335-летие со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха

31.03.2020

Иоганн Себастьян Бах - самый известный представитель целой династии музыкантов, гордившихся своими достижениями. Согласно генеалогическому древу, составленному композитором, его происхождение восходит к Файту Баху, лютеранскому пекарю или мельнику, вернувшемуся из Венгрии в конце XVI в. По легенде, Файт брал на мельницу струнный музыкальный инструмент и играл на нем, пока мололись зерна. Так зародилась музыкальная династия.

Бах родился в городе Айзенах в Тюрингии и был младшим ребенком в семье. Отец, Иоганн Амброзий, играл на струнных инструментах. К 1695 г. родители Баха умерли, и за ним присматривал старший брат Иоганн Кристоф, служивший органистом в Ордруфе. Вероятно, он и обучил Баха основам игры на клавишных инструментах.

Бах хорошо учился и в 1700 г. поступил в вокальную школу в Люнебурге. Здесь возможностей для развития было больше: в школьной библиотеке имелась большая коллекция церковной музыки, а еще Люнебург был гораздо ближе к Гамбургу, где выступали признанные музыканты. Известно, что одного из них, органиста Иоганна Адама Рейнкена, Бах слушал в Гамбурге.

К 1702 г. Бах вернулся в Тюрингию, будучи опытным органистом. Он не пошел по стопам предков, игравших на струнных инструментах, и сосредоточился на клавишной и духовной музыке. В августе 1703 г., проработав недолго в оркестре Иоганна Эрнста, герцога Веймарского, восемнадцатилетний бах был назначен органистом в новую церковь в Арнштадте, где пробыл до 1707 г. С ним было непросто: руководители жаловались, что он не сочинял кантат, плохо взаимодействовал с местными певцами и музыкантами и отлучался с работы. Однажды он сделал оскорбительное замечание фаготисту, которое привело к уличной драке. И все же, несмотря на эти эпизоды, Бах оставался на службе и много времени уделял музыке.

В июне 1707 г. Бах получил новое назначение органистом в церкви Св. Власия в Мюльхаузене и проработал там до 25 июня 1708 г. В Мюльхаузенский период произведение Баха впервые опубликовали - это была Кантата №71 («Боже, владыка мой», BWV 71).

Покинув Мюльхаузен, Бах отправился в Веймар ко двору герцога Эрнста Саксен-Веймарского, где работал в замковой церкви и в капелле. В 1714 г. вместе с назначением капельмейстера он получил обязанность сочинять по кантате ежемесячно. Веймарский период - один из важнейших в жизни композитора. Вероятно, здесь он написал серию кантат, Токкату и Фугу ре минор, Прелюдии и Фуги до минор и фа минор, и другие произведения. Еще одно достижение - «Органная книжечка» Баха, руководство по проведению хорала для органистов. В связи с Веймаром вспоминают и несостоявшееся соревнование между Бахом и французским органистом Луи Маршаном. Оно должно было пройти в сентябре 1717 года в Дрездене но оппонент Баха покинул город за несколько часов до начала, обеспечив ему техническую победу.

Следующий большой период жизни Баха, 1717-1723 гг., связан с работой в Кетене в должности великокняжеского ангальт-кетенского капельмейстера. Там он должен был сопровождать пение и игру князя, руководить капеллой с 15-18 опытными музыкантами. В Кетене Бах написал 6 Бранденбургских концертов, оркестровые сюиты, сонаты для скрипки и виолончели и другие произведения. Помимо этого, в кетенский период Бах начал работать над педагогическими композициями «для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи».
Но самая обширная и значительная часть жизни Баха - это его Лейпцигский период. Здесь он был назначен кантором школы св. Фомы и городским музикдиректором. Это назначение обязывало обеспечивать исполнителями четыре церкви, и в двух из них дирижировал он сам и игралась его музыка. Работая в Лейпциге, Бах сочинял по одной новой кантате в неделю. Помимо этого, выполнял и ряд немузыкальных обязательств, связанных с должностями.

Невозможно перечислить все произведения, созданные Бахом в этот большой и последний период жизни. Помимо более 150 кантат, это 2-я редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», II том «Хорошо темперированного клавира» и другие. Были изданы «Клавирные упражнения» и другие сочинения. Бах участвовал в музыкальной жизни Лейпцига, более 10 лет руководил студенческим кружком «Collegium Musicum» и занимался регулярными концертами.

Последней работой Баха, изданной в 1751 г. уже после смерти, стал цикл «Искусство фуги», неоконченный из-за болезни. Это издание, как и творчество композитора в целом, долго не вызвало широкого интереса. Многим современникам Бах казался старомодным, а его церковные кантаты быстро потеряли прикладное значение из-за перемен в религиозной жизни Европы. В то же время, мастерство Баха признавали Моцарт, Бетховен и Гайдн. Интерес к нему возродился в XIX в.: И.Н. Форкель опубликовал его первую биографию, снова издавались его произведения. В 1850 г. было основано Баховское общество («Bach-Gesellschaft») с целью опубликовать все сочинения композитора. Сегодня Бах признается одним из величайших композиторов всех времен, который объединил все существовавшие на тот момент стили, формы и народные традиции и обогатил их в собственным уникальным творчеством.

Многое еще можно рассказать о необъятном наследии Баха, его вкладе в европейскую и мировую музыкальную культуру. Мы же закончим короткий рассказ о нем и послушаем его произведение «Vivace» из Концерта для 2-х скрипок с оркестром ре минор. Исполняет Ансамбль скрипачей Большого театра СССР под управлением Ю.М. Реентовича. 

Vivace. Концерт для 2-х скрипок с оркестром ре минор. Запись 1962 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. № 34205/06

Время звучания: 
4 мин. 29 сек.