Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Цикл: «Россия - страна басов»
  • Версия для печатиВерсия для печати
Теги: 
Рассказы Старого Граммофона, Рейзен М.О., Рейзен Марк, Мусоргский М.П., Глинка М.И., Яковлев М.Л., Шуберт Ф., бас
Рубрика: Рассказы Старого Граммофона

Марк Рейзен - Великий и незабываемый    

Рейзен Марк Осипович (1895 - 1992 гг.), выдающийся советский музыкант, оперный певец (бас). Марк Осипович родился 3 июля (21 июня) 1895 г. в еврейской семье в селе Зайцево Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии (в настоящее время в составе Горловки Донецкой области). Его отец Осип Матвеевич занимался погрузкой угля на близлежащей станции Никитовка, расположенной на пути к Кавказу. В семье было пятеро детей, четверо братьев и сестра. В доме музыку любили все. Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гитара и гармонь. На этих инструментах играли все дети. Очень весело бывало по вечерам, когда играл этот самодеятельный ансамбль.

В Первую мировую войну Марк Рейзен был зачислен в Финляндский стрелковый полк. Был дважды награжден и дважды ранен. Получил Георгиевские кресты III и IV степеней. О наградах Марк Осипович говорить не любил, держал их в шкафу и редко демонстрировал. На войне Марк Рейзен сдружился с корнетом Емельяновым, вместе с которым они задумали собрать оркестр народных инструментов. Командир полка поддержал эту идею. Народные и солдатские песни в их исполнении пользовались большим успехом в перерывах между боями. Но в 1917 г. начались активные боевые действия в Галиции. После первого же боя Марк Рейзен был тяжело ранен, направлен в госпиталь. В июне 1917 г. его демобилизовали и он уехал в Харьков. Ему было 22 года. Марк принял решение стать инженером, поступил в Харьковский технологический институт, не помышляя о карьере певца. Но по настоянию друзей все же попробовал свои силы и в 1917 г. поступил в Харьковскую консерваторию, где год учился у преподававшего там в это время итальянского певца и вокального педагога Федерико Бугамелли, который через год уехал на родину. Этот год учёбы с наставником очень много дал молодому певцу. Его голос приобрёл тембровость, мягкость и другие качества, которые М.О.Рейзен сохранил до старости. Ф.Бугамелли звал любимого ученика в Италию, обещал сделать звездой мировых сцен. Но Марк Рейзен остался в Харькове. Летом 1918 г. после окончания первого курса консерватории и Технологического института, занятия были прерваны на год из-за Гражданской войны на Украине.

В 1919 г. Марк с женой смогли получить жилье на окраине Харькова. Из-за бытовых неурядиц и тяжёлых болезней учёбу в консерватории пришлось на время оставить. Случай свёл Марка Рейзена с известным харьковским певцом Александром Яковлевичем Альтшулером и пианисткой Екатериной Васильевной Алчевской, родственницей выдающегося певца Ивана Алексеевича Алчевского. Благодаря их помощи молодой певец смог продолжить совершенствовать свой голос. Е.В.Алчевская аккомпанировала М.О.Рейзену на занятиях и на концертах, иногда переписывала для него ноты и помогала молодой семье решать бытовые проблемы. В этот период он много выступал на концертах с участием любителей и профессиональных певцов, пел в небольших местных театрах. Кроме песен и романсов он начал исполнять оперные арии и целые оперные сцены.

В 1921 г. после войны вновь открылся Харьковский оперный театр, где был поставлен «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. В этом спектакле Марк Рейзен впервые дебютировал, исполнив партию Пимена. Ему было тогда лишь 26 лет.

Монолог Пимена «Еще одно последнее сказанье» из 1 д. 1 картины оперы «Борис Годунов» (М.П.Мусоргский)
Запись 1930-50-х гг.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 38208

Время звучания: 
5 мин. 41 сек.

reizen_1._monolog_pimena.mp3

В Харьковском театре он работал с 1921 по 1925 гг. В начале 1925 г. он принял приглашение и перешёл в Мариинский театр в Ленинграде.

В 1929 г. певец гастролировал в Германии, Франции, Великобритании, Испании, Монте-Карло, записал в Лондоне на пластинку арию из оперы «Сальватор Роза» Антоньо Карлуша Гомеша. В 1930 гг. он вновь поехал на гастроли, побывал в Венгрии, Румынии и других странах. Гастроли имели большой успех. Критика назвала М.О.Рейзена достойным продолжателем лучших традиций русской вокальной школы и творчества Ф.И.Шаляпина.

Певец обладал уникальным, мощным, с мягким красивым тембром голосом и безупречной дикцией. Естественно, в Москве не могли не заметить исполнителя такого уровня, и его пригласили на гастроли в Большой театр, где он спел главную партию в качестве приглашенного певца в опере «Князь Игорь» А.П.Бородина. Присутствовавшему в правительственной ложе И.В.Сталину выступление певца очень понравилось. Он предложил М.О.Рейзену остаться в главном театре страны. Как известно, спорить с «вождем народов», при имени которого вздрагивало пол мира, дело рискованное. И хотя в Ленинграде у Марка Осиповича и его семьи была налаженная жизнь, пришлось сняться с места и срочно переехать в Москву. Так М.О.Рейзен с 1930 по 1954 гг. становится солистом Большого театра. Отныне вся его жизнь навсегда связана со сценой Большого. Здесь он получил три Сталинские премии (1941, 1949, 1951 гг.), три ордена Ленина (1937, 1951, 1976 гг.), орден Трудового Красного Знамени (1955 г.), орден Дружбы народов (1985 г.), звание народного артиста СССР (1937 г.).

Природа оказалась щедрой к Марку Осиповичу. Она дала ему роскошный, бархатный, завораживающий, голос, огромный рост, статную фигуру, величавую осанку, красивое, выразительное лицо. В Большом театре за 25 лет работы Марк Осипович исполнил все ведущие басовые партии в 13 операх. Это были: и коварный, насмешливый красавец Мефистофель, хитрый, поющий похвалу клевете Базилио, драматический образ человек из народа Иван Сусанин, благородный Гремин, мечущийся и страдающий Борис Годунов... Но самый яркий образ, созданный певцом - это Досифей из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». По силе художественного воздействия на публику это была самая яркая роль М.О.Рейзена. В ней раскрылись все особенности его дарования. Огромная мощь голоса, статная фигура, облаченная в черную рясу, медленная, уверенная поступь, властный жест производили огромное впечатление.

Сцена Досифея и раскольников из 5 д. оперы «Хованщина» (М.П.Мусоргский)
Запись 1950 г.
Арх.№ ф. 540, оп. 15 "г", ед. уч. 193

Время звучания: 
7 мин. 44 сек.

reizen_2._szena_dosifeya_i_raskolnikov.mp3

Яркие воспоминания оставила роль Фарлафа в опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Премьера этой оперы состоялась в Большом театре в 1948 г., и замечательный певец вновь поразил зрителей своим вокальным и актерским мастерством.

Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» из 2 д. 2 картины оперы «Руслан и Людмила» (М.И.Глинка)
Запись 1948 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 38208

Время звучания: 
3 мин. 16 сек.

reizen_3._rondo_farlafa.mp3

Верхние ноты в его исполнении звучали завораживающе мягко, близко по звучанию к виолончели. Грим и костюм к каждой партии певец подбирал сам на основе исторических источников. Он был блестящим актером, и в результате перед восхищенными зрителями появлялся на сцене образ, в котором сливались в единое целое жесты, музыка и голос. «Вынашивание создаваемого образа, – говорил М.О.Рейзен, – процесс очень длительный. Оно не заканчивается и тогда, когда спета премьера оперы. С каждым новым спектаклем находишь какие-то новые черточки и детали, которые углубляют создаваемый образ, делают его более многогранным, а, следовательно, и более художественным. Настоящая проверка образа – это только сцена, где окончательно формируется и совершенствуется роль».

Репертуар Марка Осиповича не ограничивался театральными спектаклями. Он выступал на радио, записывал пластинки, выступал в камерных концертах. Репертуар у него был обширнейший, включающий около ста пятидесяти русских и зарубежных романсов.

«Когда, душа, просилась ты», элегия (М.Л.Яковлев, перелож. М.И.Глинки, сл. А.А.Дельвига)
Запись 1939 г.
Арх.№ ф. 540, оп. 8 "г", ед. уч. 281 

Время звучания: 
3 мин. 13 сек.

reizen_4._kogda_dusca_prosilas_ty.mp3

С огромным удовольствием он пел русские народные песни.

«Прощай, радость», рус. нар. песня
Запись 1936 г.
Арх.№ ф. 540, оп. 4 "г", ед. уч. 296 

Время звучания: 
3 мин. 11 сек.

reizen_5._proschay_radosty.mp3

В годы Великой Отечественной войны Марк Рейзен выступал перед солдатами на фронте, пел для советских солдат в странах Восточной Европы в 1945-1946 гг.

Когда великий певец почувствовал, что его голос «гаснет», он ушел из театра. С 1954 г. он преподавал в Музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных, а с 1965 по 1970 гг. служил заведующим кафедрой сольного пения Московской консерватории. Потом певец ушел на покой. Неожиданно его голос вновь обрел прежнюю красоту и силу. В 85 лет он записал двойную пластинку с романсами и песнями С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, Р.Шумана, Ф.Шуберта.

«К музыке», романс (Ф.Шуберт, сл. Ф.Шобера, перев. М.Р.)
Запись 1980 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 61656-4 

Время звучания: 
3 мин. 01 сек.

reizen_6._k_muzyke.mp3

В 1985 г. в честь 90-летнего юбилея М.О.Рейзена Большой театр решил поставить «Евгения Онегина» П.И.Чайковского. Марка Осиповича спросили, сможет ли он высидеть в ложе всю оперу. На что тот ответил, что хочет спеть Гремина. Так в 90 лет, за 7 лет до смерти, Марк Осипович Рейзен вновь оказался на сцене Большого театра. Исполнение этой арии вошло в Книгу рекордов Гиннеса.

Умер Марк Осипович Рейзен 25 ноября 1992 г., не дожив трёх лет до своего столетия. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.


Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

 

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2018.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?