История отечественной звукозаписи и фоноархивистики

Веками ход истории запечатлялся знаком письменным, несущим сквозь время память о делах человеческих. Поэтому и выражение «голос истории» понимается обычно в духе бунинского «на мировом погосте звучат лишь письмена». Такие представления во многом справедливы, но вот уже более ста лет звучит над миром и живой голос музы истории Клио, обретенный ею декабрьским вечером 1877 года, когда Томас Эдисон впервые прослушал только что надиктованное им на восковой валик фонографа стихотворение о Мэри и ее овечке. Так родился фонодокумент, завоевавший в последующие годы огромную популярность и превратившийся в неотъемлемую часть общественного бытия. Таким образом, появился новый исторический источник, запечатляющий звуковой образ эпохи, новый объект приложения сил и знаний архивных работников.