Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Рассказы Старого Граммофона
Теги: Рассказы Старого Граммофона, Вавич М.И., Легар Ф., Валентинов В.П., Герман Ф., цыганская песня, Алякринский С.А., Радошевская А.И., Абаза В.В., Тургенев И.С., Фельдман Я.Л., Риттер Н.А.

Вавич Михаил Иванович - артист русской оперетты и голливудский актер

 

Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.

Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 


 

Вавич Михаил Иванович (1881 - 1930 гг) - известный артист эстрады и оперетты (бас).

Родился в Одессе, в дворянской семье выходцев из Черногории. Отец артиста князь Иван Вавич вынужден был эмигрировать в Россию в поисках «лучшей жизни» и поселился с семьей в Одессе.

Не известно, как сложилась бы судьба одного из его сыновей – Михаила, если бы не случайная встреча того с приехавшим в Одессу московским меценатом П.В. Тумпаковым, сумевшем разглядеть в провинциальном хористе – юноше с яркой сценической внешностью и голосом красивого, поставленным от природы тембром – будущую звезду. Меценат уговорил Михаила Вавича поехать с ним в Москву.

В столице свою артистическую карьеру Михаил начал очень удачно в 1906 г., исполнив в оперетте Ференца Легара «Веселая вдова» песенку «Качели» в постановке законодателя опереточной моды в России того времени режиссера А.А. Брянского. Стиль постановок этого режиссера отличался тем, что его не интересовали ни содержание оперетты, ни характер ее музыки, главным в его постановках было использование немыслимых эффектных трюков и вставных номеров. «Веселая вдова» шла с большим успехом за границей.

Взявшись за ее постановку в России, режиссер А.А. Брянский решил использовать в качестве вставного номера в эту оперетту песенку «Качели» на музыку немецкого композитора В. Холлендера, которую однажды слышал в берлинском мюзик-холле. В результате получился очередной китч. Но именно он принес Михаилу Вавичу, никому не известному ранее, скромному исполнителю, неожиданную славу. На сцене соорудили настоящие огромные качели. На них разместили артисток хора и балета, которых раскачивали позади стоявшие хористы. Сбоку стоял М. Вавич и пел эту самую песенку «Качели». Неожиданно молодого артиста с его мягким бархатным голосом и приятной манерой исполнения на фоне довольно бездарной общей постановки – заметили.

Наутро он проснулся знаменитым и вскоре покорил столичную публику. Выпущенные граммофонные пластинки с записью «Качелей» разнесли славу Михаила Вавича по всей России.

«Песня о качелях» (В. Холлендер), вставной номер из оперетты «Веселая вдова» Ф. Легара.
Запись [1910–1912 гг.]
Арх. № ф. 42, оп. 1 "г", ед. уч. 87 (пр. № Х-1375).

Время звучания: 
3 мин. 00 сек.

1_pesnya-o-kachelyah.mp3

В следующий раз артист поразил публику, выступая в оперетте В.П. Валентинова «Ночь любви», где спел уже по собственной инициативе вставной номер – романс «Очи черные».

«Очи черные», романс (Ф. Герман, сл. Е.П. Гребёнки).
Запись [1910-е гг.]
Арх. № ф. 519, оп. 2 "м", ед. уч. 20 (1).

Время звучания: 
2 мин. 00 сек.

2_ochi-chernie.mp3

После этого М. Вавич получил ведущие роли во всех постановках труппы мецената П.В. Тумпакова – в опереттах «Гейша», «Король веселится», «Ярмарка невест» и др.

Молитва Музы «Аллах, спаси народ несчастный» из оперетты «Тайны гарема» (В.П. Валентинов).
Запись [1910–1912 гг.]
Арх. № ф. 86, оп. 1 "г", ед. уч. 79 (пр. № 8008).

Время звучания: 
3 мин. 10 сек.

3_molitva-muzi.mp3

Большой популярностью пользовались в то время модные сатирические музыкальные обозрения на злобу дня, которые регулярно шли в театре «Эрмитаж». Одно из них под названием «Москва ночью», в котором А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь сходили с пьедесталов своих памятников и отправлялись гулять по ночной столице. По воспоминаниям современников, А.С. Пушкина великолепно играл Михаил Вавич, а Н.В. Гоголя – другой известный артист оперетты, любимец публики Н.Ф. Монахов. 

Однажды в Петербурге М.И. Вавич встретил другого популярного исполнителя русских и цыганских романсов – Юрия Спиридоновича Морфесси, который на протяжении многих лет стал его другом. Ю.С. Морфессии был неподражаемым исполнителем цыганских песен и романсов. Ему удалось увлечь М.И. Вавича новым жанром. Оба певца исполняли цыганский репертуар, переняв у цыган своеобразную манеру исполнения.

«Невечерняя», цыганская песня из музыки к пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп».
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1597 (пр. № G.C.-4-22315 (16268 b)).

Время звучания: 
2 мин. 33 сек.

4_nevechernyaya.mp3

М.И. Вавич даже сочинил собственный романс в псевдоцыганском стиле под названием «Грусть и тоска безысходная», который стал очень популярным.

«Грусть и тоска безысходная», романс (муз. и сл. М.И. Вавича).
Запись 1913 г.
Арх. № ф. 35, оп. 1 "г", ед. уч. 1255 (пр. № Х-3-62132 (17004 b).

Время звучания: 
2 мин. 37 сек.

5_grust-i-toska-bezishodnaya.mp3

Больше он не сочинял, предпочитая исполнять чужие романсы.

«Среди лесов и поля», романс (муз. и сл. С.А. Алякринского).
Запись 1910 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1585 (4-22226 (1823 ae).

Время звучания: 
2 мин. 57 сек.

6_sredi-lesov-i-polya.mp3

Однако, в отличие от Ю.С. Морфесси, который с 1912 г. полностью перешёл из оперетты на эстраду, М.И. Вавич сохранил верность оперетте и не ушел из любимого жанра.

Песня и куплеты Михаля «Я стар, прошел уж длинный путь», 2 д. из оперетты «Цыганская любовь» (Ф. Легар).
Запись 1910 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1564 (4-22108 (14991 b)).

Время звучания: 
2 мин. 11 сек.

7_pesnya-i-kupleti-mihalya.mp3

Революционные события 1917 г. резко изменили судьбу артистов, многие из которых оказались в эмиграции за пределами своей Родины. Среди них оказался и Михаил Вавич.

Сначала певец уехал в Польшу, затем присоединился к эмигрировавшей из России известной труппе Никиты Балиева московского театра-кабаре «Летучая мышь» и отправился гастролировать с ней по европейским и западным странам, с успехом выступал в Румынии, Германии, Италии.

На некоторое время он задержался в Париже, выступая вновь вместе с Ю.С. Морфесси в ресторанах. И, наконец, уехал в США, где с 1925 г. дебютировал в качестве актера и начал сниматься в голливудских фильмах.

В 1929 г. артист приезжал в Ревель к брату Григорию, а после навестил в Риге сестру. Это была последняя встреча артиста с родиной.

«Утро туманное», романс (В.В. Абаза, сл. И.С. Тургенева).
Запись 1908 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 1494 (G.C.-3-22843 (7978 L)).

Время звучания: 
2 мин. 40 сек.

9_utro-tumannoe.mp3

Вернувшись в Америку, он вновь включился в работу в кино. Съемки до пяти фильмов в год отнимали у него много времени и сил.

Скончался артист в Лос-Анжелесе не дожив до 50 лет от сердечного приступа прямо в автомобиле, на котором ехал на съемочную площадку, чтобы участвовать в своем двадцать пятом американском фильме.

«Ямщик, не гони лошадей», романс (Я.Л. Фельдман, сл. Н.А. Риттера).
Запись 1916 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1 "г", ед. уч. 87 (19423 b).

Время звучания: 
3 мин. 11 сек.

10_yamshik-ne-goni-loshadei.mp3


Материал подготовлен сотрудниками архива РГАФД

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?