РГАФД в социальных сетях: ВКонтакте • Instagram • FacebookYouTube
 

Михаил Вавич (1881–1930) – артист русской оперетты и голливудский актер

Версия для печати
 
 
 Михаил Вавич – артист русской оперетты и голливудский актер   
 

 

 

Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое. Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 

 

 

Вавич Михаил Иванович (1881 – 1930) – известный артист эстрады и оперетты (бас). Родился в Одессе, в дворянской семье выходцев из Черногории. Отец артиста князь Иван Вавич вынужден был эмигрировать в Россию в поисках «лучшей жизни» и поселился с семьей в Одессе. Не известно, как сложилась бы судьба одного из его сыновей - Михаила, если бы не случайная встреча того с приехавшим в Одессу московским меценатом П.В.Тумпаковым, сумевшем разглядеть в провинциальном хористе - юноше с яркой сценической внешностью и голосом красивого, поставленным от природы тембром – будущую звезду. Меценат уговорил Михаила Вавича поехать с ним в Москву. В столице свою артистическую карьеру Михаил начал очень удачно в 1906 г., исполнив в оперетте Ференца Легара «Веселая вдова» песенку «Качели» в постановке законодателя опереточной моды в России того времени режиссера А.А.Брянского. Стиль постановок этого режиссера отличался тем, что его не интересовали ни содержание оперетты, ни характер ее музыки, главным в его постановках было использование немыслимых эффектных трюков и вставных номеров. «Веселая вдова» шла с большим успехом за границей. Взявшись за ее постановку в России, режиссер А.А.Брянский решил использовать в качестве вставного номера в эту оперетту песенку «Качели» на музыку немецкого композитора В.Холлендера, которую однажды слышал в берлинском мюзик-холле. В результате получился очередной китч. Но именно он принес Михаилу Вавичу, никому не известному ранее, скромному исполнителю, неожиданную славу. На сцене соорудили настоящие огромные качели. На них разместили артисток хора и балета, которых раскачивали позади стоявшие хористы. Сбоку стоял М.Вавич и пел эту самую песенку «Качели». Неожиданно молодого артиста с его мягким бархатным голосом и приятной манерой исполнения на фоне довольно бездарной общей постановки – заметили. Наутро он проснулся знаменитым и вскоре покорил столичную публику. Выпущенные граммофонные пластинки с записью «Качелей» разнесли славу Михаила Вавича по всей России.

"Песня о качелях" (В.Холлендер), вставной номер из оперетты «Веселая вдова» Ф.Легара
Запись: [1910-12 гг.]
(Арх.№ ф.42, оп. 1 "г", ед. уч. 87 (пр.№ Х-1375))

В следующий раз артист поразил публику, выступая в оперетте В.П.Валентинова «Ночь любви», где спел уже по собственной инициативе вставной номер – романс «Очи черные».

"Очи черные", романс (Ф.Герман, сл. Е.П.Гребёнки)
Запись: [1910-е гг.]
(Арх.№ ф. 519, оп. 2 "м", ед. уч. 20 (1))

 

 После этого М.Вавич получил ведущие роли во всех постановках труппы мецената П.В.Тумпакова – в опереттах «Гейша», «Король веселится», «Ярмарка невест» и др.

Молитва Музы "Аллах, спаси народ несчастный" из оперетты «Тайны гарема» (В.П.Валентинов)
Запись: [1910-12 гг.]
(Арх.№ ф. 86, оп. 1 "г", ед. уч. 79 (пр.№ 8008))

Большой популярностью пользовались в то время модные сатирические музыкальные обозрения на злобу дня, которые регулярно шли в театре «Эрмитаж». Одно из них под названием «Москва ночью», в котором А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь сходили с пьедесталов своих памятников и отправлялись гулять по ночной столице. По воспоминаниям современников, А.С.Пушкина великолепно играл Михаил Вавич, а Н.В.Гоголя – другой известный артист оперетты, любимец публики Н.Ф.Монахов.  Однажды в Петербурге М.И.Вавич встретил другого популярного исполнителя русских и цыганских романсов - Юрия Спиридоновича Морфесси, который на протяжении многих лет стал его другом. Ю.С.Морфессии был неподражаемым исполнителем цыганских песен и романсов. Ему удалось увлечь М.И.Вавича новым жанром. Оба певца исполняли цыганский репертуар, переняв у цыган своеобразную манеру исполнения.

"Невечерняя", цыганская песня из музыки к пьесе Л.Н.Толстого "Живой труп"
(Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1597 (пр.№ G.C.-4-22315 (16268 b))

М.И.Вавич даже сочинил собственный романс в псевдоцыганском стиле под названием «Грусть и тоска безысходная», который стал очень популярным.

"Грусть и тоска безысходная", романс (муз. и сл. М.И.Вавича)
Запись: 1913 г.
(Арх.№ ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 1255 (пр.№ Х-3-62132 (17004 b))

 

Больше он не сочинял, предпочитая исполнять чужие романсы.

 

 

 

"Среди лесов и поля", романс (муз. и сл. С.А.Алякринского)
Запись: 1910 г.
(Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1585 (4-22226 (1823 ae))

Однако, в отличие от Ю.С.Морфесси, который с 1912 г. полностью перешёл из оперетты на эстраду, М.И.Вавич сохранил верность оперетте и не ушел из любимого жанра.

Песня и куплеты Михаля "Я стар, прошел уж длинный путь", 2 д. из оперетты "Цыганская любовь"(Ф.Легар)
Запись: 1910 г.
(Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1564 (4-22108 (14991 b))

Революционные события 1917 г. резко изменили судьбу артистов, многие из которых оказались в эмиграции за пределами своей Родины. Среди них оказался и Михаил Вавич. Сначала певец уехал в Польшу, затем присоединился к эмигрировавшей из России известной труппе Никиты Балиева московского театра-кабаре «Летучая мышь» и отправился гастролировать с ней по европейским и западным странам, с успехом выступал в Румынии, Германии, Италии.

"Хризантемы", романс (муз. и сл. А.И.Радошевской)
Запись: 1915 г.
(Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 27-3 (18763 b))

На некоторое время он задержался в Париже, выступая вновь вместе с Ю.С.Морфесси в ресторанах. И, наконец, уехал в США, где с 1925 г. дебютировал в качестве актера и начал сниматься в голливудских фильмах. В 1929 г. артист приезжал в Ревель к брату Григорию, а после навестил в Риге сестру. Это была последняя встреча артиста с Родиной.

"Утро туманное", романс (В.В.Абаза, сл. И.С.Тургенева)
Запись: 1908 г.
(Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1494 (G.C.-3-22843 (7978 L))

Вернувшись в Америку, он вновь включился в работу в кино. Съемки до пяти фильмов в год отнимали у него много времени и сил. Скончался артист в Лос-Анжелесе не дожив до 50 лет от сердечного приступа прямо в автомобиле, на котором ехал на съемочную площадку, чтобы участвовать в своем двадцать пятом американском фильме.

"Ямщик, не гони лошадей", романс (Я.Л.Фельдман, сл. Н.А.Риттера)
Запись: 1916 г.
(Арх.№ ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 87 (19423 b))

 

 

 

 

Материал подготовлен сотрудниками архива

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2015.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

Яндекс.Метрика