150-летие со дня рождения Франца Легара

30.04.2020

Франц Легар родился в городе Коморн (ныне Комаром) в семье военного капельмейстера. Учась в гимназии, посещал Национальное музыкальное училище в Будапеште. Затем поступил в Пражскую консерваторию и учился игре на скрипке. Композитор Антонин Дворжак, автор знаменитых «Славянских танцев» и симфонии «Из нового света», вдохновил Легара избрать карьеру композитора вместо карьеры солиста-скрипача, и молодой музыкант стал работать дирижером, концертмейстером и полковым капельмейстером в Австрии и Германии.

Первым серьезным успехом Легара стала опера «Кукушка», поставленная в Лейпциге в 1896 г. Ее сюжет основан на книгах американского путешественника Джорджа Кеннана о Сибири. В 1905-1906 г. опера вышла в новой редакции под названием «Татьяна».

В 1905 г. в венском театре «Ан дер Вин» была впервые поставлена оперетта «Веселая вдова», ставшая самым известным и рубежным для композиторской карьеры Легара произведением. Она была настолько успешной, что два года спустя в Буэнос-Айресе одновременно исполнялась в пяти театрах. В «Веселой вдове» проявились характерные черты жанра новой Венской оперетты: вальсовые ритмы и мелодии (характерная черта многих оперетт Легара), имитации парижских канканных танцев с сатирическим элементом. Вместе с тем, этот жанр отличается от сатирических буффонад большей сентиментальностью и сдержанностью. Впоследствии Легар, развивавший заданное «Веселой вдовой» направление, говорил, что хочет «облагородить оперетту», следуя запросам современной публики. В 1909-1914 гг. он сочинил новые оперетты, ставшие классикой жанра: «Княжеское дитя», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Ева», «Наконец одни!» и другие. В них проявилась еще одна особенность музыки Легара - частое обращение к музыке разных народов: американской, балканской, славянской, венгерской.

В поздних опереттах Легара, относящихся к Венскому периоду его творчества (середина 1920-х – 1934 гг.), лирическая сторона преобладала над комедийной. Эти произведения были настолько своеобразны, что исследователи дали им отдельное название - «легариады». Среди них оперетты «Паганини», «Царевич» о судьбе сына Петра I Алексея, «Фридерика», «Страна улыбок». Последняя оперетта Легара «Джудит» была поставлена в Вене в 1934 г. Несколько его оперетт были экранизированы. Своеобразие и экспериментальный характер поздних работ Легара в рамках заданного жанра делали эти произведения не такими совершенными и сбалансированными, как ранние оперетты, поэтому успех «Веселой вдовы» для композитора остался непревзойденным. Умер Франц Легар в 1948 г. в австрийском городе Бад-Ишль.

Музыковеды отмечают, что главным даром Легара была способность придумывать незабываемые мелодии. Их эффектность усиливало высокое техническое мастерство Легара по части гармонии и оркестровки. Наряду с композиторами Лео Фаллем, Оскаром Штраусом и Имре Кальманом, Легар стоял у истоков жанра неовенской оперетты.

Предлагаем послушать записи двух произведений, сочиненных Францем Легаром.

Первая - ария Ганны Главари из оперетты Легара «Веселая вдова». Исполняет ее российская и польская артистка, примадонна Варшавской оперетты Виктория Викторовна Кавецкая (сопрано) в сопровождении оркестра. Виктория Викторовна, популярная и востребованная певица, жила в богатстве и роскоши, выступала в России, Варшаве, Вильно, Риге, Ницце, Бухаресте и Лондоне. Второе произведение, которое мы предлагаем послушать, это вальс «Золото и серебро» в исполнении духового оркестра общества «Граммофон». Напомним, что центральная часть многих оперетт Легара - это именно вальсы.

В.В. Кавецкая - ария Ганны Главари из оперетты «Веселая вдова». Музыка Ф. Легара. Запись 1913 г.
Арх. № ф. 36, оп. 1, №984 (2).

Время звучания: 
3 мин. 36 сек.

Вальс «Золото и серебро». Исп. духовой оркестр общества «Граммофон». Запись 1912 г.
Арх.№ ф. 35, оп. 1, № 15.

Время звучания: 
2 мин. 43 сек.