Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Рассказы Старого Граммофона
Теги: Рассказы Старого Граммофона, Плевицкая Н.В., Чернявский А.Н., Дрожжин С.Д., Рахманинов С.В., народная песня, фирма «Граммофон», фирма «Бека», фирма «Зонофон»

Надежда Плевицкая – «курский соловей»

 

Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.

Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 


 

ПЛЕВИЦКАЯ Надежда Васильевна (1884 – 1940), певица (меццо-сопрано), исполнительница русских народных песен и романсов.

Надежда Васильевна Винникова родилась в 1884 г. в деревне Винниково Курской губернии в многодетной крестьянской семье. С раннего детства девочка начала петь, и ее голосом заслушивались односельчане. Все ее образование составили два с половиной класса церковно-приходской школы. После смерти отца Надя была вынуждена работать прачкой. Но девочка страстно хотела петь, хотя бы в церковном хоре! Мать Акулина Фроловна не возражала и отвезла девочку в курский Свято-Троицкий женский монастырь, где Наде предстояло постричься в монахини, предварительно прожив там, неся послушание, не меньше трех лет. Но однажды, едва ей исполнилось 16 лет, на Пасхальной неделе, Надя вышла за стены монастыря на городскую ярмарку и случайно зашла посмотреть красочное представление в местном балагане «Народного театра Заикина». Увидев яркое веселое представление, она поняла, что есть другой мир кроме унылых стен монастыря, и… так и осталась в балагане, поступив в цирковую труппу. Правда, матери удалось отыскать «беспутную» дочку и вернуть в родную деревню. Но та, уже вкусив запретный плод свободы, хоть и со второй попытки, но умудрилась сбежать. Мать, успокоенная покладистым поведением дочери, отправила ее к родственникам в Киев. И однажды девочка… исчезла!

Оказалось, что она поступила в ресторанный хор некоей госпожи Александры Владимировны Липкиной. Работа и жизнь в хоре тоже оказалась «не сахар» – учениц держали в строгости, учили сурово, без поблажек. Но ученицы очень любили Александру Владимировну, да и с матерью Надя все-таки помирилась, та поняла, что всякому свое на роду написано. Казалось, жизнь налаживается. Но произошло непредвиденное – богатый перс выкрал госпожу А.В. Липкину и увез ее в Баку, после чего хор развалился. Наде удалось устроиться в весьма приличную польскую танцевальную труппу И.Ф. Штейна, гастролировавшую в то время в Киеве. Именно здесь она становиться на путь профессиональной певицы. Малограмотная, не знающая нот крестьянская девушка обладала не только великолепным голосом, но и абсолютным музыкальным слухом и потому постепенно начала выступать с небольшими сольными номерами.

«Ухарь купец», песня (Я.Ф. Пригожий, сл. И.С. Никитина).
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Бека» 1909 г.
Арх. № ф. 91, оп. 1 "г", ед. уч. 19 (пр.№ 45662).

Время звучания: 
3 мин. 19 сек.

Plevitskaya-01-Uhar-kupez.mp3

Но наряду с первым успехом девушка познает и все «прелести» скитальческой жизни провинциальной русской артистки с постоянными гастролями, переездами из города в город и неустроенным нищим гостиничным бытом. Здесь же она встретила свою первую любовь.

Один из ее романов с солистом труппы Эдмондом Плевицким закончился свадьбой. Отныне Надежда Винникова становится Надеждой Плевицкой. Под этим именем она и вошла в русскую историю.

Она горячо любила своего мужа – тихого, мягкого, деликатного человека с изысканными манерами, и думала, что ее любовь к мужу – на всю жизнь. И, если бы ей сказали, что когда-нибудь от Эдмунда Мячеславовича в ее жизни останется только одна фамилия, Надежда не поверила бы.

«Под душистою рябинушкой», песня (А.Н. Чернявский, сл. С.Д. Дрожжина).
Запись [1910-е гг.]
Арх.№ ф. 34, оп. 1 "г", ед. уч. 300 (пр.№ 26717).

Время звучания: 
1 мин. 55 сек.

plevitskaya-02-pod-dushistoy-ryabinushkoy.mp3

К сожалению, польский ангажемент не продлился долго. В 1903 г. во время одной из поездок по украинским городам директор труппы проворовался и исчез со всей кассой. Артисты труппы разбрелись кто куда по другим коллективам. Молодую семью Плевицких спасло то, что в Киев на гастроли приехал «хор лапотников» Манкевича, и им удалось поступить туда. В то время подобных псевдорусских трупп по просторам Российской империи колесило множество. Надежде повезло. У Манкевича она уже не танцевала, а только пела. Манкевич очень скоро поставил ее на сольные партии. К сожалению, хозяин труппы предпочтение отдавал очень модным в то время цыганским романсам. Конечно, их Надежда пела хорошо, потому что она вообще хорошо пела. Но цыганщина не была ее стихией. Однако с помощью Манкевича Плевицкие попали в Санкт-Петербург, где Надежда начала петь в знаменитом загородном ресторане на Крестовском острове.

«Скоро миленький придет», романс (А.Н. Чернявский, сл. С.Д. Дрожжина).
Запись [1910-е гг.].
Арх. № ф. 34, оп. 1 "г", ед. уч. 300 (пр.№ 26731).

Время звучания: 
2 мин. 11 сек.

Plevitskaya-03-Skoro-milenkiy-pridet.mp3

В труппе Манкевича супруги проработали пять лет, а затем перебрались в Москву, где Надежда начала выступать в знаменитом московском ресторане «Яр». Москвичи ее полюбили. Постепенно она стала приобретать статус одной из лучших исполнительниц романсов и русских народных песен.

«Веревочка», русская народная песня (обр. Я.Ф. Пригожего).
Запись 1910 г.
Арх. № ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 458 (пр.№ Х-63910 (993 ае).

Время звучания: 
2 мин. 21 сек.

Plevitskaya-04-Verevochka.mp3

Осенью 1909 г. она подписала большой контракт на выступления на Нижегородской ярмарке в ресторане купца Наумова. Той осенью, когда она пела в ресторане Наумова, в Нижегородском оперном театре гастролировал любимец Императорской сцены, великий русский тенор Леонид Витальевич Собинов. Он зашел поужинать в ресторан Наумова, увидел на сцене тоненькую, темноглазую, с обворожительной улыбкой девушку с потрясающим голосом – Надежду Плевицкую, и после концерта, пройдя в гримерку, предложил ей участвовать в его благотворительном концерте в оперном театре! И концерт состоялся! Л.В. Собинов в тот вечер пел божественно. После него пела никому неведомая певица Надежда Плевицкая… Успех был ошеломляющий, ей аплодировали, ее вызывали снова и снова… В ту осень 1909 г. двадцатипятилетняя Надежда осознала истинную силу своего таланта.

С этого дня начинается слава замечательной русской певицы Надежды Васильевны Плевицкой.

«Чайка», романс (Е.Ю. Жураковский, сл. неизв. автора).
Запись 1909 г.
Арх. № ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 446 (пр. № Х-63846 (7183 r).

Время звучания: 
2 мин. 35 сек.

Plevitskaya-05-Chayka.mp3

Летом 1910 г. она успешно выступила с сольными концертами в Ялте, где была приглашена на вечер к министру императорского двора графу В.Б. Фредериксу. Эти концерты открыли ей дорогу в «высший свет», в одночасье она стала модной. Теперь Надежда могла выбирать, где петь и на каких условиях. Первым делом она расторгла все «ресторанные» контракты, дала концерт в Большом зале консерватории, где ее с восторгом принял цвет московской интеллигенции. Были организованы ее гастроли в разных городах России.

«Стенька Разин и княжна» («Из-за острова на стрежень»), песня-былина (сл. Д.Н. Садовникова).
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1911 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 470-4 (пр. № 023074 (410 ас)).

Время звучания: 
3 мин. 44 сек.

Plevitskaya-06-Stenka-Razin-i-knyazhna.mp3

Пресса рукоплескала новой звезде российской сцены. Она познакомилась с Ф.И. Шаляпиным, И.М. Москвиным, В.И. Качаловым, С.А. Есениным… В конечном итоге, о ее славе было доложено Императору и он пожелал сам послушать Надежду Плевицкую. Певица была приглашена выступить перед царской семьей. Император Николай II, пораженный ее чудным голосом, назвал певицу «нашим курским соловьем».

«Свадьба соловья» («Воробей пиво варил»), русская народная шуточная песня Курской губернии (обр. Б.М. Соколовского-Чигиринского).
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1912 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1004 (пр.№ 223182 (16955 b).

Время звучания: 
2 мин. 09 сек.

Plevitskaya-07-Svadba-soloviay.mp3

Надежда Плевицкая становится, что называется, придворной певицей. Ее не только часто приглашали на концерты прямо во дворец, но и запросто сажали к царскому столу. Публика обожала Н.В. Плевицкую.

Ее концертное платье было настоящим произведением искусства. Бриллианты знамениты в обеих столицах. Но несмотря на весь этот блеск, на многолетнюю уже привычку, она всегда волновалась перед каждым выступлением. Зал встречал ее громовыми аплодисментами и цветами. Ее слушали замерев, аплодировали долго и шумно.

Никто еще не выходил на сцену концертного зала с русскими народными песнями! Такие песни поют кухарки, прачки, ямщики в дальней дороге, гуляки в придорожных трактирах! Это всегда считалось развлечением для плебеев, а слух избранной публики услаждали голоса итальянских оперных певцов. Но теперь это стало так модно! Государю это нравится!

«Иванюша», русская народная песня Курской губернии.
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Зонофон» 1913 г.
Арх. № ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 1020 (пр. № Х-2-63314 (16956 b)).

Время звучания: 
2 мин. 58 сек.

Plevitskaya-08-Ivanusha.mp3

Надежда Васильевна стала невероятно популярной. Ее портреты писали знаменитые художники, она много записывалась на граммофонные пластинки. На заоблачные по тем временам гонорары бывшая крестьянка купила роскошную квартиру в Петербурге и большой участок земли под Курском возле родной деревни, где выстроила шикарный особняк, ставший любимым местом ее летнего отдыха. Но если в творческой жизни певицы все складывалось блестяще, то вот семейная жизнь постепенно расстроилась. Нежная и наивная любовь Наденьки Винниковой к мужу куда-то ушла. Балетная карьера Э. Плевицкого склонялась к закату, а Надежда все силы своей души отдавала творчеству.

«За морем синичка», русская народная плясовая песня.
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1913 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 991 (пр. № 223119 (17820 b)).

Время звучания: 
3 мин. 11 сек.

Plevitskaya-09-Za-morem-sinichka.mp3

Шел 1911 г. Наступило лучшее время в ее жизни, время исполнения всех желаний. Но Надежда начала уставать. Два года успеха забрали у нее сил больше, чем девять лет странствий с театральными труппами. После продолжительных гастролей она возвращалась в курское имение совершенно без сил… К счастью, вместе с ней в имении поселилась мать, полностью взявшая на себя хлопоты по хозяйству. В имение перебрался и Эдмунд Плевицкий, отношения с которым из супружеских перешли в братско-сестринские. Приблизительно в это же время популярный кинорежиссер В.Гардин взялся снять Надежду в главных ролях в двух кинофильмах «Власть тьмы» и «Крик жизни». Сценарии фильмов писались специально «под Плевицкую», хотя «Власть тьмы» была экранизацией драмы Льва Николаевича Толстого. Ей самой хотелось попробовать себя в качестве драматической актрисы. Эти фильмы не сохранились, их смыли после революции как «не представляющие художественной ценности».

В 1912 г. на одном из императорских приемов певица познакомилась с блестящим офицером, героем русско-японской войны, поручиком Кирасирского Его Величества полка Василием Алексеевичем Шангиным. Он стал ее второй любовью и вскоре ее вторым мужем. Он просто ослепил Надежду. Она мечтала о том, что ее дети будут дворянами! Со своим первым супругом Эдмундом Плевицким певица осталась в приятельских отношениях.

«Любовь Стеньки Разина» («А по саду городскому, мимо рубленых ворот»), русская народная песня.
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1914 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 983 (пр. № 0223010 (2839 с)).

Время звучания: 
3 мин. 11 сек.

Plevitskaya-10-Lubov -Stenki-Razina.mp3

Разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война застала молодоженов на одном из швейцарских курортов. Верный присяге поручик В.А. Шангин отправился на фронт. Чтобы не разлучаться с супругом Надежда устроилась сиделкой в дивизионном лазарете в Ковно, где расположилась его воинская часть. Но в январе 1915 г. при отступления русской армии В.А. Шангин геройски погиб. Сама певица лишь чудом избежала немецкого плена. Узнав о гибели мужа, она буквально почернела от горя…

«Умер бедняга», песня ([Я.Ф. Пригожий], обр. А.М. Заремы, сл. К.Р.).
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Бека» [1911 г.]
Арх. № ф. 91, оп. 1 "г", ед. уч. 16 (пр. № 45652).

Время звучания: 
3 мин. 18 сек.

Plevitskaya-11-Umer-bednyaga.mp3

Пройдя курс лечения, Надежда постепенно начала приходить в себя. Но это уже была другая женщина. После кошмарных военных будней привыкнуть к мирной жизни в столице было невероятно трудно. Но Н.В. Плевицкая вернулась на сцену. Пела она теперь редко, только на благотворительных концертах, не часто появлялась в обществе. Но концертировать было необходимо, у нее почти не осталось денег.

«Что так скучно, что так грустно» (сл. И. Кондратьева). 
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1911 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 476 (пр.№ 023087 (2499 с)).

Время звучания: 
4 мин. 19 сек.

Plevitskaya-12-Chto-tak-skuchno.mp3

Революция 1917 г. застала певицу в родной деревне Винниково. Наступали «Смутные времена». Надежда была далека от политики и представления не имела, кто такие большевики. Зимой она переехала в Курск. Ее первый муж Эдмунд Плевицкий, остался в ее доме в Винникове. Больше они никогда не виделись. (О нем известно немного. В 1920-е гг. он сумел покинуть Россию, надолго пережил Надежду Васильевну, жил и работал балетмейстером в театрах Латвии и умер в конце 1950-х гг. в Риге). Вскоре Курск оказался в руках большевиков, и Надежда попала в кровавый водоворот. Весной и летом 1918 г. она была еще в Курске, пела для бойцов Красной армии в театре Пушкинского сада.

«На речке на реченьке», русская народная хороводная песня Курской губернии.
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1912 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 478 (пр. № 023094 (2612 с)).

Время звучания: 
4 мин. 19 сек.

Plevitskaya-13-Na-rechke.mp3

А потом Надежда шла с Красной армией на юг и на некоторое время осела в Одессе, только недавно освобожденной от интервентов. В августе 1919 г. к Одессе подошли войска армии А.И. Деникина, и красные спешно отступили, вместе с ними и Надежда Плевицкая. Потом была встреча и замужество с молодым, на несколько лет ее моложе штабс-капитаном Юрием Левицким, сыном начальника 73-й пехотной дивизии, и переход ее от красных к белым… О жизни певицы во времена кровавого безумия Гражданской войны известно мало. Как бы то ни было, но однажды Надежда Васильевна вместе с Юрием Левицким оказались на допросе в штабе 2-го Корниловского полка, где познакомилась с тогда еще бывшим полковником Николаем Владимировичем Скоблиным.

Н.В. Скоблин был моложе ее на восемь лет, хорош собой, его окружал ореол славы боевого русского офицера. Завязался страстный роман, оказавшийся последним и самым трагичным в жизни певицы… В 1920 г. Н.В. Плевицкая и Н.В. Скоблин оказались с отступающей белой гвардией П.Н. Врангеля в Крыму. Началась эвакуация. Корабли покидали Россию, увозя беженцев в полную неизвестность. О жизни Н.В. Плевицкой периода отступления из Крыма не известно практически ничего. В 1921 г. они оказались в печально «знаменитом» лагере белоэмигрантов в Галлиполи в Турции, где, наконец, состоялся развод с Ю. Левицким, и в июне 1921 г. последовало венчание с Н.В. Скоблиным. Жизнь в лагере была очень тяжелой. Но именно здесь, в маленьком самодельном театрике Надежда Васильевна вновь начала петь, уже не для аристократической публики, а для обездоленных, усталых людей.

«Славное море, священный Байкал», (обр. В.Н. Гартевельда, сл. Дм.П. Давыдова).
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1913 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1008 (пр.№ 223237 (5855 ае)).

Время звучания: 
3 мин. 13 сек.

Plevitskaya-14-Slavnoe-more-Baikal.mp3

Затем вместе с частью корниловцев Скоблины перебрались в Болгарию. Н.В. Плевицкая начала петь в полковом театре. Потом стала ездить с концертами по всей Болгарии, которые имели большой успех. Муж старался сопровождать ее во всех поездках. Для Николая Владимировича карьера Надежды сейчас имела куда более весомое значение, нежели бесконечные и бессмысленные споры в среде офицерской эмиграции. Потом было турне по городам Прибалтики и Полыни. Концерты имели оглушительный успех. Всюду ее встречали бурными аплодисментами.

«Лень», русская народная шуточная песня.
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1913 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 991 (пр. № 223120 (17819 b)).

Время звучания: 
2 мин. 02 сек.

Plevitskaya-15-Leny.mp3

После Праги Н.В. Плевицкая решилась ехать в Берлин, и 29 марта 1923 г. пела в одном из лучших залов - зале им. Л.-В. Бетховена. В Берлине она впервые пела свою самую знаменитую эмигрантского периода песню «Замело тебя снегом, Россия». Дав в Берлине еще несколько концертов, 12 и 16 мая она пела в Брюсселе, 28 мая снова вернулась в Берлин, 5 июня выступала в Белграде. «Балканская часть» ее турне длилась полгода, до февраля 1924 г. После второго своего появления в Берлине и нового успеха Надежда Васильевна почувствовала в себе достаточно сил, чтобы отправиться покорять Париж. 15 и 24 марта она пела в зале Гаво, 2 и 5 апреля - в театре Виктора перед самой изысканной и богатой аудиторией. 1 мая 1924 г. Скоблины навсегда покинули Болгарию и вернулись во Францию. После Парижа Н.В. Плевицкая отправилась в свое первое американское турне. Ей предлагали остаться в Америке, но она не решилась, потому что основная часть эмиграции сосредоточилась в Европе, а Надежде Васильевне хотелось жить «среди своих». Вернувшись во Францию, осенью 1925 г. Надежда Васильевна давала много концертов. Затем снова была поездка в Америку. 9 февраля 1927 г. генерал-лейтенант П.Н. Врангель подписал приказ об освобождении Н.В. Скоблина от командования корниловцами и тот покинул Русский Обще-Воинский Союз (РОВС). Ему сложно было совмещать службу, которую он считал утратившей всякий смысл, с гастрольными поездками жены. В Париж Скоблины вернулись в мае 1927 г. Н.В. Плевицкая много работала. Материальное положение было тяжелым, Надежда Васильевна не могла позволить себе даже короткий отдых. Талант Н.В. Плевицкой высоко ценили представители эмигрантской культурной среды. Композитор Сергей Васильевич Рахманинов любил ее слушать, иногда даже аккомпанировал во время концертов, а в 1926 г. аранжировал для хора и оркестра три песни из ее репертуара, составившие его 41-й опус.

«Белилицы, румяницы вы мои», русская народная песня (обр. С.В. Рахманинова).
Запись 1926 г. (аккомпанирует певице на фортепиано С.В. Рахманинов).
Арх. № ф. 4, ед. уч. 42770 - 4 (пр. № Д-31034).

Время звучания: 
3 мин. 36 сек.

Plevitskaya-16-Belilizi-rumyanizi-vy-moi.mp3

Надежду Васильевну всегда ждали полные залы и громадные сборы. Она снова вошла в моду. К 1928 г. своими заработками Надежда Васильевна обеспечила мужу возможность спокойно заниматься политикой и после смерти П.Н. Врангеля 25 апреля 1928 г. Н.В. Скоблин вернулся в ряды РОВСа. Это решение стало для них роковым. К тому времени «игры в солдатиков» в эмигрантской офицерской среде закончились, теперь деятельность Русского Общевойскового Союза начала носить жесткий антисоветский характер, связанный с диверсионной работой в СССР, участием в испанской войне на стороне франкистов, а позже в финской на стороне финнов. После таинственного исчезновения (к которому, как многие считали, была причастна советская разведка) председателя РОВСа генерала А.П. Кутепова, был избран новый председатель РОВСа – генерал Евгений Карлович Миллер, при котором диверсионная работа на территории СССР велась еще более активно. Его подрывная деятельность и особенно сотрудничество с фашистской Германией привлекли серьезное внимание советской разведки. Возможно, что личное знакомство Е.К. Миллера с четой Скоблиных произошло не случайно. Осенью 1930 г. советская разведка приложила немало усилий в вербовке Скоблиных, и зимой 1931 г. они дали подписку о сотрудничестве с соответствующими расписками. Их разведдеятельность длилась много лет. Известен факт участия обоих в похищении нового главы РОВСа генерала Е.К. Миллера. Возможно, в основе их благосостояния лежали не только гонорары Надежды Васильевны за удачные концерты, но и деньги, выплачиваемые советской разведкой им как агентам. А разведка не скупилась. Они купили дом в сорока километрах от Парижа и шикарный автомобиль марки «Ситроен» 1925 г. Невиданная роскошь для русских эмигрантов! Е.К. Миллер часто бывал у Скоблиных. Надежда Васильевна была гостеприимной хозяйкой. Обсуждали текущие дела РОВСа. Генерал иной раз выбалтывал больше, чем следовало знать Н.В. Скоблину. 22 сентября 1937 г., в девять часов утра генерал Е.К. Миллер вышел из своей квартиры в Булонь-сюр-Сен. Придя на работу в штаб, через некоторое время ушел. В штаб РОВСа и домой генерал Е.К. Миллер больше не вернулся. Позднее следствие установило, что последние часы своей жизни генерал провел в обществе Н.В. Скоблина. У соратников Н.В. Скоблина не сразу появились подозрения в его причастности к исчезновению Е.К. Миллера, чем он и воспользовался, исчезнув из города. (Что касается судьбы генерала Е.К. Миллера, то есть версия, по которой он был вывезен в СССР в одном из ящиков с советской дипломатической перепиской на торговом судне «Мария Ульянова»). Н.В. Плевицкую практически сразу начали подозревать в соучастии в похищении. Н.В. Скоблина уже спрятали. А позаботиться о ней по какой-то причине не смогли… Так началось знаменитое «Дело Плевицкой». Надежду Васильевну допрашивала французская полиция, тщательно проверяя алиби ее и мужа. После череды изнуряющих допросов 24 сентября 1937 г. ее арестовали.

Известие об этом поразило всю эмиграцию. Многие недоумевали: как могло случиться, что Скоблины, будучи такими ярыми патриотами и монархистами, изменили Белому движению? Но кому эти двое должны были хранить верность? Как могла она, Надежда Плевицкая, беззаветно любившая Россию, относиться к генералу Е.К. Миллеру, заявившему в 1937 г. о готовности РОВС стать союзником нацистской Германии? Что касается патриотизма, то патриотизм – это верность Родине, а национальные интересы России в той политической ситуации представляли, увы, большевики, а вовсе не тоскующие в Париже о великом прошлом России офицеры. Эмиграция так сильно ненавидела победивший в России строй, что, уповая на А. Гитлера надеялась вернуться на Родину на немецких танках. Скоблины предали белое эмигрантское движение потому, что считали, что поступают так в интересах своей Родины. Они готовы были служить России, пусть новой, большевистской России, но все равно она оставалась их Родиной. Они искренне верили в то, что все ужасы революции и Гражданской войны остались в прошлом. Генерал Н.В. Скоблин верил, что ему позволят служить в советской армии, а певица Н.В. Плевицкая верила, что в России она сможет петь.

Итак, французское расследование четко доказало виновность Н.В. Плевицкой в похищении генерала Е.К. Миллера. Предстоял показательный процесс. Из здания судебной полиции на набережной Орфевр певицу перевезли в женскую тюрьму Птит Роке. Она плакала, верила, что Коля найдет выход и спасет ее. Она не знала, что Коли больше нет – изувеченное тело Н.В. Скоблина позднее было найдено в Барселоне. По одной из версий генерал Николай Владимирович Скоблин погиб при бомбардировке Барселоны германской авиацией. Но Надежда Васильевна об этом ничего не знала, не знала, что помочь ей уже некому. На допросах она отрицала все. Н.В. Плевицкая была сильная женщина, но доказательства были неоспоримы. Следствие по делу певицы продолжалось больше года. 5 декабря 1938 г. в переполненном зале Дворца правосудия начался процесс Н.В. Плевицкой. Советские газеты не могли обойти молчанием столь значительное событие, т.к. обвинялась советская внешняя разведка, но из-за гибели Николая Скоблина планируемый в СССР показательный процесс над эмигрантами, вошедшими в соглашение с фашистами, отменялся. А Н.В. Плевицкая была уже не нужна…

Вскоре в советской печати стали появляться статьи с обвинениями в том, что Скоблины являлись агентами гестапо. Во время процесса на суде Н.В. Плевицкая стояла под перекрестным огнем ненавидящих взглядов. Если бы не охрана, ее бы линчевали, так велика была ненависть русской эмиграции к «изменнице». Теперь она была одна против всех. Не смотря на все старания ее адвокатов, по всем вопросам присяжные большинством голосов признали ее виновной. Приговор был объявлен: двадцать лет каторжных работ. Приговор был неслыханно суровым для французского суда тех времен. Н.В. Скоблина судили заочно 26 июля 1939 г. в Сенском суде присяжных, приговорив к пожизненной каторге. Для пятидесятичетырехлетней Н.В. Плевицкой двадцать лет тюрьмы означали пожизненное заключение. Все были уверены, что битва проиграна, но, как оказалось не для Н.В. Плевицкой! Надежда Васильевна, немного придя в себя, решила бороться. Она написала известному адвокату мэтру И.Л. Френкелю с просьбой принять на себя ее защиту. Маститый адвокат при встрече обещал сделать все возможное. Но не смотря на все усилия адвоката комиссия о помиловании дважды единодушно отклонила просьбу о пересмотре дела. Больше надежд не оставалось, певицу ждала каторжная тюрьма.

Весной 1939 г. она отбыла в Ренн к месту предстоящего заключения. Сил бороться у нее уже не было, впереди только годы заключения и смерть. Пока замечательная русская певица Н.В. Плевицкая медленно угасала в стенах каторжной тюрьмы, вне этих стен происходили события мирового масштаба – началась Вторая мировая война. Летом 1940 г. немцы оккупировали всю Северную Францию и торжественным маршем прошли под Триумфальной аркой в Париже. 22 июня 1941 г. немецкие войска перешли границу Союза Советских Социалистических Республик… И вот страшная ирония судьбы – именно в этот день 22 июня 1941 г. немцы провели массовую карательную акцию против русской эмиграции, в ходе которой оказались арестованы, казнены или отправлены в концентрационные лагеря сотни русских эмигрантов. Среди них оказалось много и тех, которые так яростно и непримиримо осуждали Н.В. Плевицкую. Тогда же, летом 1941 г. большинство русских эмигрантских организаций были запрещены, РОВС прекратил свое существование.

За всем творящимся кошмаром история Надежды Васильевны Плевицкой была забыта на многие годы. В залитой кровью Европе уже никому не было дела до одной из самых талантливых русских певиц XX века. В тюрьме Н.В. Плевицкая была тиха и покорна, безропотно исполняла все, что от нее требовали. Никогда ни на что не жаловалась.

Певица умерла 5 октября 1940 г. после двух лет заключения. Никому точно не известно то, как и от чего она умерла. Версия первая – официальная: Н.В. Плевицкая тихо умерла в тюрьме. Версия вторая – детективная. Н.В. Плевицкая была отравлена по приказу НКВД. Потому что была тайным агентом, слишком много знала. Н.В. Плевицкая была тем «следом», по которому немцы могли выйти на других агентов советской разведки, работавших в Европе. И чтобы этот след оборвать Н.В. Плевицкой дали яд. Есть еще и третья версия ее смерти. В 1940 г. немцы вошли во Францию, захватили каторжную тюрьму, в которой она содержалась. В один из дней ее вывели во двор, привязали к двум танкам и разорвали. Как бы то ни было, смерть стала для нее долгожданным избавлением от страданий и позора.

Но, в конечном итоге, не важно, была ли Н.В. Плевицкая агентом советской разведки или нет. Она прожила сложную жизнь в эпоху перелома в истории России, песчинка, подхваченная и раздавленная, как и многие другие судьбы вихрем кровавых революционных и военных перемен. Ее имя долгое время оказалось практически забытым в России. История Золушки со страшным концом…

Но в России все-таки вспомнили о ней. На ее малой Родине, в Винниково был установлен памятник певице работы скульптора, народного художника России В.М. Клыкова. Там же был открыт замечательный музей к 130-летию со дня рождения Надежды Васильевны. В Курске постоянно проводятся различные конкурсы имени певицы. А в небе между Марсом и Юпитером сияет планета, названная в 1996 г. ее именем, которое теперь навеки останется во Вселенной. Ее душа живет пока жив замечательный голос, бережно хранимый старыми граммофонными пластинками…

«Среди долины ровныя», песня (С.И. Давыдов, аранж. А.М. Заремы, сл. А.Ф. Мерзлякова).
Восстановленная запись с граморигинала фирмы «Граммофон» 1911 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 470 (пр. № 023072 (413 ас)).

Время звучания: 
3 мин. 15 сек.

Plevitskaya-17-Sredi-doliny-rovnyya.mp3

 

Материал подготовлен сотрудниками архива,
текст по книге Е.В. Прокофьевой «Плевицкая. Между искусством и разведкой»

 

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2018.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?