Фигнер Николай Николаевич - певец (тенор), вокальный педагог
Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.
Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.
Фигнер Николай Николаевич (1857-1918 гг.), певец (тенор), вокальный педагог, чье искусство сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра.
В конце XIX столетия на русской сцене появились выдающиеся мастера оперной реалистической школы, чьи имена и сейчас известны всему миру - Ф.И.Шаляпин, JI.В.Собинов. Однако за несколько лет до этого в российских театрах и концертных залах гремело имя другого знаменитого исполнителя - Николая Николаевича Фигнера, ставшего для многих русских певцов начала XX в. образцом для подражания. Стремительно войдя в артистическую жизнь России, певец сыграл огромную роль для искусства своей эпохи, которую нередко называли «эпохой Фигнера».
Николай Фигнер жил в очень сложное для России переломное время. Его блестящая творческая карьера началась в период царствования императора Александра III, в эпоху обострения социально-политических и экономических противоречий в России, а закончился путь знаменитого артиста в декабре 1918 г. в Киеве, в разгар Гражданской войны. Феноменальный успех певца к концу жизни сменился почти полным забвением.
Николай Фигнер родился 21 февраля 1857 г. Отец - Николай Александрович Фигнер (1817-1870 гг.), штабс-капитан в отставке с 1847 г., служил в Тетюшском уезде Казанской губернии по ведомству Министерства государственных имуществ, получил чин губернского секретаря, затем лесничим в Тетюшском и Мамадышском лесничествах. Был женат на Екатерине Христофоровне Куприяновой (1832-1903 гг.). Всего в семье было шестеро детей.
Николай сначала учился в казанской гимназии. Но, провалил переходные экзамены, после чего был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге, куда он поступил 11 сентября 1874 года. Оттуда через четыре года был выпущен гардемарином.
Зачисленный во флотский экипаж, был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 году был произведен в мичманы, а 9 февраля 1881 г. его уволили по болезни со службы в чине лейтенанта.
Вскоре Николай влюбился в гувернантку адмирала Шмидта Марию-Луизу Кельберг, в семью которого он был вхож. Вопреки правилам военного ведомства он решил жениться без разрешения начальства, тайно увез Луизу и обвенчался с ней. С военной карьерой пришлось расстаться.
Неожиданно он решил стать певцом. Отправился в Петербургскую консерваторию, где известный преподаватель пения И.П.Прянишников взял Николая к себе в класс. Однако И.П.Прянишников, а затем и знаменитый педагог К.Эверарди уверяли начинающего артиста в том, что у него отсутствует талант вокалиста и советовали отказаться от этой затеи. Но Николай Николаевич продолжал верить в свою мечту.
Воспользовавшись предложенными ему субсидиями, он вместе с Луизой, которая уже ждала ребенка, уехал учиться в Италию. Он занимался в Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти и хормейстера Дерокзаса, который взял Николая на полное иждивение и в шесть месяцев подготовил к сцене. В 1882 г. Н.Н.Фигнер дебютировал в Неаполе в опере «Филемон и Бавкида» Ш.Гуно, в спектакле, поставленном в частном кругу. Затем в открытом спектакле молодой артист успешно исполнил партию Фауста в одноименной опере Ш.Гуно. Так в 1882 г. начался пятилетний зарубежный период артистической карьеры Н.Н.Фигнера. В 1883 г. он пел с успехом в Милане в опере «Фра-Дьяволо».
Он начал петь на тех же подмостках, на которых выступали знаменитые оперные корифеи. Николай Николаевич учился у них, внимательно анализировал собственные возможности. Он прекрасно понимал, что только вокальных данных не достаточно, они имеют определенные границы возможностей. Необходимо вырабатывать собственную, глубоко индивидуальную манеру исполнения.
Николай Николаевич обратил внимание на две особенности исполнения итальянскими оперными певцами того времени. Во-первых, они почти не владели речитативом, чаще всего не придавая ему большого значения. И во-вторых, они не любили петь в партнерстве, ансамбле, пели почти всегда полным голосом, чтобы было слышно именно их, не особо обращая внимание на других певцов. Подобное исполнение часто шло вразрез с желаниями композитора.
Первым делом, Н.Н.Фигнер сделал ставку на четко произнесенное слово, на подачу речитативов. Газета «Ривиста» в 1883 г. писала:
«Тенор Фигнер, хотя и не обладает голосом большого диапазона, привлекает богатством фразировки, безупречной интонацией, изяществом исполнения и больше всего красотой высоких нот, которые звучат у него чисто и энергично, без малейшего усилия». И далее газета отмечала: «Певец еще молод. Но благодаря уму и прекрасным качествам, которыми щедро одарен, он сможет - при условии тщательно подобранного репертуара - далеко продвинуться на своем пути».
После гастролей по Италии Н.Н.Фигнер выступал в Испании, совершил турне по Южной Америке. Затем последовали выступления в Англии. В течение пяти лет (1882-1887 гг.) он становится одной из заметных величин в европейском оперном театре того времени.
Постепенно брак с Луизой распался. В гастрольных поездках он встретился с молодой, но уже очень известной итальянской певицей Медеей Мей. Завязался страстный роман. В Италии Николай Николаевич и Медея Фигнер приобрели виллу, которую часто посещали будущие звезды русской сцены Л.В.Собинов, А.Д.Вяльцева, знаменитые композиторы Дж.Пуччини и Дж.Верди.
В 1887 г. их обоих пригласили в Мариинский театр на невиданно выгодных условиях. Николай Николаевич принял условия контракта, и вместе Медеей приехал в Петербург. Вскоре Медея стала его женой. Супружеская пара образовала идеальный вокальный дуэт, который долгие годы украшал столичную оперную сцену.
Дуэт Маргариты и Фауста в темнице «Далёко, далёко» из 3 д. оперы А.Бойто «Мефистофель»
Исп. М.И.Фигнер (сопрано) и Н.Н.Фигнер (тенор)
Запись 1901 г.
Арх.№ ф. 4, оп. 10 «г», ед. уч. 38 (пр.№ М10-45191 (24060))
В апреле 1887 г. певец впервые вышел на сцену Мариинского театра в партии Радамеса в опере Дж.Верди «Аида». С этого момента до 1904 г. оставался ведущим солистом труппы.
Артистическим талантом Н.Н.Фигнера восхищался П.И.Чайковский, посвятивший ему шесть романсов, опус 73. Особенно выразительно его драматическое искусство проявилось в партии Германа в «Пиковой даме», которую П.Чайковский написал специально для Николая Николаевича. С 1890 по 1900 гг. в русских театрах, по признанию современников, в партии Германа Н.Н.Фигнера никто не мог превзойти. Пётр Ильич надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора». Н.Н.Фигнер стал первым из русских оперных певцов, соединившего драматическое, сценическое, актерское дарование и вокальное исполнение в единую систему оперного действия.
Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из 2 картины 1 д. оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»
Запись 1901 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 63455 (пр.№ М10-45314 (22618))
«Страшная минута», романс, соч. 28 № 6 (муз. и сл. П.И.Чайковского)
Запись 1901 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 63455 (пр.№ М10-45314 (22554))
Столь же блестящим и правдивым было его исполнение ролей Канио в опере Р.Леонкавалло «Паяцы» и Хозе в опере Ж.Бизе «Кармен».
Ариозо Канио «Смейся, паяц» из 1 д. оперы Р.Леонкавалло «Паяцы»
Запись 1901 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 63455 (пр.№ М10-45314 (3-22706))
По выражению музыкального критика В.П.Коломийцева, Н.Н.Фигнер за свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге спел очень много партий. Особенно ему удавался репертуар «плаща и шпаги», образ героя сильного, страстного и эффектного. «Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Вообще, если быть справедливым и беспристрастным, то следует сказать, что разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создает их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором… Но в чем Фигнер оставлял поистине неизгладимое впечатление, так это в партиях Рауля в «Гугенотах» Мейербера и Отелло в опере Верди. В этих двух операх он много раз доставлял нам громадное, редкое наслаждение».
Ария Отелло «Прощание со славой» из 2 д. оперы Дж.Верди «Отелло»
Запись 1901 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 63455 (пр.№ М10-45313 (22597))
Речитатив и романс Рауля «Все прелесть в ней» из 1 д. оперы Дж.Мейербера «Гугеноты»
Запись 1903 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 63455 (пр.№ М10-45313 (022000))
Николай Николаевич в совершенстве знал все недостатки и достоинства своего голоса, умело скрывал первые и самым выгодным образом использовал вторые. Главным в его творчестве стала художественная выразительность. Н.Н.Фигнер был одним из первых теноров своего времени, поставившего перед собой цель абсолютной гармонии всех компонентов роли - вокала, внешности и драматического исполнения. Он часто становился лидером спектакля, что побуждало партнеров по сцене выкладываться на все сто процентов. Тем самым осуществлялось необходимое равновесие вокально-драматического ансамбля солистов и всего спектакля в целом. Оперы в постановке Мариинского театра фигнеровской эпохи представали перед русскими зрителями именно в том виде, как их задумывали композиторы.
В 1895 г. Н.Н.Фигнер получил звание Солиста Его Величества. С 1912 г. - действительный статский советник.
В 1904 г. произошел разрыв отношений с Медеей. Николай Николаевич очень тяжело перенес развод. Ему оказалось невозможно выступать вместе с ней на одной сцене. И Николай Николаевич ушел из театра. В 1907 г. состоялся его прощальный бенефис. «Русская музыкальная газета» в этой связи писала: «Его звезда взошла как-то внезапно и сразу же ослепила и публику, и дирекцию, и, еще более того, высшее общество, благоволение коего подняло артистический престиж Фигнера на высоту, до тех пор неизведанную русскими оперными певцами… Фигнер ошеломил. Он пришел к нам если не с выдающимся голосом, то с удивительной манерой приспособить партию к своим вокальным средствам и еще более удивительной вокальной и драматической игрой».
Предсмертная ария Каварадосси «В небе звезды горели» из 3 д. оперы Дж.Пуччини «Тоска»
Запись 1907 г.
Арх.№ ф. 4, ед. уч. 63455 (пр.№ М10-45313(3-22705))
Завершив карьеру певца, Н.Н.Фигнер стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились его незаурядные режиссерские способности.
После Октябрьской революции 1917 г. Н.Н.Фигнер оказался на Украине, где преподавал пение вплоть до своей кончины.
Николай Николаевич Фигнер ушел из жизни 13 декабря 1918 г. Похоронен певец в Киеве на Байковом кладбище. На его надгробии помещен портрет артиста в роли Отелло из одноимённой оперы Дж.Верди.
Его современники с огромной теплотой вспоминали артиста. Его друг Леонид Витальевич Собинов писал:
«Силой слова, облеченного в красоту звука, ты умел трогать человеческую душу и заставлял звучать в ней лучшие благородные чувства. Под чарами твоего таланта трепетали даже холодные, зачерствевшие в будничной суете сердца и проливали теплые слезы умиления. Этих минут великого подъема и высшей красоты не забудет, кто хоть раз слышал тебя - не забудет их и твой старый благодарный поклонник и товарищ, Леонид Собинов».
