Вавич Михаил Иванович - артист русской оперетты и голливудский актер
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.
Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.
Вавич Михаил Иванович (1881 - 1930 гг) - известный артист эстрады и оперетты (бас).
Родился в Одессе, в дворянской семье выходцев из Черногории. Отец артиста князь Иван Вавич вынужден был эмигрировать в Россию в поисках «лучшей жизни» и поселился с семьей в Одессе.
Не известно, как сложилась бы судьба одного из его сыновей – Михаила, если бы не случайная встреча того с приехавшим в Одессу московским меценатом П.В. Тумпаковым, сумевшем разглядеть в провинциальном хористе – юноше с яркой сценической внешностью и голосом красивого, поставленным от природы тембром – будущую звезду. Меценат уговорил Михаила Вавича поехать с ним в Москву.
В столице свою артистическую карьеру Михаил начал очень удачно в 1906 г., исполнив в оперетте Ференца Легара «Веселая вдова» песенку «Качели» в постановке законодателя опереточной моды в России того времени режиссера А.А. Брянского. Стиль постановок этого режиссера отличался тем, что его не интересовали ни содержание оперетты, ни характер ее музыки, главным в его постановках было использование немыслимых эффектных трюков и вставных номеров. «Веселая вдова» шла с большим успехом за границей.
Взявшись за ее постановку в России, режиссер А.А. Брянский решил использовать в качестве вставного номера в эту оперетту песенку «Качели» на музыку немецкого композитора В. Холлендера, которую однажды слышал в берлинском мюзик-холле. В результате получился очередной китч. Но именно он принес Михаилу Вавичу, никому не известному ранее, скромному исполнителю, неожиданную славу. На сцене соорудили настоящие огромные качели. На них разместили артисток хора и балета, которых раскачивали позади стоявшие хористы. Сбоку стоял М. Вавич и пел эту самую песенку «Качели». Неожиданно молодого артиста с его мягким бархатным голосом и приятной манерой исполнения на фоне довольно бездарной общей постановки – заметили.
Наутро он проснулся знаменитым и вскоре покорил столичную публику. Выпущенные граммофонные пластинки с записью «Качелей» разнесли славу Михаила Вавича по всей России.
«Песня о качелях» (В. Холлендер), вставной номер из оперетты «Веселая вдова» Ф. Легара.
Запись [1910–1912 гг.]
Арх. № ф. 42, оп. 1 "г", ед. уч. 87 (пр. № Х-1375).
В следующий раз артист поразил публику, выступая в оперетте В.П. Валентинова «Ночь любви», где спел уже по собственной инициативе вставной номер – романс «Очи черные».
«Очи черные», романс (Ф. Герман, сл. Е.П. Гребёнки).
Запись [1910-е гг.]
Арх. № ф. 519, оп. 2 "м", ед. уч. 20 (1).
После этого М. Вавич получил ведущие роли во всех постановках труппы мецената П.В. Тумпакова – в опереттах «Гейша», «Король веселится», «Ярмарка невест» и др.
Молитва Музы «Аллах, спаси народ несчастный» из оперетты «Тайны гарема» (В.П. Валентинов).
Запись [1910–1912 гг.]
Арх. № ф. 86, оп. 1 "г", ед. уч. 79 (пр. № 8008).
Большой популярностью пользовались в то время модные сатирические музыкальные обозрения на злобу дня, которые регулярно шли в театре «Эрмитаж». Одно из них под названием «Москва ночью», в котором А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь сходили с пьедесталов своих памятников и отправлялись гулять по ночной столице. По воспоминаниям современников, А.С. Пушкина великолепно играл Михаил Вавич, а Н.В. Гоголя – другой известный артист оперетты, любимец публики Н.Ф. Монахов.
Однажды в Петербурге М.И. Вавич встретил другого популярного исполнителя русских и цыганских романсов – Юрия Спиридоновича Морфесси, который на протяжении многих лет стал его другом. Ю.С. Морфессии был неподражаемым исполнителем цыганских песен и романсов. Ему удалось увлечь М.И. Вавича новым жанром. Оба певца исполняли цыганский репертуар, переняв у цыган своеобразную манеру исполнения.
«Невечерняя», цыганская песня из музыки к пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп».
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1597 (пр. № G.C.-4-22315 (16268 b)).
М.И. Вавич даже сочинил собственный романс в псевдоцыганском стиле под названием «Грусть и тоска безысходная», который стал очень популярным.
«Грусть и тоска безысходная», романс (муз. и сл. М.И. Вавича).
Запись 1913 г.
Арх. № ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 1255 (пр. № Х-3-62132 (17004 b).
Больше он не сочинял, предпочитая исполнять чужие романсы.
«Среди лесов и поля», романс (муз. и сл. С.А. Алякринского).
Запись 1910 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1585 (4-22226 (1823 ae).
Однако, в отличие от Ю.С. Морфесси, который с 1912 г. полностью перешёл из оперетты на эстраду, М.И. Вавич сохранил верность оперетте и не ушел из любимого жанра.
Песня и куплеты Михаля «Я стар, прошел уж длинный путь», 2 д. из оперетты «Цыганская любовь» (Ф. Легар).
Запись 1910 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1564 (4-22108 (14991 b)).
Революционные события 1917 г. резко изменили судьбу артистов, многие из которых оказались в эмиграции за пределами своей Родины. Среди них оказался и Михаил Вавич.
Сначала певец уехал в Польшу, затем присоединился к эмигрировавшей из России известной труппе Никиты Балиева московского театра-кабаре «Летучая мышь» и отправился гастролировать с ней по европейским и западным странам, с успехом выступал в Румынии, Германии, Италии.
На некоторое время он задержался в Париже, выступая вновь вместе с Ю.С. Морфесси в ресторанах. И, наконец, уехал в США, где с 1925 г. дебютировал в качестве актера и начал сниматься в голливудских фильмах.
В 1929 г. артист приезжал в Ревель к брату Григорию, а после навестил в Риге сестру. Это была последняя встреча артиста с родиной.
«Утро туманное», романс (В.В. Абаза, сл. И.С. Тургенева).
Запись 1908 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1494 (G.C.-3-22843 (7978 L)).
Вернувшись в Америку, он вновь включился в работу в кино. Съемки до пяти фильмов в год отнимали у него много времени и сил.
Скончался артист в Лос-Анжелесе не дожив до 50 лет от сердечного приступа прямо в автомобиле, на котором ехал на съемочную площадку, чтобы участвовать в своем двадцать пятом американском фильме.
«Ямщик, не гони лошадей», романс (Я.Л. Фельдман, сл. Н.А. Риттера).
Запись 1916 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 87 (19423 b).
Материал подготовлен сотрудниками архива РГАФД
