. Пуччини, «Сороки-воровки» Дж. Россини, «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки, «Добрыни Никитича» А.Т. Гречанинова, «Майской ночи», «Садко» и «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова, «Демона» А.Г. Рубинштейна, «Вражьей силы», «Рогнеды» А.Н. Серова, «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Чародейки» П.И. Чайковского и др.

Лучшие оперные певцы русских театров запечатлены на этих пластинках – Н.А. Большаков (тенор), М.В. Бочаров (баритон), М.Я. Будкевич (сопрано), Д.И. Бухтояров (бас), Н.Д. Веков (баритон), А.А. Георгиевский (тенор), А.М. Давыдов (тенор), А.И. Добровольская (сопрано), А.С. Ермаков (баритон), К.С. Исаченко (тенор), О.И. Камионский (баритон), А.М. Карензин (тенор), Е.Я. Милина (сопрано), М.А. Михайлова (сопрано), Ю.А. Модестов (баритон), В.В. Осипов (бас), В.Р. Пикок (тенор), Л.М. Сибиряков (бас), М.Б. Сокольский (баритон), К.А. Тугаринова (контральто), А.И. Улуханов (бас), М.А. Эмская (сопрано) и др.

Симфоническая музыка представлена в фонде слабо. Можно отметить только: Симфонию «Героическую» № 3 ми-бемоль мажор, оп. 55, траурный марш Л.‑В. Бетховена в исполнении итальянского военного оркестра, фрагменты Торжественной увертюры «1812 год», ор. 49 П.И. Чайковского и сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига в исполнении оркестра общества «Зонофон».

Небольшую группу составляют грампластинки с записями фрагментов классических оперетт в исполнении русских певцов. Отметим такие оперетты, как: «Гусарская любовь» И. Кальмана в исполнении С.Л. Светловой (сопрано), «Веселая вдова» Ф. Легара в исполнении Н.А. Большакова (тенор), «Принцесса долларов» Л. Фалля в исполнении Ф.Д. Августова (баритон), «Господа от Максима» В. Холлендера в исполнении А.Д. Кошевского (баритон), «Цыганский барон» И. Штрауса в исполнении М.П. Рахмоновой (сопрано) и Н.Г. Северского (баритон), «В вихре вальса» О. Штрауса в исполнении М.Д. Ксендзовского (тенор), «Мартин Рудокоп» К. Целлера в исполнении Н.А. Большакова (тенор), «Продавец птиц» К. Целлера в исполнении Ю.С. Морфесси (баритон), «Тайны гарема» В.П. Валентинова в исполнении Н.Ф. Монахова (баритон).

Небольшой комплекс грампластинок в этом фонде отражает искусство отдельных исполнителей. Например: Ю. Бушери (скрипка) – «Венгерский танец» П. Сарасате, А. Геккинг (виолончель) исполняет «Грустную песню» П.И. Чайковского, В. Ранзатто (скрипка) – пьесу Е. Губая «Танец Диаболик», С. Редер (скрипка) – «Аве Мария» Ф. Шуберта, Б.С. Трояновский (балалайка) исполняет пьесы на русские темы В.В. Андреева, Г. Фортер (скрипка) – «Баркароллу» П.И. Чайковского и др.

Духовное пение широко представлено в записях фонда. Можно отметить исполнительское искусство Духовного хора под управлением Л.С. Васильева («Архангельский глас», «В молитвах неусыпающую», «Да исправится», «К Богородице прилежно», «Уязвленную мою душу»), Московского Чудовского хора под управлением А.В. Никольского («Верую», «Днесь Христос», «Молитву пролию ко Господу», «Тебе Бога хвалим», «Хвалите имя Господне», «Христос Воскресе», «Христос раждается»), Духовного хора под управлением А.А. Пикмана («Вознесу тя Боже мой», «Да воскреснет Бог», «Милость мира», «Господи силою твоею», «Радуйтеся Богу»), хора под управлением И.М. Туроверова («Возведох очи моя», «Многолетие», «Просительная ектения», «Яко с нами Бог»), синодального хора под управлением А.Д. Кастальского («Ангел вопияше», «Достойно есть», «Разбойника благоразумного», «Се жених грядет»), смешанного хора под управлением И.И. Юхова («Воспойте, людие», «Гимн Рождеству», «Господи, помилуй», «Дева днесь», «Ныне отпущаеши», «С нами Бог»).

Данный фонд отличает великолепная коллекция записей русских и цыганских романсов. Особенно богат фонд записями голоса А.Д. Вяльцевой (сопрано) («Ветерочек», «Вспомни», «Гай‑да тройка», «Догадайтесь сами», «Жажду свиданья», «Захочу, полюблю», «Зачем страдать», «Зачем», «И для меня придет весна», «Ласточка», «Опьянела», «Тройка», «Уголок»), М.А. Каринской (меццо‑сопрано) («Василек», «Гаданье», «Дремлют плакучие ивы», «Забыть», «Лишь с тобой так чуден свет», «Мне снился сон», «Песня ямщика»), В.В. Паниной (контральто) («В блеске дивной красы», «Возьми гитару», «Глаза», «Жалобно стонет», «Исчезли чудные мгновенья», «К чему скрывать», «Как хорошо», «Когда на него ты глядишь», «Меня ты вовсе не любила», «Не уходи, побудь со мной», «Нищая», «О, позабудь былые увлеченья», «Распошел», «У самых нежных слов», «Уголок», «Хризантемы», «Цветы», «Я пережил свои желанья», «Я помню вечер», «Я тебя бесконечно люблю»), Н.В. Плевицкой (меццо‑сопрано), («Быстрей летите, кони», «Золотым кольцом сковали», «Ивушка», «Однозвучно гремит колокольчик», «Под кудрявою рябиною», «Станичники», «Чайка»). Среди других исполнителей можно отметить записи З.А. Давыдовой (меццо‑сопрано), Н.В. Дулькевич (меццо‑сопрано), К.Г. Зориной (сопрано), А.М. Карензина (тенор), М.П. Комаровой (меццо‑сопрано), М.Д. Ксендзовского (тенор), Ю.С. Морфесси (баритон), Г.И. Никитиной (контральто), В.Н. Петровой‑Званцевой (меццо‑сопрано), С.П. Садовникова (тенор), А.Н. Юрской (меццо‑сопрано) и др.

Русские народные, украинские и цыганские песни представлены в фонде, в основном, в хоровом исполнении.

Русские народные песни («Буйная головушка», «Вдоль по реке», «Во пиру была», «Во субботу», «Время молодцу жениться», «Выйду ль на реченьку», «Гибель Варяга», «Дубинушка», «Зеленая роща», «Из-за леса темного», «Карие глазки», «Не одна во поле дороженька», «Поехал казак на чужбину», «Последний нонешний денечек», «При долинушке», «Сиротинушка», «Солнце красное», «Сухая корочка», «Уморилась», «Утес на Волге», «Шумел, горел пожар Московский», «Ярославль – город» и др.) звучат в исполнении Хора под управлением Ф.П. Павлова, Русско-славянского хора под управлением Г.Н. Иванова‑Голицына, хора под управлением И.И. Юхова, хоров под управлением В.С. Варшавского, И.В. Познанского, И.И. Миронова, Г.Е. Егорова‑Донского, А.А. Архангельского, казацкого хора под управлением М.П. Колотилина и хора студентов под управлением Я.А. Михайловского.

Украинские песни исполняют мужской хор под управлением П.А. Шереметинского, хорами под управлением Г.А. Казаченко, О.З. Суслова и Д.А. Гайдамаки, А.И. Савицкого, Л. Сабинина. Хор под управлением Е.И. Иванова исполняет цыганские песни – «Распошел», «Последний денечек», Московский цыганский хор «Стрельны» под управлением Лебедева исполняет «Невечернюю», «Зачем любить» и др. песни.

Значительный массив фонда составляют грампластинки с записями легкой танцевальной музыки и маршами в исполнении оркестров. Духовой и струнный оркестр общества «Зонофон», военные оркестры – Духовой оркестр 1‑го гвардейского Семеновского полка под управлением Ф. Шоллара, оркестр 1‑го Сумского гусарского полка под управлением А.К. Марквардта, оркестр 106‑го пехотного Уфимского полка под управлением Бороздского, Духовой оркестр 108‑го Саратовского пехотного полка под управлением Ф.Л. Вольнера, оркестр 105‑го Оренбургского полка под управлением Н. Иванова, Духовой оркестр 6‑го Румынского полка под управлением М. Витаду, французский, испанский, итальянский, сербский военные оркестры и Духовой оркестр лейб‑гвардейского конного полка под управлением А.В. Ружека исполняют вальсы («Дунайские волны», «Золото и Серебро», «Игры гномов», «Лесная сказка», «Летний вечер», «Тоска по Родине», «Царица бала»), галопы («Курьерский поезд»), польки («Арлекин», «Блуждающие огни», «Всегда налево кругом», «Кетти», «Соловей»), мазурки («В семейном кругу»), кадрили («Малороссийская кадриль») и марши («Кавалерийские сигналы», «Китайский марш», «Марш охотников», «Натиск», «Парад флота», «Персидский марш», «Пли», «Под двуглавым орлом», «Сербско‑русский марш», «Сиамский дозор», «Старый егерский марш», «Тирольские дровосеки» и др.).

Представлен в фонде и такой жанр, как мелодекламация. Артисты русских и украинских театров, исполнители комических куплетов, юмористы читают различные юмористические рассказы на темы городского и деревенского быта. Например: М.А. Дротов (чтец) исполняет рассказы «Дневник дамы» и «Наем кухарки», А.Ф. Смирнов (чтец) – рассказ из деревенского быта «Десерт», Б.С. Савелин (артист театра «Корш») – рассказы «На почтовой станции», «Самовар», «Экзамен еврейского мальчика», Б.С. Борисов (артист театра «Корш») выступает с серией еврейских рассказов – «Рассказ еврея о Гамлете», «Сцена у телефона», «Папиросник», Д.А. Богемский (юморист) читает рассказы «Качка на пароходе», «Браунинг», «Солдат женится», комический дуэт «Бим‑Бом» исполняют комические сценки «Подслушанный разговор», «Необходимость кухарок», «Рай, ад и чистилище», «У нас и за границей», Н.П. Мальский (артист литературно-художественного театра) читает рассказы «Самовар», «Как мы чумели», «Пост купца», «В цирке», юмористические рассказы на украинском языке читает Л.Я. Манько («Колокол», «Кожух», «Арарат», «Два кума», «Рассказ новобранца»), артистка М.И. Ртищева читает рассказы «Людоеды» и «Гипнотизм».