120 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского

30.01.2020

Исаак Осипович известен как автор оперетт, балетов, симфонических и фортепианных произведений, музыки к спектаклям и фильмам, песен и романсов, эстрадных и джазовых сочинений. Он родился в 1900 году в городке Лохвица Полтавской губернии в еврейской семье служащего. С самого детства Исаак «впитывал» музыку на семейных вечерах, на театральных спектаклях, на воскресных выступлениях оркестра в городском саду. Семья решила перевезти Исаака с братом Борисом в Харьков, чтобы отдать в гимназию. Параллельно Исаак занимался музыкой: с 8 лет учился играть на скрипке, а в 10 лет поступил в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки. После революции училище стало консерваторией, и так Исаак до 1919 года учился уже в Харьковской консерватории, в этот период написав много произведений.

Отличником окончив гимназию в 1918 г., Дунаевский поступил на юридический факультет Харьковского университета, мечтая при этом о музыкальной карьере. Он устроился в драматический театр Н.Н. Синельникова скрипачом-концертмейстером, затем стал заведующим музыкальной частью, сочинял музыку для спектаклей.

В конце 1921 г. Дунаевский временно бросил театр и устроился в Народный комиссариат внешней торговли секретарем-корреспондентом, - возможно, чтобы избежать призыва в армию. Но в 1922 г. по приглашению устроился в новый театр, на этот раз государственный, организуемый снова под началом Синельникова. Здесь он впервые оказался за дирижерским пультом. Дунаевский в этот период работал в театрах малых форм, сочинял музыку к спектаклям. Эта работа развила его творческие устремления «в сторону простой и широко доступной мелодики». Наконец, в мае 1924 г. он перебрался в Москву и устроился музыкальным руководителем эстрадного театра сада «Эрмитаж». Это место собрало сразу несколько небольших театров и было популярно у богемы, в среде которой теперь оказался и Дунаевский. Но такая работа не давала финансовой возможности закрепиться в городе основательно. Чтобы накопить на собственное жилье в Москве, он уехал работать в Симферополь, где понял, что любит работать с оркестром. Это осознание повлияло на дальнейший творческий путь. В 1927 г. Дунаевский принял приглашение на работу в Театре сатиры и снова вернулся в Москву. В 1929 г. написал музыку к оперетте «Полярные страсти», которая исполнялась с большим успехом.

В это время в Ленинграде открывали первый в городе мюзик-холл. Задачей нового театра было создавать и распространять сатирическое искусство среди рабочих и крестьян. В худсовет пригласили Леонида Осиповича Утесова, который планировал на базе театра создать первый в Ленинграде джазовый коллектив. По его наводке директор театра Даниил Грач вместе с режиссером Николаем Смоличем отправились в Москву, разыскали уже ставшего известным Дунаевского и предложили должность музыкального руководителя в Ленинградском мюзик-холле. Тот согласился, переехал в Ленинград и в конце октября выступил музыкальным руководителем обозрения «Одиссея» - первой же постановки открывшегося театра. Спектакль шел с огромным успехом.

Утесова с Дунаевским связала многолетняя дружба. «Дуня», – так Исаака Осиповича называли друзья, - много сотрудничал с ним, писал музыку для его джазового ансамбля. Вместе они проработали идею Утесова о создании народного джаза - «рапсодий». Дунаевский сочинил четыре джазовых версии народных песен: русской, советской, еврейской и украинской. Из этих миниатюр составили спектакль «Джаз на повороте», впервые показанный 16 января 1931 г.

Вскоре, тоже не без участия Утесова, Дунаевский занялся киномузыкой. Он дебютировал как кинокомпозитор в комедии Г.В. Александрова «Веселые ребята» 1934 г. Успех фильма в СССР и за рубежом сделал Исаака Осиповича востребованным среди кинематографистов и обеспечил новыми предложениями.  Дунаевский плотно занялся киномузыкой. Он написал музыку к фильмам «Цирк», «Волга-Волга» и «Кубанские казаки», за которые получил сталинские премии, и ко многим другим картинам.

Во время Великой Отечественной Войны Дунаевский руководил ансамблем песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников, с которым выступал по всему Советскому Союзу. За эту работу получил два ордена - Красной Звезды и Знак Почета, и все же был вынужден бороться со сплетнями и переживал из-за них:

«Дело в том, что одно время (1942-1946) вокруг моего имени распространялись самые нелепые и безусловно враждебные мнения, будто я исписался и умолк, будто я не в состоянии был отобразить военную эпоху в песнях и т. д. Мало того! Некоторые люди из ленинградских композиторских кругов напустили туман вокруг моего отъезда из Ленинграда, исказив не только факты, но и придав им двусмысленное толкование…»

Свою роль сыграла и разразившаяся в стране «борьба с космополитизмом», и интервью, которое Дунаевский дал одной пражской газете во время съемок фильма «Весна» за границей. Газета оказалась недостаточно лояльной Советскому Союзу, и Дунаевский дал это интервью без согласования с посольством. Против композитора началась кампания, поддержанная недоброжелателями в художественной среде. Это проявилось в самых разных эпизодах карьеры композитора: его исключили из состава сталинского комитета по присуждению премий, а Г. Александров, с которым Дунаевский регулярно работал в кино, вдруг пригласил в новый фильм другого композитора. Так закончилась давняя дружба. На Исаака Осиповича в этот период обрушивались невзгоды и творческие, карьерные, и личные. Он ощущал приближение старости, постепенно заболевал.

Несмотря на сложности и то и дело возобновляемую критику, Исаак Осипович продолжал заниматься творчеством и делал успехи. Оставшиеся годы жизни, до 25 июля 1955 г., Дунаевский, удостоенный в 1950 г. звания народного артиста РСФСР и второй сталинской премии в 1951-м, занимался преимущественно опереттами - любимым жанром. Последней стала оперетта «Белая акация». Прожив сравнительно небольшую жизнь, он оставил значительное творческое наследие. Киномузыка, десятки песен и романсов, музыка к спектаклям, — всего не перечислишь. Исаака Осиповича называют создателем нового типа массовой советской песни, среди самых известных - «Моя Москва», «Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Школьный вальс» и многие другие. Отношение к этому наследию может быть противоречивым. Кто-то скажет, что Дунаевский был титулованным и обласканным властью певцом сталинской эпохи, для многих оказавшейся вовсе не такой веселой, какой представала в его песнях и фильмах с его музыкой. Другие скажут о большом и безусловном таланте композитора, и о том, что его произведения, легкие и радостные, вне зависимости от контекста эпохи делали жизнь лучше и светлее.

Предлагаем послушать две композиции, написанные Исааком Осиповичем Дунаевским. Первая - «Еврейская рапсодия», одна из джазовых переделок народных песен, о которых мы рассказали выше. Исполняет ее «Теа-джаз» Леонида Утесова. Вторая композиция - это инструментальная обработка песни Дунаевского и М.Л. Матусовского «Летите, голуби», исполненная Ленинградским диксилендом.

«Еврейская рапсодия», инструментальная композиция. Муз. И.О. Дунаевский, исп. «Теа-джаз» Л.О. Утесова. Запись 1932 г.

Арх.№ ф.4, ед.уч. №63675

Время звучания: 
3 мин. 21 сек.

«Летите голуби», инструментальная композиция. Муз. И.О. Дунаевский, обр. и исп. Ленинградский диксиленд. Запись 1973 г.

Арх.№ ф.4, ед.уч. № 51222

Время звучания: 
4 мин. 27 сек.