Ермолаевский переулок
Этот переулок, достопримечательный во всех отношениях, начинается от улицы Спиридоновка, проходит вдоль Патриарших прудов и переходит в Трехпрудный переулок. Название его появилось и прижилось в XVII веке по имени деревянной церкви Ермолая священномученика "что на Козьем болоте". Этот храм был построен в Патриаршей слободе в 1610 – 1612 гг. как церковь патриарха Гермогена (в миру Ермолая). По повелению патриарха Иоакима деревянная церковь была снесена и в 1682 г. на ее месте появился каменный Ермолаевский храм. Со времен святителя Гермогена его моленная церковь оставалась патриаршим храмом, а позднее стала приходским. Закрыли его в 1929 г., а в 1932 г. снесли. В 1961 г. Ермолаевский переулок был переименован в улицу Жолтовского в честь знаменитого советского архитектора И.В.Жолтовского. В 1994 г. переулку было возвращено его историческое название.
Архитектурный облик Ермолаевского переулка складывался, в основном, из доходных домов, построенных по проектам известных талантливых архитекторов Д.Д.Зверева, В.А.Величкина, О.Г.Пиотровича, Э.-Р.К.Нирнзее, Ф.О.Шехтеля и др. Пройдемся по Ермолаевскому переулку – а это всего около 600 метров – и обратим внимание на его примечательные места.
В доходном доме № 7 жил артист балета А.А.Горский, а его соседом был Владимир Васильевич Голубев (1884 – 1954 гг.), математик, механик, член-корреспондент АН СССР, генерал-майор инженерно-технической службы. В разные годы он был деканом механико-математического факультета МГУ. В.В.Голубев работал в ЦАГИ, до самой смерти заведовал кафедрой аэромеханики. У него был особый талант лектора: выразительность, эмоциональность его речи запоминались надолго. В.В.Голубев в своем слове на чествовании его в связи с 70-летием, сказал:
"Каждый хороший учитель должен фанатически верить в абсолютную правильность своих утверждений, так как иначе он не убедит своих учеников".
Этот юбилей стал последним в жизни Владимира Васильевича – на следующий день он скоропостижно скончался.
В.В.Голубев. Выступление на вечере, посвященном его 70-летию (фрагменты).
Запись 03. 12. 1954 г.
Арх. № ф. 31, оп. 4, ед. уч. 1
Следующий дом № 9 по Ермолаевскому переулку весьма примечателен. Его называют "домом со львами". На первый взгляд кажется, что это здание построено давным-давно. Но это только кажется. На самом деле он построен в 1939 – 1940 гг. и достроен в 1945 – 1946 гг. архитекторами из мастерской И.В.Жолтовского М.М.Дзисько и Н.И.Гайгаровым по пожеланию И.В.Сталина. Это был жилой дом Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. В трехэтажном доме было всего 6 квартир, а в каждой по 12 комнат.
В разные годы здесь жили Ефим Иванович Смирнов (1904 – 1989 гг.), академик АМН СССР, Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, Министр Обороны СССР Андрей Антонович Гречко. Е.И.Смирнов занимался вопросами организации медицинской помощи раненым и больным в военное время. В годы Великой Отечественной войны руководил системой военной медицины. В результате этой работы было обеспечено возвращение в строй 73% раненых и более 90 % больных. Как это было сделано Е.И.Смирнов рассказывает в своей лекции "Великая Отечественная война и военная медицина".
Е.И.Смирнов. "Великая Отечественная война и военная медицина", лекция (фрагмент).
Запись 1970-х гг.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 60167.
Герой Советского Союза К.А.Вершинин (1900 – 1973 гг.) был Главнокомандующим Военно-воздушными силами СССР. В годы войны участвовал во многих оборонительных и наступательных операциях. Он отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, творческим подходом к решению военных задач.
К.А.Вершинин. Выступление с воспоминаниями о юности, своем пути в авиацию (фрагмент).
Арх. № ф. 3, оп. 4., ед. уч. 359.
А.А.Гречко (1903 – 1976 гг.), Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза участвовал в Гражданской войне. Во время Великой Отечественной добился отправки на фронт, прошел всю войну. Маршал А.М.Василевский о нем отзывался с уважением как о талантливом полководце.
Выступление о героизме защитников г. Керчь, военных операциях в Крыму по освобождению полуострова (фрагменты). Репортаж с торжественного заседания, посвященного вручению Керчи ордена В.И.Ленина и медали "Золотая звезда"
14.09.1974 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 6708 (1).
В доме № 9 жили также замечательная певица Елена Васильевна Образцова и ее супруг дирижер Альгис Жюрайтис. Эти имена на слуху у каждого ценителя музыки. Творчество Е.В.Образцовой - это и оперные партии, песни, романсы, камерная музыка. Первая запись - это произведение Г.Ф.Генделя, а вторая – романс. Елена Васильевна говорила:
"Произведения Баха и Генделя трудны технически и, может быть, еще в большей мере эмоционально. Это хорошо известно как музыкантам, так и слушателям. И все-таки музыка Баха и Генделя остается фундаментом творческого развития для многих поколений певцов, именно здесь оттачивается, совершенствуется мастерство настоящего художника-интерпретатора. Каждый раз я открываю в ней новые красоты и не перестаю восхищаться ее совершенством, глубиной и возвышенной красотой".
Г.Ф.Гендель. Кантата "Dettingen Te Deum", ария "Dignare"(на латинском яз.). Е.В.Образцова и камерный ансамбль солистов оркестра Большого театра СССР под управлением А.Брука.
Запись 1975 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 51166.
"Ночь светла", романс, музыка М.Шишкина, стихи М.Языкова. Е.В.Образцова и Академический оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Н.Некрасова.
Запись 1981 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 62542.
В.А.Овчинников. Пьеса памяти М.Равеля, соч. 1956 г. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио под управлением А.Жюрайтиса.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 43209.
В бывшем доходном доме № 10/7 в 1938 – 1940 гг. жил академик АН и АМН СССР, ученый и патологоанатом Алексей Иванович Абрикосов (1875 – 1955 гг.). Именно он составил заключение о смерти В.И.Ленина и производил первое бальзамирование его тела. А сын А.И.Абрикосова А.А.Абрикосов, академик РАН, стал лауреатом Нобелевской премии по физике.
Немного дальше, в доме № 13/31, была квартира, которую занимал замечательный артист эстрады, писатель, коллекционер и библиофил Николай Павлович Смирнов-Сокольский (1898 – 1962 гг.). Он начал выступать в концертах еще в годы Гражданской войны в рабочих клубах, казармах, на военных кораблях. В 1930-х гг. исполнял свои публицистические фельетоны-монологи, посвященные событиям современной жизни, обличая и высмеивая пережитки прошлого. Н.П.Смирнов-Сокольский основал Московский Театр эстрады и был его руководителем.
Н.П.Смирнов-Сокольский. Спектакль театра "Эрмитаж" "Вот идет пароход" (фрагмент). Сатирический монолог.
Запись 11.11.1954 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 325 (1-5).
Дом № 17, построенный в 1915 г. по проекту архитектора Д.С.Маркова – образец неоклассицизма начала ХХ века. В доме на втором этаже располагалось Московское архитектурное общество (МАО), остальные этажи были отданы под квартиры. В МАО часто бывали И.В.Жолтовский, Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев и др. После упразднения МАО здесь размещались Московские областные союзы советских художников и скульпторов. Дом № 17 по Ермолаевскому переулку видел многих известных художников того времени – А.А.Дейнеку, Г.Г.Ряжского, И.И.Машкова, К.Ф.Юона, А.В.Лентулова и др.
Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.), живописец, театральный художник, теоретик искусства оставил интересные воспоминания о Ф.И.Шаляпине, работе над спектаклем "Борис Годунов".
К.Ф.Юон. Воспоминания (фрагменты). Вечер памяти Ф.И.Шаляпина к 85-летию со дня его рождения.
Запись 20.02.1958 г.
Арх. № ф. 24, оп. 4, ед. уч. 50.
Аристарх Васильевич Лентулов (1882 – 1943 гг.), художник-авангардист, сценограф, чьи работы, по выражению художника, теоретика искусства, художественного критика А.Н.Бенуа "поют и веселят душу". Действительно, А.В.Лентулов был очень музыкальным человеком, писал свои картины под музыку. Вот что он вспоминал:
"Предмет, служащий мне моделью, перестает быть на это время таковым… Я люблю его, этот предмет, в каждом сантиметре его существа, я вижу изобилие тончайших оттенков цвета, и они во мне будят ощущение воспоминаний далекого прошлого, музыки, гармонии, мелодии".
Дочь А.В.Лентулова, Марианна Аристарховна, стала искусствоведом и вот ее рассказ об отце, его методах работы.
М.А.Лентулова. Выступление на открытии выставки работ А.В.Лентулова о работе его над световым оформлением поэмы А.Н.Скрябина "Прометей" (фрагменты).
Запись 03.11.1987 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 11675.
В самом конце Ермолаевского переулка находится дом выдающего архитектора Ф.О.Шехтеля, построенный им для своей семьи (1896 г.). В проектировании принимал участие один из учеников Ф.О.Шехтеля архитектор В.Д.Адамович. В этом сооружении смешались разные стили, здесь и средневековье, и модерн. Сам Ф.О.Шехтель в письме к А.П.Чехову писал:
"…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу".
Ф.О.Шехтель купил небольшой участок неправильной формы в Ермолаевском переулке и полностью вписал в него здание, не оставив места для внутреннего двора. В гостях у Ф.О.Шехтеля бывали многие деятели культуры – художники М.А.Врубель и И.И.Левитан, певец Л.В.Собинов, предприниматель и меценат С.Т.Морозов и др.
Подошла к концу наша прогулка по Ермолаевскому переулку. А сколько еще в Москве интересных мест!
