105-летие со дня рождения писателя Константина Симонова

28.11.2020

Константин Михайлович Симонов посвятил литературе всю жизнь. Сегодня исполняется 105 лет со дня его рождения. С юности проявился его огромный литературный талант, а молодость пришлась на годы войн. Он учился в литературном институте сначала на вечернем отделении, печатался в литературных журналах. Позднее перевелся на дневное отделение. Была у Симонова командировка от Гослитиздата на Беломорско-Балтийский канал.  Война для Симонова началась в 1939 г. на Халхин-Голе, где он участвовал в боевых действиях. А дальше – Великая Отечественная война. Среди писателей, ставших в годы войны военными корреспондентами и освещавших события на фронтах, были Б.Горбатов, М.А.Шолохов, А.П.Гайдар, В.С.Гроссман,Б.Н.Полевой и множество других литераторов. Симонов, пожалуй, был одним из наиболее подготовленных в военно-профессиональном отношении, глубоко знал военное дело. Биографы Симонова объясняют это тем, что Симонов рос и воспитывался в семье кадрового офицера, в военной среде. Непосредственно перед войной дважды учился на курсах военных корреспондентов при Военной академии им. М.В.Фрунзе и Военно-политической академии. С первых дней войны Симонов находился в действующей армии, будучи собственным корреспондентом газет «Красная звезда», «Красноармейская правда», «Правда», «Боевое знамя», «Комсомольская правда». Великая Отечественная война – тот период в истории литературы, когда все жанры, стили, тематика подчинены были центральной теме – войне. Война выдвинула на первый план «малые» жанры – публицистическую статью, очерк, рассказ. Очерк – излюбленный жанр Симонова. Здесь всегда присутствует повествовательный сюжет, очерки Симонова напоминают новеллы. Симонов, как и другие военные корреспонденты, имел возможность очень много видеть во время войны, возможность вдумываться во внутренние переживания людей, глубоко осмысливать происходящее. В годы войны Симонов побывал на многих фронтах, участвовал в боевых операциях. Он побывал в Крыму, в осажденной Одессе, участвовал в боевом походе подводной лодки, минировавшей румынский порт, в сражающемся Сталинграде. Симонов бывал у югославских партизан, он был в передовых частях Советской армии во время Курской битвы, Белорусской операции, освобождения Чехословакии и Польши, взятия Берлина. Как корреспондент, Симонов принимал участие в первом процессе над военными преступниками в Харькове. Одним из самых сильных впечатлений была поездка в только что освобожденный лагерь смерти Освенцим. В своих произведениях Симонов показал увиденное и пережитое им самим, он не приукрашивал войну, а ярко и образно показал ее страшный лик. В «Автобиографии» его читаем:

«Почти весь материал – для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных, - мне дала работа корреспондентом на фронте».

Именно война повернула Симонова к прозе. Вначале он обратился к публицистике, но вскоре на страницах «Красной звезды» начали появляться и рассказы. Симонов вспоминал:

«Уезжая на войну военным корреспондентом… я меньше всего собирался писать рассказы. Я думал писать все, что угодно: статьи, корреспонденции, очерки, но отнюдь не рассказы. И примерно первые полгода войны так оно и получилось».

Но зимой 1942 г., как вспоминал сам Симонов, по просьбе редактора написал рассказ:

«Я написал рассказ «Третий адъютант» - первый рассказ, который вообще написал в своей жизни». В «Письмах о войне. 1943 – 1979 гг.» Симонов пишет о принципах своей работы: «… находясь в действующей армии первые месяцы войны, я стремился найти прежде всего такие факты, которые показывали бы стойкость людей среди обрушившегося на них ужаса, их героизма, их веру в то, что не все пропало, их постепенно возникающее воинское умение и их веру в возможность убивать немцев. (…) Еще один момент – я говорю в данном случае не о себе, а вообще о многих военных корреспондентах из того сорта, которые старались писать прежде всего об увиденном собственными глазами, - увидеть панику было тогда нетрудно, увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху…, а вот увидеть дивизию, полк, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерется, для этого надо было залезть не на мнимый, а на действительно передний край. И это было не так-то просто и не всем удавалось, и многие на этом сложили головы».

В своей прозе Симонов писал о войне как о тяжелом и опасном труде народа, показывая, каких усилий и жертв стоит каждый день. В статье «Солдатское сердце» писатель признается: «Писать о войне трудно. Писать о ней, как о каком-то народном, торжественном и легком деле – это будет ложью». Так или иначе, все творчество Симонова, в том числе и послевоенное, - о войне. Стихи и поэмы, романы и повести, дневники и очерки, мемуары, пьесы, сценарии – это все война. Мало найдется людей, которые бы на знали романов «Товарищи по оружию» (1952 г.), трилогию «Живые и мертвые» («Живые и мертвые» (1959 г.), «Солдатами не рождаются» (1963 – 1964 гг.), «Последнее лето» (1971 г.), «Двадцать дней без войны» (1973 г.) и множества других произведений Симонова. Многие из них экранизированы. Всю жизнь писать о войне было глубокой внутренней потребностью писателя. Симонов вспоминал свое первое и очень сильное впечатление войны, впечатление «безжалостного хода событий, в котором вдруг, подумав уже не о других, а о самом себе, чувствуешь, как обрывается сердце, как на минуту жаль себя, своего тела, которое могут вот так просто уничтожить». Во всех военных произведениях Симонова – тема мужества. Их герои, забывая о себе, не совершают легендарных подвигов, а спокойно и мужественно преодолевают бесчисленные, каждодневные тяготы войны. Таковы и саперы, освобождающие дороги от мин, наводящие переправы в рассказе Симонова «Бессмертная фамилия». Рассказ был написан в 1944 г. и опубликован в газете «Красная звезда» 24 мая 1944 г. В нем есть слова: «На войне волей-неволей приходится привыкать к смерти». Эти слова многозначительны, в них сама суть военной прозы Симонова.

Рассказ «Бессмертная фамилия», читает автор К.М.Симонов
Запись 28.02.1952 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 408 

Время звучания: 
11 мин. 40 сек.