110-летие со дня рождения Константина Бадигина

29.11.2020

Константин Сергеевич Бадигин сначала ходил матросом на судне «Индигирка» на Дальнем Востоке. В 1932 г. Окончил Владивостокский морской техникум по специальности «судоводитель». Потом очутился в Архангельске, работал матросом на лесовозе. Наконец, немного позднее, попал на «Юшару» третьим помощником капитана. Вот так и началась судоводительская карьера Бадигина. В 1935 – 1936 гг. он уже ходил по Северному Ледовитому океану 3-м помощником капитана ледокола «Красин» (капитаном был М.П.Белоусов). 1937 год стал поворотным в судьбе Бадигина. Навигация 1937 года была тяжелой – в Арктическом бассейне было затерто льдами несколько судов. Среди них оказались ледокольные пароходы «Малыгин», «Садко» и «Георгий Седов». 23 октября 1937 г. Начался их совместный дрейф во льдах. «Седов» и «Садко» работали в гидрографических экспедициях по составлению навигационных карт и лоций и изучению ледовой обстановки будущей трассы Северного морского пути. Три корабля сносило на север и северо-восток. В апреле 1938 г. в результате спасательной операции с этих судов самолетами полярной авиации было переправлено на материк 184 человека, одновременно пополнялись запасы продовольствия, теплой одежды, топлива. К «Садко» и «Малыгину» пробился ледокол «Ермак» (капитан М.Я.Сорокин), установив новый рекорд широты для свободно плавающих судов. «Садко» и «Малыгин» были, таким образом, спасены из ледового плена. Но «Седов» из-за повреждения руля вынужден был продолжать дрейф. Бадигин, назначенный капитаном «Седова» и 15 добровольцев остались на судне. Бадигин заявил: «Я покину борт «Седова» только тогда, когда он отшвартуется в родном советском порту». Бадигину в то время было 29 лет, и он уже зарекомендовал себя как хладнокровный, волевой человек и отличный капитан. Именно эти качества позволили сохранить судно и успешно справиться с серьезными испытаниями. Знаменитый дрейф «Седова» продолжался 812 дней. За это время он прошел 6100 км, или 3300 морских миль. 17 февраля 1939 г. была достигнута точка 85 градусов 56 минут 7 секунд северной широты и 120 градусов 13 минут восточной долготы. Таким образом, был побит рекорд высокой широты для судов, дрейфующих со льдами, установленный «Фрамом» Р.Амундсена за 44 года до этого. Самая северная точка дрейфа – 86 гр. 39 мин. 5 сек. северной широты была отмечена 29 августа 1939 г.

Перед экипажем стояли две основные задачи: сохранить корабль и максимально использовать обстоятельства дрейфа для проведения научных наблюдений. «Седов» не был специально построен для дрейфа во льдах. Это был обыкновенный грузопассажирский пароход, приспособленный для плавания в слабых льдах: у него был ледокольный нос и добавочные крепления в корпусе. Во время дрейфа седовцы дополнительно укрепили корпус. Но для судна были особенно опасны сжатия льда. Экипаж разработал свою тактику борьбы с напором льдов при помощи взрывчатки. Зимой при угрозе сжатия льда заранее готовили лунки для зарядов аммонала, которые взрывали для разрушения острых углов ледяных полей и создания между ледяным полем и кораблем полосы мелкого льда. «Седов» пережил более 150 сжатий. Однажды он накренился на 30 градусов, вода хлынула внутрь судна и лишь самоотверженность экипажа спасла ситуацию. 

Среди седовцев не было профессиональных ученых, однако за время дрейфа была проведена огромная научная работа. Под руководством члена экипажа студента Гидрографического института Главсевморпути В.Х.Буйницкого велись каждодневные научные наблюдения – астрономические, гидрологические, океанографические и др., измерялись глубины. И это при том, что научного оборудования для наблюдений почти не было. Многие приборы и приспособления седовцы сделали своими руками. Была обнаружена самая глубоководная часть Арктического бассейна – 4975 метров. По итогам первого года дрейфа была окончательно опровергнута гипотеза о существовании Земли Санникова. Более 100 лет эта гипотетическая земля занимала умы ученых, путешественников. О существовании земли впервые сообщил купец Яков Санников. С тех пор сушу искали к северу от Новосибирских островов. Поиски не дали результатов, но энтузиасты продолжали верить в существование Земли Санникова. Собранные экипажем научные данные представляли настолько большую научную ценность, что именно эта деятельность была отмечена в первую очередь в указе о присвоении всем членам экипажа «Седова» звания Героя Советского Союза.

На «Седове» во время дрейфа существовал четкий распорядок дня. Подъем – в 7 утра, затем судовые работы и научные наблюдения. Отдых после 19 часов, отбой в 21-30. Вечерами заводили патефон или смотрели кино. Катались на лыжах и на коньках, читали лекции по геометрии, физике, химии, русскому языку. На борту были щенки Льдинка и Джерри.

Во время дрейфа на «Седове» велись ремонтные работы, рулевое управление было восстановлено и в конце января 1940 г. корабль в сопровождении новейшего ледокола «Иосиф Сталин» самостоятельно пришел в Мурманск. 

После дрейфа Бадигин получил отпуск на несколько месяцев, который посвятил работе над книгой «На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан» (издана в 1941 г.).

В годы Великой Отечественной войны Бадигин служил командиром ледокольного отряда Беломорской флотилии, начальником Архангельского штаба морских операций, первым заместителем начальника Управления Беломорских ледовых операций. В 1943 – 1945 гг. Бадигин был капитаном теплохода «Клара Цеткин». Теплоход в Тихом океане перевозил оборонные грузы из США во Владивосток.

В 1950 г. Бадигин окончил географический факультет МГПИ, в 1953 г. стал кандидатом географических наук. Диссертация Бадигина была посвящена северным русским мореходам. С этого времени Бадигин занимался в основном литературным творчеством. Его перу принадлежат исторические сочинения «Три зимовки во льдах Арктики» (1950 г.), «Разгаданная тайна земли Андреева» (1953 г., в соавторстве с Н.Н.Зубовым), «По студеным морям. Очерки по истории ледовых плаваний русских поморов» (1956 г.), «На морских дорогах. Мемуары» (1978 г.). Бадигин написал и целый ряд исторических и приключенческих романов и повестей: «Путь на Грумант» (1953 г.), «Покорители студеных морей» (1957 г.), «Чужие паруса» (1959 г.), «Секрет государственной важности» (1966 г.), «Кольцо великого магистра» (1969 г.), «На затонувшем корабле» (1970 г.), «Корсары Ивана Грозного» (1973 г.), «Кораблекрушение у острова Надежды» (1978 г.), «Ключи от заколдованного замка» (1980 г.). По сценарию Бадигина и его соавтора В.М.Крепса был снят художественный фильм «Море студеное» (1954 г.). С 1973 г. Константин Сергеевич Бадигин был председателем комиссии по морской литературе Союза писателей СССР.

Сейчас у вас есть возможность послушать запись воспоминаний Бадигина об окончании легендарного дрейфа «Г.Седова».

Воспоминания К.С.Бадигина о дрейфе «Г.Седова», фрагмент
Запись 09.01.1960 г.
Арх. ф. 1, ед. уч. 1750

Время звучания: 
4 мин. 02 сек.