Фонд № 34. «Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов. Братья Пате в Париже»

Россия — гигантская страна с огромными возможностями и богатейшей музыкальной культурой, всегда привлекала граммофонных производителей из других стран. «Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов братьев Пате» явилась таким «граммофонным завоевателем». Их не смущала жесткая конкуренция на российском рынке. Главная ставка делалась на новую технологию. Фирма «Пате» создала граммофон особой конструкции, который был назван патефон. Диски этой фирмы отличались от граммофонных пластинок не только по принципу записи, но и по внешнему виду — диаметр их составлял 28  см, имена исполнителей гравировались прямо на центральной части диска и закрашивались краской, традиционной этикеткой снабжались лишь диски «Золотой серии», проигрывались они не от края, а с середины. С этих пластинок и началось, собственно, проникновение фирмы на русский рынок.

В 1903 году в Москве фирма «Пате» открыла первый небольшой склад, а в 1907 году на Бахметьевке уже работал цех по производству грампластинок, в котором было установлено 12  прессов. К  1911 году фирма имела свои отделения в Санкт Петербурге, Ростове на Дону, Варшаве и Одессе.

Стремясь увеличить сбыт продукции в условиях жесткой конкуренции, «Пате» шла на различные нововведения. Например, в  1911 году фирма выпустила на рынок пластинки по двум ценам — популярного и избранного репертуара, что нашло широкий отклик у покупателей, и позволило фирме обогнать конкурентов.

Организовав производство и сбыт своих записей в европейской части России, «Пате» устремилась за Урал. Поэтому Первая  мировая  война, принесшая колоссальные убытки граммофонным компаниям, почти не затронула «Пате», успевших перенести продажу дисков в Сибирь.

Немаловажным в деятельности фирмы «Пате» был выбор репертуара. Диапазон ее интересов колоссален — от записей голосов знаменитых исполнителей до малороссийских хоров. Репертуар постоянно обновлялся, ориентация шла на русских исполнителей. Многие годы репертуарной политикой фирмы руководил директор «Пате» в России де  Сартер.

Фирма неоднократно получала международные призы — в Париже в  1900 году и других городах мира.

После Октябрьской революции фабрики «Пате» на Бахметьевке были национализированы. В  1919 году здесь были изготовлены первые советские пластинки с записями речей В.И. Ленина и его соратников.

Пластинки фонда фирмы «Пате» — одно из сокровищ архива. Благодаря им, в настоящее время, мы можем наслаждаться творчеством замечательных русских исполнителей.

В фонде находится свыше 450  единиц хранения. Самая ранняя запись — 1909  год, самая поздняя — 1916  год.

Оперная музыка представлена в фонде в трех вариантах — в исполнении русских певцов, иностранных певцов и оркестровом исполнении.

Фантазии на темы и фрагменты из опер звучат в исполнении оркестра фирмы «Пате» (из опер Ж. Бизе «Кармен», Р. Вагнера «Тангейзер», Ж. Массне «Иродиада», «Манон», «Таис», Дж. Мейербера «Пророк», Дж. Пуччини «Тоска», Дж. Россини «Вильгельм Телль» и Ф. Флотова «Марта»).

В группе грампластинок с записями опер в исполнении русских певцов звучат такие знаменитые голоса как Л.Н. Балановской (меццо-сопрано) (из оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда»), Н.А. Большакова (тенор) (из оперы Ж. Массне «Манон»), К.Д. Запорожца (бас) (из опер Дж. Мейербера «Гугеноты», А.С. Даргомыжского «Русалка»), В.И. Касторского (бас) (из опер Ш. Гуно «Фауст», Н.А. Римского Корсакова «Садко», А.Г. Рубинштейна «Нерон»), А.М. Лабинского (тенор) (из опер Э.Ф. Направника «Дубровский», М.И. Глинки «Жизнь за царя», П.И. Чайковского «Пиковая дама»), С.Ю. Левика (баритон) (из оперы Ш. Гуно «Фауст»), А.В. Неждановой (сопрано) (из опер Дж. Верди «Травиата», Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», Дж. Мейербера «Гугеноты», М.И. Глинки «Жизнь за царя»), В.Р. Петрова (бас) (из опер Ж. Массне «Дон Кихот», Дж. Россини «Севильский цирюльник»), Г.С. Пирогова (бас) (из опер Ш. Гуно «Фауст», Л. Делиба «Лакме»), Л.В. Собинова (тенор) (из опер Ж. Бизе «Искатели жемчуга», Дж. Верди «Риголетто», Г. Доницетти «Дон Паскуале», П.И. Чайковского «Евгений Онегин»), К.А. Тугариновой (меццо-сопрано) (из опер М.И. Глинки «Жизнь за царя» и Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка»).

Третью группу составляют записи фрагментов из опер в исполнении зарубежных певцов. Оперы Дж. Пуччини «Богема» и Дж. Верди «Эрнани» звучат в исполнении Ф.  де  Грегорио (тенор), оперы Дж. Верди «Травиата», Р. Леонкавалло «Паяцы» и Ж. Массне «Манон» — в исполнении А. Джорджини (тенор), оперы Дж. Пуччини «Тоска» и Дж. Мейербера «Гугеноты» — в исполнении Э. Карузо (тенор), опера Ж. Массне «Король Лагора» — в исполнении Ф. Парви (баритон), оперы А. Тома «Гамлет» и Дж. Россини «Севильский цирюльник» — в исполнении Т. Руффо (баритон), оперы Ж. Бизе «Кармен», Дж. Верди «Риголетто», Г. Доницетти «Фаворитка», Р. Леонкавалло «Паяцы» и Дж. Россини «Севильский цирюльник» — в исполнении М. Саммарко (баритон), опера П. Масканьи «Изабелла» — в исполнении В. Скампиньи (тенор). Ч. Бонинсенья (сопрано) исполняет арии из опер А. Бойто «Мефистофель», Дж. Верди «Сила судьбы», А. Понкьелли «Джоконда», Е. Буруно (сопрано) — арии из опер В. Беллини «Норма» и Г. Доницетти «Фаворитка».

Симфоническая музыка представлена в фонде лишь отдельными разрозненными фрагментами. Можно упомянуть записи исполнения оркестром фирмы «Пате» Симфонии № 5 Л.В. Бетховена и Торжественной увертюры «1812  год», ор. 49 П.И. Чайковского, оркестром Республиканской французской гвардии Сюиты Ж. Массне «Живописные сценки», императорским симфоническим оркестром «Ларго» Г.Ф. Генделя, а также исполнение произведений отдельными инструментами — М. Мендельс (скрипка) (П. Сарасате, пьеса «Цыганские напевы»), М. Эльман (скрипка) (Р. Шумана «Грезы»), Ж. Гольман (виолончель) (Р. Шумана Соната, ор. 11), Л. Чернявский (фортепиано) (Ф. Листа «Венгерская рапсодия, № 6») и Ж. Рудени (скрипка) (Ф. Мендельсона Бартольди, фрагменты скрипичного концерта № 64).

Классическая оперетта представлена в фонде слабо: оркестр фирмы «Пате» исполняет фрагменты из оперетт Ж. Жильбера «Принцесса танго», Ф. Зуппе «Бокаччио» и Л. Фалля «Разведенная жена». Из наиболее ярких русских исполнителей следует отметить М.Д. Ксендзовского (тенор), который исполняет партии из оперетт Ж. Жильбера «Королева кино», К. Миллекера «Нищий студент», Р. Планкетта «Корневильские колокола», и Ф.П. Барвинскую (сопрано), исполняющую арии из оперетт Ф. Легара «Граф Люксембург» и П. Линке «Лисистрата».

Искусство церковного духовного пения представлено в фонде в основном хоровым исполнением. Хор Храма Христа Спасителя под управлением М.В. Карпова исполняет церковные песнопения «Отче наш», «Покаяния отверзи ми двери», «Помощник и Покровитель», «Тебе поем». Московский Чудовский хор под управлением А.В. Никольского исполняет «На реках Вавилонских» и «Приидите новаго винограда». Духовный хор Московских слепых — «Да воскреснет Бог» и «Царю небесный».

Помимо этого следует отметить целую серию Записей церковных песнопений, сделанных К.В. Розовым, Отцом протодьяконом Успенского собора совместно с хором под управлением И.И. Юхова: «Плотию уснув», «Воскресни Боже», «Крестовоздвиженская ектенья», «Воздведох очи мои», «Многолетие», «Ныне отпущаеши», «Свете тихий святыя славы», «Разбойника благоразумного», «Ангел вопияшие», «Воскресные ирмосы» и др.

Голосами прекрасных певцов отмечен в фонде жанр русских и цыганских романсов — А.М. Брагина (баритон) («Если знал бы ты, друг», «О Боже! Как хорош!», «Ты не спрашивай»), М.И. Вавича (бас) («Лебединая песня», «Ночи безумные», «Хризантемы», «Что болит, где болит», «Я ехала домой», «Я не скажу тебе»), А.М. Давыдова (тенор) («Любовь», «Пожалей»), К.Д. Запорожца (бас) («Спите, орлы боевые»), О.И. Камионского (баритон), («Дивные очи»), А.М. Лабинского (тенор) («Колыбельная», «Она была твоя»), В.А. Сабинина (тенор) («Вернись»), Л.М. Сибирякова (бас) («Взгляни, как месяц светит», «Камень тяжелый на сердце», «Когда б Вы поняли меня»), Ф.П. Барвинской (сопрано) («Мне хочется любить»), А.Д. Вяльцевой (меццо-сопрано) («Все говорят», «Дай, милый друг на счастье руку», «И для меня придет весна», «Ласточка», «Помнишь ночь», «Тройка», «Ты не спрашивай»), В.В. Паниной (контральто) («Уголок»), Н.В. Плевицкой (контральто) («Золотым кольцом сковали», «Муки любви», «Пожалей», «Хаз Булат»), Е.Н. Сергеевой (сопрано) («И буду тебя ласкать», «Уйди, уйди»), Н.И. Тамары (меццо-сопрано) («Милый, я жду тебя», «Мне хочется любить», «Я тебя бесконечно люблю»), Н.Г. Тарасовой (сопрано) («Вы просите песен», «Не любить — не хочу»), М.А. Эмской (сопрано) («Белая акация», «Жемчужная даль», «Зачем», «Молитва», «Осенние мечты», «Осенний сон», «Посмотри, как небо ясно», «Спи, моя девочка», «У тихого моря»). Можно также отметить хоровое исполнение нескольких романсов — хор под управлением С.П. Садовникова исполняет романс «Почему я безумно люблю» и хор под управлением И.И. Миронова исполняет романсы «Надоели ночи» и «Глаза вы карие».

Богато представлена в фонде русская народная песня. Звучит она, в основном, в исполнении различных хоров: русского мужской хора под управлением П.И. Баторина («Меж крутых бережков», «Над серебряной рекой», «Скоро будет полночь», «Соловушка»); хора под управлением В.С. Варшавского («Вечор поздно из лесочка», «Во саду ли, в огороде», «Из-под дуба», «Заводы», «Казнь Стеньки Разина», «Красотка», «Московская барыня», «На паперти», «То не ветер ветку клонит», «Умер бедняжка»); первого в России квартета сибирских бродяг под управлением Гирняка и Шама («Запасной солдат», «Лишь только утро наступит», «Ой, батюшки, не могу», «Под забором», «Цумба, Цумбацу»); хора «Россия» под управлением Глогау и Садовникова («Вниз по матушке по Волге», «Милый мой, не скучай», «Не страшна мне добру молодцу», «Рябина»); русского народного хора под управлением И.И. Миронова («Ай, в поле липенька», «Бродяга», «Буйная головушка», «Ванька ключник», «Горы Воробьевские», «За четыре копейки», «Как за реченькой слободушка стоит», «Корочка», «Курочка», «Маруся», «Ночь тиха», «Пожар Московский», «Последний нонешний денечек», «Разбойник Чуркин», «Сухота», «Ухарь купец», «Что с девицей случилось», «Я вечер в лужках гуляла»); русского хора под управлением А.И. Савицкого («Лён зеленой», «Ты куда ведешь, Волга матушка»); хора под управлением И.И. Юхова («Ах, на что ж бы огород городить», «Могила», «Сухая корочка», «Укажи мне такую обитель»).

Следует отметить так же исполнение народных песен замечательными русскими певцами: А.Д. Вяльцевой (сопрано) («Калинка»), К.Д.Запорожцем (бас) («Ах, не мне молодцу»), Г.С. Пироговым (бас) («Дубинушка», «Ты взойди солнце красное»), Н.В. Плевицкой (контральто) («Ах, ты, доля», «Встань, пройдись со мной, родная», «Когда я на почте служил ямщиком», «Под душистою рябинушкою», «Сарафанчик», «Скоро миленький придет», «Стенька Разин»), Н.Г. Тарасовой (меццо -сопрано) («Что вы головы повесили»).

Украинская песня звучит в исполнении двух хоров — Украинского хора Д.А.Гайдамаки под управлением Алексеенко («Ой, гай, маты», «Стелыся барвинку нызенько», «Танок», «Як поихав мий миленький») и Мало-российского хора под управлением А.И.Савицкого («Гей, не дывуйте», «Гречаныки», «Реве та стогне Днипр широкий», «У сусида хата била»).

Обширный массив фонда составляют записи легкой оркестровой и танцевальной музыки в исполнении оркестра фирмы «Пате», оркестра «Бок», оркестра Александровского военного училища под управлением Крейнбринга и В.Г. Брандта, оркестра республиканской французской военной гвардии, оркестра гармонистов под управлением В.С. Варшавского и оркестра балалаечников под управлением И.Г. Роде. Спектр исполняемых произведений очень широк. Это вальсы («Гренада», «Завоеватель», «Зимний сон», «Игры карликов», «Колумбия», «Любовь и весна», «На сопках Маньчжурии», «Розовые сны», «Уловка осени», «Упрек любви», «Чертенок» и др.), гавоты («Возвращение весны», «Поцелуй»), галопы («Железная дорога», «Петербургская тройка»), польки («Аист», «Анна», «Байя», «Владис», «Миленькая», «На мельнице»), мазурки («Голубая фиалка», «Дятел»), танго («Лулу»), тарантеллы («Неаполитана»), краковяки, лезгинки, венгерки, казачки, чардаши, и особенно большая подборка всевозможных маршей («Веселые кузнецы», «Дни нашей жизни», «Егерский марш», «Звезда», «Индиана», «Командирский марш», «Кружевной платочек королевы», «Малороссийский марш», «Марш австрийских охотников», «Персидский марш», «Под двуглавым орлом», «Под французскими знаменами», «Преображенский марш», «Пробуждение», «Тоска по Родине» и др.).

Относительно слабо в фонде представлен жанр мелодекламации. Это, в основном, записи куплетистов и комических дуэтов.

Юмористические рассказы «Один еврей и 7 дочерей», «Любовь всему причина» звучат в исполнении П.Г. Бернардова, рассказы «Смех» и «Умный, пьяный извозчик» — в исполнении М.А. Дротова.

Н.П. Никифоров исполняет комические куплеты «Гриб», «Как гуляет купчик», «По себе надо судить», «Чай», «Часы», «Экспроприатор», а Ю.В. Убейко — куплеты «Веселый кузнец», «Гимн русской женщины», «Задним ходом», «Русская азбука».

Сатирические сценки «По московски, с подковыркой» и «Ухарь купец» звучат в исполнении Б.П. Борина и С.Д. Крамского.

Более подробно представлены в фонде записи комического дуэта «Бим Бом» («Большая редкость», «Из заграничного путешествия», «Капитан и кочегар», «Необходимость кухарок», «Обманщик», «Перед отходом поезда», «Письмо», «Разговор нищих», «Я не здешний» и др.).