Jump to navigation

Российский государственный архив фонодокументов
Российский государственный
архив фонодокументов
  • ОБ АРХИВЕ
  • УСЛУГИ
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • Поиск по сайту
  • Об архиве
    • История архива
      • Видеоролик об архиве
    • Структура архива
    • Устав архива
    • Пресса о РГАФД
    • Контактная информация
    • Схема проезда
  • Услуги
  • Читальный зал
    • Порядок использования архивных документов в читальном зале
  • Новости
  • Звуковой календарь
  • Рубрики
    • Новости
    • Звуковой календарь
    • Москва и москвичи
    • Театр в звуке
    • Архивные редкости
    • Рассказы Старого Граммофона
    • Устная история
    • История отечественной звукозаписи и фоноархивистики
  • Фонды РГАФД
    • Список фондов
    • Георгий Карпович Териков
    • Евгениия Васильевна Алтухова
  • Научно-справочный аппарат
    • База данных РГАФД
    • Обзоры фондов
      • Из истории отечественной звукозаписи и фоноархивистики
      • Гостелерадио СССР
      • Фирмы грампластинок до 1917 года
      • Личные фонды
      • Ранние советские грамзаписи
      • Зарубежные грамзаписи
      • Грамзаписи производителей местной промышленности
        • Фонд № 645. «МСХМ СССР. Завод имени Кирова «Кама»
        • Фонд № 408. «Фабрика № 1 «Пластмасс» ММП РСФСР»
        • Фонд № 409. «Фабрика № 3 «Пластмасс» треста Мосгорхимпластмасс ММП РСФСР»
        • Фонд № 632. «Студия звукозаписи. Москворецкий трест Местной промышленности Мосгорисполкома»
        • Фонд № 498. «Фабрика «Авангард» Леноблкужда Балтийской железной дороги»
        • Фонд № 636. «Местная промышленность Латвийской ССР»
        • Фонд № 637. «Завод изделий бытовой химии г. Каунас Литовской ССР»
        • Фонд № 638. «Промкомбинат Кагановичского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 695. «Промкомбинат Киевского района г. Харьков. ММП УССР Облместспецпром»
        • Фонд № 696. «УРСР – Харьковский РАДНАРГОСП. Завод «Харпластмасс»
      • Фонды библиотек
        • Фонд № 768. «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова»
      • Фонды музеев
        • Фонд № 32. «Государственный культурный центр – музей В.С.Высоцкого. «Дом Высоцкого на Таганке»
        • Фонд № 365. «Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера»
        • Фонд № 502. «Национальный музей памяти жертв нацизма в Вашингтоне»
        • Фонд № 566. «Мемориальный музей-квартира Е.Ф.Гнесиной»
        • Фонд № 584. «Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки»
        • Фонд № 618. «Театральный музей им. А.А.Бахрушина»
      • Фонды научных организаций и государственных учебных заведений
      • Фонды общественно-политических организаций
      • Фонды благотворительных организаций
        • Фонд № 541 «Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова»
        • Фонд № 542 «Международный Благотворительный Фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева»
        • Фонд № 598 «Благотворительный Фонд отечественного культурного наследия "Незыбытые имена"»
      • Фонды религиозных организаций
      • Фонды зарубежных фирм грамзаписи 1906-1914 гг.
      • Фонды СМИ
      • Фонды творческих организаций
        • Фонд № 176. «Центральный дом кинематографистов (ЦДК)»
        • Фонд № 196. «Центральный дом журналистов (ЦДЖ)»
        • Фонд № 550 «Клуб любителей русского романса при ЦДА им. А.А. Яблочкиной "Хризантема"»
        • Фонд № 806 «Культурный центр " Дом-музей Марины Цветаевой"»
      • Фонды театров
        • Фонд № 615 «Государственный академический Малый театр»
        • Фонд № 616. «Белорусский академический театр им. Я. Купалы»
        • Фонд № 617. «Театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург)»
        • Фонд № 635. «Московский театр "Современник"»
        • Фонд № 709. «Московский еврейский театр "Шалом"»
        • Фонд № 731. «Московский театр сатиры»
        • Фонд № 732. «Театральная компания С.А. Виноградова»
        • Фонд № 733 «Московский театр под руководством О.П. Табакова»
        • Фонд № 734. «Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова»
        • Фонд № 735. «Московский театр – "Школа современной пьесы"»
        • Фонд № 736. «Государственный академический театр им. Моссовета»
        • Фонд № 737. «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»
        • Фонд № 738. «Государственный академический Большой театр России»
        • Фонд № 739. «Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова»
        • Фонд № 740. «Московский театр "Мастерская Петра Фоменко"»
        • Фонд № 741. «Московский художественный академический театр им. А.П. Чехова»
        • Фонд № 742. «Московский театр "Сатирикон" им. А.И. Райкина»
        • Фонд № 743. «Театр на Малой Бронной»
        • Фонд № 744. «Московский театр им. М.Н. Ермоловой»
        • Фонд № 745. «Московский театр "Et Cetera"»
        • Фонд № 746. «Московский театр "Ленком"»
        • Фонд № 749. «Центральный академический драматический театр Советской Армии»
        • Фонд № 750. «Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели»
        • Фонд № 752. «Московский театр "Около дома Станиславского"»
        • Фонд № 753. «Центр им. Вс. Мейерхольда»
        • Фонд № 754. «Государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова»
        • Фонд № 755. «Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина»
        • Фонд № 756. «Академический Малый театр Европы»
        • Фонд № 211. «Театр песни "Время"»
        • Фонд № 568 «Российский академический молодежный театр»
      • Фонд "Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)"
      • Фирма грамзаписи “Мелодия”
        • Пластинки 1952-1963 гг.
        • Пластинки 1964-1969 гг.
        • Пластинки 1969-1974 гг.
        • Пластинки 1975-1978 гг.
        • Пластинки 1979-1980 гг.
        • Пластинки 1981-1991 гг.
          • I. Оперная музыка
            • Полные записи
            • Оркестровые фрагменты оперной музыки
            • Оперные арии
          • II. Вокально-камерная музыка
          • III. Хоровая музыка
          • IV. Вокально-симфоническая музыка
          • V. Балетная музыка
          • VI. Симфоническая музыка
            • Концерты для инструмента с оркестром
            • Симфонические произведения
          • VII. Камерно-инструментальная музыка
          • VIII. Оперетта
            • Полные записи
            • Арии
            • Дуэты
            • Фрагменты оперетт
          • IX. Легкая оркестровая и танцевальная музыка
          • X. Музыка из кинофильмов
          • XI. Песни
            • Солисты
            • Дуэты, ансамбли, группы, хоровые коллективы
          • XII. Народная музыка
          • XIII. Мюзиклы
          • XIV. Театральные и эстрадные записи
            • Полные записи
            • Фрагменты
          • XV. Декламации
            • Чтение авторами своих произведений
            • Чтение произведений других авторов актерами, чтецами и т.д.
          • XVI. Инсценировки
          • XVII. Композиции
          • XVIII. Гимны
          • XIX. Речевые записи
          • XX. Лекции
          • XXI. Колокольные звоны
          • XXII. Учебные записи
          • XXIII. Другие записи
      • Внешнеторговое объединение «Международная книга»
      • Грампласттрест Наркомата тяжелой промышленности
        • История фонда № 540
        • Пластинки 1935-1947 гг.
        • Пластинки 1947-1953 гг.
        • Пластинки 1953-1960 гг.
        • Пластинки 1960-1969 гг.
    • Внутриархивные справочники
    • Тематические каталоги
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Локальные нормативные акты и иные документы РГАФД в сфере противодействия коррупции
        • Кодекс этики и служебного поведения работников РГАФД
        • Антикоррупционная политика в РГАФД
        • Положение о конфликте интересов в РГАФД
        • Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в РГАФД
        • Приказ РГАФД о порядке сообщения работниками ФКУ «Российский государственный архив фонодокументов» о получении подарка
    • Формы документов, связанных с противодействием, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • 2016 г.
      • 2015 г.
      • 2014 г.
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
      • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Вопрос – Ответ
  • Карта сайта
 
  • ЗВУКОВОЙ КАЛЕНДАРЬ
  • РУБРИКИ
  • ПРОЕКТЫ
  • НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Вы здесь

Главная » Рубрики » Рассказы Старого Граммофона
Теги: Медея Фигнер, Фигнер, Париж, певица, сопрано, Флоренция, меццо-сопрано, Амадея Мей Джоваиде, Гамлет, Виктор Морель, опера, Сафо, Пачини, Ла Скала, Анджело Мазини, Маттиа Баттистини, Франческо Таманьо, Бизе, Кармен, Николай Фигнер, Фаворитка, Доницетти, Петербург, Кондратьев Г.П., Гугеноты, Мейербер, Мариинский театр, Евгений Онегин, тКарузо, шаляпин, Леонид Собинов, Хулиан Гайарре, Франсишку д’Андради, Антонио Тамбурини, Чайковский, Пиковая дама, Иоланта, Опричник, Направник, Дубровский, Франческа да Римини, Гарольд, Массне, Вертер

Фигнер Медея Ивановна - итальянская и русская певица

 

Здравствуйте, мои дорогие любители музыки! Давненько я не баловал Вас своими рассказами… Но я времени зря не терял. Покопался в своих архивах, журналах, книжках. Сколько же всего интересного я нашел, о скольких интересных историях мне сразу же захотелось Вам рассказать! Годы уходят, лица и имена стираются из людской памяти… И только старая граммофонная пластинка, тихо шурша, возвращает нас в прошлое.

Вот про такую забытую страничку русской истории я хочу Вам рассказать.

 


 

Медея Ивановна Фигнер (1859, по другим сведениям 1858 или 1860, Флоренция — 1952 гг., Париж), итальянская и русская певица (сопрано). 

Являлась одной из самых знаменитых итальянских певиц рубежа 19 - 20 веков, чьей второй родиной стала Россия. В числе самых знаменитых русских певцов ее мраморный бюст работы Р. Романелли украшает одно из фойе Мариинского театра, на сцене которого примадонна блистала четверть века. 

Урождённая Амадея Мей Джоваиде родилась во Флоренции 4 марта 1859 года в очень дружной, но небогатой семье. Семья жила скромно, и маленькая Медея ни разу не была в театре. Однако уже в раннем возрасте проявляла артистический талант. Мей обожала свою мать. Но мама умерла, когда девочке исполнилось девять лет. Эта трагедия мучительно сказалась на ее душевном состоянии. Спас ситуацию старший брат Франческо, который обожал музыку и театр. Когда Медее исполнилось двенадцать, Франческо на заработанные деньги повел сестру в театр. Впервые ощутив аромат сцены, та потеряла голову. Как писала позже сама певица: «Я бредила театром, музыкой, я целыми днями по слуху пела отрывки слышанной оперы... Мне казалось, что лучше пения ничего нет на свете и что я должна быть непременно певицей».

Но отец Медеи хотел видеть девочку учительницей. Домашнюю коллизию разрешил брат матери, гитарист и поэт-импровизатор. Он отвел племянницу на прослушивание в консерваторию. Но профессора отказали ей в приеме на обучение на том основании, что девочка даже не знает нот. Расстроенная отказом, Медея не отступилась от своей мечты. Она быстро освоила ноты, много репетировала, приводя в восторг пением жителей и прохожих своей улицы. Упорство девочки было вознаграждено. В четырнадцать лет Медею зачислили в консерваторию в класс сольного пения знаменитого педагога Альбино Бьянки. Позднее она училась у Генриха Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки. Ее голос, обладавший густым тембром и великолепным нижним регистром стал причиной того, что специалисты квалифицировали его как меццо-сопрано. Именно в этом амплуа юная певица дебютировала на итальянской сцене, в том числе в Реквиеме Дж. Верди, а затем в его же опере «Трубадур».  Произошло это в местечке Синапунга близ Флоренции. Восхищенные ее талантом слушатели выпустили в зал стаю белых голубей. Так, по старой традиции, восхищенная Италия отметила рождение новой оперной звезды.  

В тот же год в Неаполе дебютировал брат Медеи Франческо. К сожалению, эпидемия тифа, свирепствовавшая в тот год в Италии, навсегда лишила его голоса. Медея была потрясена и поклялась себе обеспечить безбедное существование своих родных. И слово она сдержала. Антрепренеры наперебой стали предлагать ей выгодные контракты. Через год она уже выступала на главной флорентийской сцене, в театре «Пергола», где приняла участие в постановке оперы «Гамлета» А. Тома, где ее партнером был французский певец Виктор Морель. Позднее Мей пела на сценах в Турине, Модене, Генуе. В Ницце она впервые исполнила заглавную сопрановую партию в опере «Сафо» Дж. Пачини.

К 1887 году молодая певица выступала на всех ведущих сценах, включая миланский «Ла Скала», много пела в Испании. Именно там судьба свела Мей с корифеями итальянской оперы Анджело Мазини и Маттиа Баттистини. В 1884-м и 1886-м годах певица совершила многомесячные турне по странам Южной Америки, где выступала на сценах Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сан-Пауло. Там ее партнером в нескольких спектаклях был Франческо Таманьо. В поездках в Латинскую Америку произошел окончательный переход певицы из амплуа меццо-сопрано на партии драматического сопрано, хотя некоторые меццовые роли она сохранила в своем репертуаре на всю жизнь, например партию Кармен из оперы Ж. Бизе «Кармен». За 12 лет карьеры ею было спето множество ролей, покорены лучшие мировые оперные сцены.  Все предвещало, что молодая примадонна по праву будет занимать достойное место среди лучших итальянских вокалистов второй половины 19 века. 

Но судьба распорядилась иначе. Встреча на гастролях в Болонье с русским тенором Николаем Фигнером совершенно изменила жизнь молодой итальянки. С ним Амадея Мей пела в «Фаворитке» Г. Доницетти, где исполняла заглавную партию Леоноры. Вспыхнувшая любовь, страсть и напор русского певца буквально не оставили ей выбора. Вместе с Фигнером Медея Мей уехала в Россию.

Николай Николаевич способствовал приглашению молодой итальянки в Петербург. Весной 1887 года режиссёр Императорской Санкт-Петербургской Русской оперы Г.П. Кондратьев пригласил артистическую пару выступить на главной оперной сцене России. Певица получила предложение от режиссера спеть партию Валентины в новой постановке «Гугенотов» Дж. Мейербера на сцене Мариинского театра. Медея Мей, партнёрша Николая Фигнера по этому спектаклю, имела в России оглушительный успех и стала штатной солисткой императорской сцены. В то время она не знала русского языка и пела на итальянском в течение первых двух петербургских сезонов. Но в конечном итоге блестяще овладела русским языком, приняла православие и вышла замуж за Николая Фигнера 20 февраля 1889 года. 

Много лет спустя певица вспоминала: «Еще до моего дебюта я несколько раз слышала новую для меня русскую музыку в опере «Евгений Онегин». Я была очарована изящным, благородным стилем музыки. И, конечно, далека от мысли, что именно эта опера будет первой русской оперой, которую мне придется петь. Мысль о том, что я останусь в России и буду русской певицей, мне и в голову не приходила. Непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной!».

После заключения брака с Николаем Фигнером певица взяла его фамилию. Под именем Медея Ивановна Фигнер она и войдет в историю русского вокального искусства. И хотя брак певцов в конечном итоге распался, Медея до конца жизни носила фамилию мужа. В Италии певица оставила двоих детей, так же, как и Н.Н. Фигнер оставил своего ребёнка от предыдущего брака. Вскоре у супругов Фигнер появились два мальчика погодки Георгий и Николай и с перерывом в два года две девочки Лидия и Евгения. 

Супруги Фигнер являлись одними из самых высокооплачиваемых российских исполнителей. С обоими был заключен неслыханно выгодный контракт. Такие гонорары получали только лучшие солисты Императорской Мариинской оперы. Они гастролировали во многих городах - Москве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, Туле, Кишинёве и за границей: в Лондоне в 1887 году, Южной Америке в 1903 году совместно с Э. Карузо, Японии, Берлине. Дважды в год Фигнеры давали большие концерты в Петербургском здании Дворянского собрания, сборы от которых шли на благотворительные цели. Среди ее партнеров по сцене были Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов, Хулиан Гайарре, Франсишку д’Андради, Антонио Тамбурини. 6 декабря 1894 года Медея Ивановна и Николай Николаевич были удостоены звания Солистов Его Величества.

Творчество четы Фигнер высоко ценил Пётр Ильич Чайковский, который написал роли Германа и Лизы в опере «Пиковая дама» именно в расчете на их вокальные данные. По воспоминаниям М. Фигнер, занятия с П.И. Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Супруги Фигнер выступали на премьере этой оперы 19 декабря 1890 года, после репетиции под личным наблюдением П.И. Чайковского. 

Ариозо Лизы из 6 картины 3 д. оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» 
Запись 1901 г.

Арх.№ ф. 4, оп. 10 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
3 мин. 25 сек.

medeya_figner-1._ariozo_lizy.mp3

В это время Медея была на ранних стадиях беременности. В 1891 году, когда она была уже неспособна продолжать появляться на сцене, Николай отказался петь без нее с другой певицей. Опера была удалена из программы театра, пока Медея не смогла возвратиться на сцену. 

6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере П.И. Чайковского «Иоланта». П.И. Чайковский до конца своей жизни оставался поклонником таланта певицы. После его смерти, 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П.И. Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории.

Медея Фигнер участвовала в возобновлении «Опричника» П.И. Чайковского на сцене Мариинского театра в 1897 году, в этой же опере артистка впервые выступила вместе с Ф.И. Шаляпиным в 1900 году.

Помимо опер П.И. Чайковского Медея Фигнер была также первой исполнительницей в операх Э.Ф. Направника, она была первой Машей в его «Дубровском» и первой Франческой в его же «Франческе да Римини». 

Колыбельная песня Адели из 5 д. оперы Э.Ф. Направника «Гарольд» 
Запись 1902 г. 

Арх.№ ф. 4, оп. 10 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
2 мин. 54 сек.

medeya_figner-2._kolybelnaya_pesnya_adeli.mp3

Медея Фигнер являлась обладательницей необыкновенного голоса широкого диапазона тёплого, мягкого тембра с лёгким звучанием верхних нот и бархатным нижним регистром. Русская публика обожала певицу. Когда в 1895 году, после рождения четвертого ребенка, артистка тяжело заболела, Николаевский вокзал, куда ее доставили из деревни, был не в состоянии вместить всех сочувствующих. Медея Ивановна вспоминала: «Во время этой болезни я еще глубже поняла, как тепло относится ко мне русская публика... Сколько народу было на станции, когда встречали меня, несомую на носилках, сколько плачущих лиц... а какая масса внимания, пока я лежала дома: мне присылали образа, просфоры, цветы...».

Большое внимание певица уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами известной певицы и вокального педагога, своей соотечественницы Каролины Ферни-Джиральдони, также обосновавшейся в Петербурге. 

Однако не все разделяли трактовку Медеей Фигнер русской музыки. В ее трактовке оперных партий русских композиторов было слишком много черт южного итальянского темперамента. Как отмечали критики, ей не давалась русская простота, задушевность, мягкая теплота, которая отличала отечественных исполнителей. При этом, обладая выдающимся голосом и прекрасной вокальной школой, исполняя партии в зарубежных операх, она блистала в полной мере. 

Ариозо Шарлотты из 3 д. оперы Ж. Массне «Вертер» 
Запись 1901 г.

Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
2 мин. 17 сек.

medeya_figner-3._ariozo_sharlotty.mp3

Медея Фигнер была первой Сантуццей в «Сельской чести» П. Масканьи на русской сцене (1892 г.), Шарлоттой в «Вертере» Ж. Массне (1896 г.), Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Неддой в «Паяцах» Р. Леонкавалло. Одной из лучших партий певицы была Кармен в опере Ж. Бизе «Кармен», где ее трактовка резко отличалась от интерпретации этого образа знаменитой испанской певицей Марией Гай. 

Цыганская песня Кармен из 2 д. оперы Ж. Бизе «Кармен» 
Запись 1902 г.

Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
2 мин. 06 сек.

medeya_figner-4._cyganskaya_pesnya_karmen.mp3

В репертуаре Медеи Фигнер была партия Тоски в опере Дж. Пуччини. Партии Мими и Тоски певица готовила под руководством Дж. Пуччини, специально для этого приезжая к нему в Италию. Для изучения вагнеровского репертуара Фигнер неоднократно ездила в Байрейт, Дрезден и Мюнхен. 

Ариозо Тоски из 2 д. оперы Дж. Пуччини «Тоска»

Запись 1901 г.

Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
3 мин. 06 сек.

medeya_figner-5._ariozo_toski.mp3

Оперой «Тоска» начались в 1903 году ее гастроли в Буэнос-Айресе и Монтевидео, где ею были исполнены также заглавные партии в «Джоконде» А. Понкьелли и в «Адриенне Лекуврер» Ф. Чилеа, Маргарита в «Мефистофеле» А. Бойто. Всеми спектаклями дирижировал Артуро Тосканини, среди партнеров был Энрико Карузо. 

В 1906 году Медея Фигнер исполнила партию Донны Анны в «Дон Жуане» В.-А. Моцарта в спектакле Мариинского театра, посвященном 150-летию со дня рождения композитора. Вместе с Ф.И. Шаляпиным артистка выступила в 1904 году на благотворительном спектакле в оперетте Р. Планкетта «Корневильские колокола». 

Часто выступала Медея Фигнер в Одессе, в Москве. В 1904 году певица провела успешные гастроли в Киеве. В 1907 году, после чествования в Мариинской опере по случаю двадцатилетия работы в этом театре, она провела ряд выступлений в партии Кармен в Баку и Тифлисе. В 1908 году М. Мей-Фигнер приняла участие в пяти спектаклях русской оперы в Берлинском театре «Кролль». По приглашению труппы Итальянской оперы артистка исполняла партию Леоноры в «Фаворитке» в театре Петербургской консерватории в 1910 году. 

К сожалению, семейная жизнь творческой пары к 1903 году дала трещину. Николай Николаевич любил помечтать о том, как состарясь и оставив сцену, будет ходить в театр на своего любимого «Евгения Онегина» в составе: Онегин – Георгий Фигнер, Ленский – Николай Фигнер, Татьяна – Лидия Фигнер и Ольга – Евгения Фигнер. Казалось, ничто не предвещало бурю. Но вмешался случай. Николай Николаевич для поддерживания голоса в форме выписал из Италии профессор Марти. У него же стала брать уроки и Медея Ивановна. Профессор был молод, хорош собой, да и к тому же в недавнем прошлом с успехом выступал на оперных сценах. Занятия маэстро с ученицей становились все более частыми, продолжительными и закончились бурным романом. Разразился скандал. Профессор спешно уехал на родину, но отношения между супругами уже обострились на столько, что им стало опасно выступать вместе. Однажды в финале оперы «Кармен» «Николай Николаевич так вошел в свою роль, — записала потом дочь певцов Евгения, — так переживал на сцене свои страдания, что забылся в последнем акте и порезал ножом платье и корсет моей матери и чуть не убил ее на самом деле. Публика, которая была в курсе нашей семейной трагедии, переживала трагедию вместе с актерами и понимала, что на сцене творится что-то неладное».  

М.И. Фигнер и Н.Н. Фигнер (тенор) - романс «Не искушай меня без нужды»

М.И. Глинка, сл. Е.А. Баратынского
Запись 1901 г.

Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
2 мин. 54 сек.

medeya_figner-6._ne_iskushay_menya_bez_nuzhdy_romans.mp3

В 1903 году певица уехала на гастроли в Америку, он – на юг России. Во время гастролей по российской провинции Николай Николаевич познакомился с молодой начинающей певицей Рене Радиной, что в конечном итоге, поставило точку в семейной драме. В конце 1904 года состоялся бракоразводный процесс звездной четы. С 1910 до 1915 годы Николай Николаевич выступал с оперной труппой Народного Дома в Санкт-Петербурге.  Бывшие муж и жена продолжали находиться во враждебных отношениях. Примирил их 1914 год, когда Николай Николаевич и Медея Ивановна провожали на фронт сына. 

На сцене Мариинского театра выдающаяся певица пела до 1912 года. 20 января 1912 года она простилась со сценой любимого театра, которому было отдано двадцать пять лучших лет артистической жизни. Последним спектаклем была «Кармен» Ж. Бизе. После ухода со сцены артистка изредка выступала с концертами, а в 1916 году даже выступила как приглашенная звезда в Мариинском театре снова в «Кармен» и в «Гугенотах». Затем артистка еще продолжала концертные выступления в Петрограде и в Москве. Большой популярностью пользовались ее концерты в «Кружке друзей камерной музыки».
 

«Ночь», романс, соч. 44 № 1. 

А.Г. Рубинштейн, сл. А.С. Пушкина.
Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
3 мин. 12 сек.

medeya_figner-7._noch_romans_rubinshteyna.mp3

В 1917 году Николай Николаевич Фигнер переехал на Украину, где преподавал в Киевской Консерватории. Он потерял большую часть своего имущества во время Октябрьской революции 1917 года и умер в бедности в Киеве 13 декабря 1918 года в возрасте 61 года. Преждевременная смерть Николая Николаевича стала для Медеи Фигнер тяжелым ударом.

В 1923 - 1930 годах певица работала педагогом в ряде музыкальных учебных заведений Ленинграда. В 1926 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Республики. Последнее ее выступление состоялось 15 ноября 1928 года в зале Ленинградской филармонии. 

«Ночь», романс, соч. 60 № 9. 

П.И. Чайковский, сл. Я.П. Полонского.
Запись 1930 г.

Арх.№ ф. 4, оп. 1 "г", ед. уч. 38.

Время звучания: 
2 мин. 49 сек.

medeya_figner-8._noch_romans_chaykovskogo.mp3

В 1931 году она поселилась в Париже, где жила ее дочь. Здесь она занималась педагогической работой, изредка выступала в концертах, всегда исполняла романсы русских композиторов. 

Один из сыновей Медеи Фигнер был офицером Советской Армии и погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Евгения Николаевна Фигнер (1891-1965), младшая дочь певицы, стала педагогом. Также Медея Мэй-Фигнер является прабабушкой известной итальянской певицы, сопрано Амариллии Ницца. 

Скончалась Медея Ивановна Мей-Фигнер в Париже 8 июля 1952 года. 

До конца своей долгой жизни она не забывала нашу страну. Художник К.А. Сомов писал о ней в 1933 году: «Она говорит, что о России страшно скучает, больше, чем о своей родине - Флоренции, что это ее главная родина и что ее сердце там...» 

 
 
 
 
 

© Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), 2013–2022.
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия архива.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт – обязательно!

  • Забыли пароль?