Фонд № 162. Комиссия Российского международного фонда культуры «Звуковые памятники»

В обзоре данного фонда представлено описание фонодокументов на магнитных записях, переданных в архив из комиссии Российского международного фонда культуры «Звуковые памятники» в 1994 году. Записи сделаны в 1957-1969 годах.

Российский международный фонд культуры «Наследие», межгосударственная благотворительная общественная организация. Создан в 1991 г. на основе Советского фонда культуры. По инициативе Советского фонда культуры началось возвращение в СССР архивных, музейных и библиотечных коллекций, уникальных документов и особо ценных предметов, которые были собраны и сохранены соотечественниками, вынужденными эмигрировать из России. Девиз Фонда гласил: сохранять и приумножать культурные ценности. Комиссия Российского международного фонда культуры «Звуковые памятники» была создана с целью сбора и хранения звуковых записей, имеющих культурное и историческое значение.

В данный фонд вошли записи классической музыки (это полные записи и фрагменты опер отечественных и зарубежных композиторов, записи отдельных арий из опер, камерно-вокальной, вокально-симфонической и камерно-инструментальной музыки).

 


Полные записи опер

 

Опера Ф.А. Буальдьё «Белая дама» в 3-х действиях на французском языке представлена в исполнении оркестра и хора Голландского фестиваля под управлением П. Фурнэ и солистов: Н. Гедда, Э. Скотренберг, Ф. Вроонс, С. Ванн Санте, М. Аарден, Г. Хусман, Х. Дриссен (запись 1964 г.).

Опера Р. Вагнера «Тристан и Изольда» в 3-х действиях на немецком языке представлена в исполнении Венского филармонического оркестра, солистов и хора Венской оперы под управлением К. Бема, солисты: Б. Линдхольм (сопрано), К. Риддербуш (бас), Р. Хессе (сопрано), О. Винер (баритон) (запись 1971 г.).

Опера В. Беллини «Капулетти и Монтекки» в 2-х действиях на итальянском языке представлена в исполнении оркестра, солистов и хора театра «Ла Скала» под управлением Р. Мути, солисты: Л. Куберли, Д. Цитлер, П. Плишка, В. Ла Скола, Д. Сурьян (запись 1989 г.).

 


Фрагменты опер

 

Сцену из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» исполняет оркестр ГАБТа под управлением Ф.Ш. Мансурова, солисты: Н. Гедда (Ленский, баритон), Ю.А. Мазурок (Онегин, бас), Н.Н. Терентьева (Ольга, меццо-сопрано).

Сцену «Бал у Лариных», 2-е действие, 1-я картина исполняет оркестр ГАБТа под управлением Ф.Ш. Мансурова, солисты: Н. Гедда (Ленский, баритон), Ю.А. Мазурок (Онегин, бас), Н.Н. Терентьева (Ольга, меццо-сопрано), Г.А. Калинина (Татьяна, сопрано) (запись 1980 г.).

 


Арии из опер

 

Н. Гедда (баритон) исполняет арию Ленского из 2-го действия 2-й картины оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (запись 1980 г.).

М. Кабалье исполняет арии из опер «Адельсон и Сальвини» В. Беллини на итальянском языке, арию Танкред из 1-го действия оперы «Танкред» Дж. Россини на итальянском языке, арию Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Д. Пуччини (записи 1989 г.).

А. Краус (тенор) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет «Песенку герцога» из 1-го действия оперы «Риголетто» Дж. Верди.

Л. Альберти (сопрано) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет арию Амины из 2-го действия оперы «Сомнамбула» В. Беллини.

Р. Панераи (баритон) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет каватину Фигаро из 1-го действия оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

Р. Бозабальян (сопрано) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет арию Аиды из 1-го действия оперы «Аида» Дж. Верди.

Г. Прай (баритон) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет арию Вольфрама из 3-го действия оперы «Тангейзер» Р. Вагнера.

Э. Тайтес (баритон) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет арию Реното из 1-го действия оперы «Бал – маскарад» Дж. Верди.

И.К. Архипова (меццо-сопрано) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет «Гадание Марфы» из 2-го действия оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского.

Е.Е. Нестеренко (бас) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет арию Кончака из 2-го действия оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина.

Л.Ю. Казарновская (сопрано) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет ариозо Тоски из 2-го действия оперы «Тоска» Дж. Пуччини.

К. Бергонци (тенор) в сопровождении оркестра ГАБТа исполняет арию Рудольфа из 2-го действия оперы «Луиза Миллер» Дж. Верди (записи 1989 г.).

 


Оперные дуэты

 

Н. Гедда (Ленский, баритон) и Ю.А. Мазурок (Онегин, бас) в сопровождении солистов ГАБТа исполняют «Сцену дуэли» из 2-го действия 2-й картины оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (запись 1980 г.).

М. Кабалье и Х. Каррерас исполняют «Застольную песню» из оперы «Травиата» Дж. Верди (запись 1989 г.).

Религиозная музыка представлена Реквиемом ми минор Дж. Верди – произведением для четырех солистов, хора и оркестра, в исполнении оркестра и хора театра «Ла Скала» под управлением Р. Мути, солисты: Л.Ю. Казарновская, Л. де Интино, Ф. де ла Мора, П. Плишка (запись 1989 г.).

 


Вокальные выступления

 

М. Кабалье исполняет произведения И.М. Альбениса «La lontanaza», «Moriro», А. Вивальди «Sposa son Disper-Rata», «Agitata da due venti», Ф. Обрадорса «Em el pinar», Х. Турина «Cantares» (записи 1989 г.).

Х. Каррерас исполняет произведения Ф.П. Тости «Chauson de ladien», «Non tamo pin», «L ultima cunzone», Д. Скарлатти «Gia nel sole dal gange», Л.А. Нидермаера «Pieta, signore!», Д.Б. Боночини «Per la Gloria d adoravi», В. Беллини «Vaga luna du inargenti», Ф. Обрадорса «Del cabello mas sunit», Т. Харо «Intima», С. Кардилло «Core ngrato» (записи 1989 г.).

Дуэт М. Кабалье и Х. Каррерас исполняет произведение М. Кабальеро «Duo-Jota», фрагмент испанского музыкального произведения «сансуэла» (запись 1989 г.)

 


Записи фортепианной музыки

 

Г. Гульд (фортепиано) во время своих дебютных гастролей в Европе исполняет 14 трехголосных инвенций И.-С. Баха и сонату № 30 ми мажор, соч. 109 Л. ван Бетховена (запись 1957 г.).

В.С. Горовиц (фортепиано) во время концерта в Ленинграде исполняет сонаты Д. Скарлатти (соната си минор, L 33, соната ми минор L 23, соната ми мажор, L 224), цикл из восьми фантазий «Крейслерина», соч. 16 Р. Шумана, «Венские вечера» Ф. Шуберта, «Вальс-каприс» Ф. Листа, прелюдии С.В. Рахманинова соль минор, соч. 34, № 5, соль-диез минор, соч. 34, № 12, этюды А.Н. Скрябина, цикл «Годы странствий» Ф. Листа, мазурки полонез Ф. Шопена, «Детские сцены» из цикла «Грезы», соч. 15, № 7 Р. Шумана, «Искорки», соч. 36 М. Мошковского, польку С.В. Рахманинова (запись 1986 г.).

 


Концерт для фортепиано с оркестром

 

Г. Гульд (фортепиано) и Берлинский филармонический оркестр под управлением Г. фон Караяна исполняют концерт для фортепиано с оркестром Л. ван Бетховена: № 3 до минор, соч. 37 (запись 1957 г.).