Интервью с директором РГАФД

05.05.2014

Владимир Александрович Коляда дал интервью историческому порталу "Дилетант.ру". 

 

Diletant.ru: Как началась в нашей стране звукозапись?

Коляда В.А.: Звукозапись в нашей стране началась практически на следующий год после изобретения Томасом Эдисоном фонографа. В 1878 году работники московского отделения компании Эдисона проводили демонстрацию нового прибора, который произвел очень большое впечатление, когда впервые человек мог, наговорив какой-то текст, тут же прослушать сам себя. Это тогда произвело очень большой эффект. Особенно быстро поняли ценность фонографа специалисты, работавшие в области народной музыки, фольклора, лингвисты. Один из работников московской компании Эдисона Юлий Блок с фонографом стал ездить по стране. Он был первым, кто привез фонограф в Ясную поляну и сделал первую запись голоса Льва Николаевича Толстого. Также он начал в Москве видных деятелей тогдашней театральной сферы, некоторых литераторов. Фонограф был довольно компактный. И можно было его использовать в полевых условиях: в частности, старейшая часть коллекции нашего собрания – фоновалики, записанные Митрофаном Ефимовичем Пятницким в его экспедиции. Сейчас, естественно, они скопированы. Но как реликвия они, естественно, сохраняются.

 

Diletant.ru: Лично для вас какой период наиболее дорогой в смысле исторической ценности?

Коляда В.А.: Архивисты так не делят. Ценность историческая – и документ, записанный в 1902 году ,и в 2002, потому что мы работаем на историю. Естественно, даже в реестр уникальных документов внесены, например, те же фоновалики, записанные Пятницким. Это уже историческая реликвия... Естественно, они скопированы, оцифрованы, хранятся неприкасаемо. А по содержанию мы не проводим такой градации. Можно привести такой пример: в дореволюционном фонде были Шаляпин, Нежданова, но было еще много исполнителей, которые были культурной средой, были выдающиеся. Но важно сохранить и те голоса, которые были вокруг этого. Поэтому очень относительно все. И художественные записи, особенно музыкальные, - тут мы очень аккуратно подходим и воздерживаемся от категорирования "уникальные", "особо ценные".

 

Продолжение интервью с В.А. Колядой читайте на сайте "Дилетант.ру".