245-летие основания Большого театра

28.03.2021

28 марта считается официальной датой основания Большого театра. В этот день 1776 г. императрица Екатерина Вторая подписала князю П.Урусову, губернскому прокурору, «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и других увеселений сроком на 10 лет.

Сначала оперная и драматическая труппы урусовского театра были одним целым, при этом состав их был весьма разношерстным – от крепостных артистов до звезд, приглашенных из-за границы. В Московском университете были тогда учрежденные при нем гимназии, где давалось хорошее музыкальное образование. Выпускники гимназий и Театральных классов при Московском воспитательном доме нередко пополняли оперно-драматическую труппу театра.  Организация спектаклей и прочих увеселительных мероприятий стоила дорого, поэтому князь Урусов вскоре пригласил компаньона, обрусевшего англичанина Майкла Медокса, который был эквилибристом, театральным механиком, «лектором», демонстрирующим разные «механические чудеса» и оптические приборы.

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки и выходило на Петровку. По этой причине театр назывался в то время Петровским. Петровский театр был возведен менее, чем за полгода. Это было первое в Москве театральным зданием огромной по тем временам величины, необычайной красоты и удобства. Открытие нового театра состоялось 30 декабря 1780 г. премьерой – торжественным прологом «Странники» А.Аблесимова и пантомимическим балетом «Волшебная школа», поставленным Л.Парадизом на музыку Й.Старцера. В то время репертуар театра состоял преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

Со временем Урусов окончательно уступил свою привилегию Медоксу, который вскоре после этого оказался опутан долгами. В 1796 г. срок привилегии истек, и театр и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета. В 1802 – 1803 гг. театр отдали на откуп князю М.Волконскому, который владел одной из лучших московских домашних театральных трупп. В 1804 г. театр снова оказался в Опекунском совете, а князь Волконский стал директором «по желанию». В 1806 г. Петровский театр обрел статус «императорского», т.е. перешел в ведение единой Дирекции императорских театров. Школа театра была преобразована в Императорское московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкальных театральных оркестров.

Осенью 1805 г. здание театра сгорело, а артисты вынуждены были выступать на частных сценах. С 1808 г. представления шли на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К.Росси. Он был деревянным и сгорел в московском пожаре 1812 г.  В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств А.Михайлова. Проект был существенно улучшен и доработан архитектором О.Бове. 6 мая 1825 г. состоялось открытие нового здания театра, который отныне назывался Большим Петровским театром. На открытии были представлены специально написанный по этому случаю пролог «Торжество муз» в стихах, с хорами и танцами на музыку А.Алябьева, А.Верстовского и Ф.Шольца и балет «Сандрильона», поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.Гюллень-Сор на музыку ее мужа Ф.Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, им предводительствовал Гений России в исполнении 25-летнего П.Мочалова. На премьере театр, хоть и был большим, вмещающим более 2000 зрителей, но всех желающих вместить не мог, и триумфальное представление целиком повторили на следующий день.

На сцене театра продолжали ставить драматические спектакли, но со временем все большее место стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Мейербера, Россини, Верди, Верстовского Глинки, в том числе оперы «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.). Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. В 1853 г. случился пожар, который бушевал 3 дня. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, декорации, ноты. Почти полностью уничтожено было и само здание – остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

Новый конкурс на возведение здания театра выиграл профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров А.Кавос. Он специализировался на проектировании театральных зданий, хорошо разбирался в театральных технологиях. В 1856 г. новое здание было построено и театр открылся 20 августа 1856 г. оперой В.Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. Новое здание «выросло» в высоту, конная тройка Аполлона стала квадригой из бронзы, изменились фризы и капители колонн и др. Во 2-й половине 19-го века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. Кавос сконструировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент, стены были покрыты резонансной елью, а живописный плафон на потолке был сделан из деревянных щитов. Все в этом зале работало на акустику. 6-ярусный зал вмещал 2300 зрителей, а великолепие самого зала поражало всех. Кавос писал:

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно, и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанного с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож (…) и основной эффект зрительного зала – большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров – все это заслужило всеобщее одобрение».

Последний   спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля   1917 г. и уже 13 марта открылся Государственный Большой театр. Однако в первые годы советской власти обсуждался вопрос о закрытии Большого театра. В 1922 г. Правительство нашло закрытие театра нецелесообразным. Кроме того, здесь проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование СССР было провозглашено со сцены Большого театра.

22 октября 1941 г. в здание Большого театра угодила немецкая бомба, причинившая значительные разрушения в вестибюле и фасадной стене. Практически сразу, несмотря на военную обстановку, начались восстановительные работы. Осенью 1943 г. Большой театр возобновил работу оперой Глинки «Жизнь за царя» - под новым названием «Иван Сусанин».

В составе труппы в разные годы были самые выдающиеся и прославленные артисты. Когда-то здесь играли М.Щепкин и П.Мочалов. Во второй половине 19 века в Большом театре работал талантливый хореограф, француз Мариус Петипа. Наиболее значительной работой его в Большом театре стал балет Л.Минкуса «Дон Кихот», премьера которого состоялась в 18679 г. Петипа вместе с Минкусом создали в общей сложности 16 балетов.

В 1899 г. Большой театр поставил балет Чайковского «Спящая красавица», и это было началом долгой работы в Москве хореографа, либреттиста и педагога А.Горского. С ним работала большая группа талантливых артистов балета Гельцер, Коралли, Федорова, Балашова, Тихомиров и др. В 1930-е гг. в балетной труппе Большого театра выступали Семенова, Мессерер, Уланова, Лепешинская, Преображенский и многие другие артисты. После окончания Великой Отечественной войны состоялись премьеры балетов Прокофьева «Золушка» с Лепешинской и «Ромео и Джульетта» с Улановой. Уровень мастерства артистов балета Большого театра во все времена был столь высок, что в 1911 г. московская труппа была приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь коронации короля Георга VI. С 1964 г. главным балетмейстером становится Григорович. На московскую сцену были перенесены созданные им в Ленинградском театре балеты, в том числе «Каменный цветок» Прокофьева и созданы новые редакции «Щелкунчика» и «Лебединого озера» Чайковского. Григорович осуществил выдающуюся постановку балета Хачатуряна «Спартак». В этих постановках блистали такие артисты балета, как Васильев и Максимова, М.Лиепа, Лавровский, Бессмертнова, Плисецкая.

Среди художников-постановщиков, участвовавших в создании спектаклей, были выдающиеся художники, участники объединения «Мир искусства» Коровин, Поленов, Бакст, Бенуа, Головин и др.

История Большого театра тесно связана с творчеством Чайковского. На сцене театра состоялись премьеры его балета «Лебединое озеро» (1877 г.) и оперы «Воевода» (1869 г.), шла опера «Евгений Онегин» (1881 г.), впервые была исполнена опера «Мазепа» (1884 г.). 19 января 1887 г. играли премьеру – оперу Чайковского «Черевички». Сам композитор дебютировал как оперный дирижер. В истории театра примечательны и первое исполнение драмы Мусоргского «Борис Годунов» (1888 г.), и опер Римского-Корсакова «Снегурочка» (1893 г.) и «Ночь перед рождеством» (1898 г.). Тогда же театр поставил оперу Бородина «Князь Игорь».

В оперной труппе конца 19 – начала 20 вв. было множество выдающихся певцов. В Большом театре собирались лучшие оперные голоса того времени, такие, как Шаляпин, Нежданова, Собинов, Обухова, Барсова, Козловский, Держинская, Лемешев, Норцов, Кадмина, Вас.Петров, Хохлов и др. В 1912 г. Шаляпин поставил здесь оперу Мусоргского «Хованщина».

В 1943 г. в Большой театр пришел режиссер Б.Покровский. Именно он осуществил значительную часть оперных постановок. Его спектакли несколько десятилетий были «лицом» тетра. Эталонными стали такие спектакли, как «Руслан и Людмила» Глинки, «Отелло» Верди, «Война и мир» Прокофьева и многие другие спектакли.

В день юбилея Большого театра мы можем рассказать лишь о некоторых выдающихся певцах.

 

Имя Никандра Сергеевича Ханаева (1890-1974 гг.) услышишь нечасто. А между тем, жизнь этого талантливого певца, народного артиста СССР, не была легкой. В детстве он пел в церковном хоре, потом ушел из дома и скитался, голодал, ночевал на вокзалах и городских скамейках, воевал в Первую мировую войну. В 1917 г. вернулся в г.Богородск, работал, выступал в самодеятельности. Его заметили, убеждали серьезно заниматься пением. Наконец он решился, окончил московскую консерваторию в 1924 г., затем занимался в оперной студии Большого театра, а потом стал солистом (1926 – 1954 г.). Очень тепло писал о Ханаеве Лемешев:

«Я не много помню драматических теноров, голоса которых, как у Ханаева, не знали бы пределов в диапазоне, свободно поднимаясь до ре-бемоль третьей октавы. Конечно, это было следствием не только его исключительной вокальной одаренности, но и исключительного трудолюбия, самодисциплины».

Лемешев подробно описывает тяжелые условия жизни Ханаева во время учебы в консерватории, подчеркивая, что Ханаев был настоящим профессионалом:

«Именно таким пришел Никандр Сергеевич в театр, и эта его крепкая закалка и огромная трудоспособность обеспечили ему на многие годы ведущее место в блестящей труппе московской сцены». Ханаев спел в Большом театре 36 оперных партий, создал замечательные образы, в том числе исполнил труднейшие партии русских классических опер – Садко, Герман в «Пиковой даме», Шуйский в «Борисе Годунове».

Выступал Ханаев и в операх зарубежных композиторов. Все свои работы певец оттачивал до мельчайших деталей. Снова обратимся к Лемешеву:

«…Его блестящий, проникнутый горячим темпераментом голос мог бы поспорить с голосами лучших итальянских певцов. И это было результатом его необыкновенной требовательности к себе… Всю жизнь, распорядок быта, все мысли он подчинял целиком интересам театра, профессии».

В одной из журнальных рецензий мы читаем:

«Ханаев – один из тех артистов, чье творчество имеет такую же ценность, как и творчество композитора, поэта, живописца. Его исполнение и истолкование музыки, созданные им сценические образы – художественные явления».

Сейчас вы можете послушать фрагмент воспоминаний Ханаева о его артистической карьере и ариозо Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама».

Н.С.Ханаев. Воспоминания об артистической карьере, фрагмент
П.И.Чайковский. «Пиковая дама», опера. Ариозо Германа, «Я имени ее не знаю…»

Запись 05.06.1970 г. из радиопередачи «В рабочий полдень»
Арх. № ф. 1, ед. уч. 5940

Время звучания: 
5 мин. 42 сек.

 

Еще одно имя – Валерия Владимировна Барсова (1892-1967 гг.), колоратурное сопрано, народная артистка СССР. Барсова с детства училась пению – сначала у своей сестры М.Владимировой, певицы, солистки Мариинского театра, преподававшей в Московской консерватории. Позднее окончила Астраханское музыкальное училище, а в 1919 г. – Московскую консерваторию по классу фортепиано и сольного пения. Еще с 1915 г.  Барсова выступала в миниатюрах театра-кабаре «Летучая мышь», затем на оперной сцене театра Зимина. В 1919 г. вместе с Шаляпиным Барсова пела в опере «Севильский цирюльник» в саду Эрмитаж. Через год Барсова стала солисткой Большого театра и служила в нем до 1947 г. Она дебютировала в Большом театре тоже в «Севильском цирюльнике», а потом на протяжении всей ее творческой карьеры она исполнила 25 оперных партий. Благодаря легкому, подвижному красивому голосу и филигранной вокальной технике Барсовой всегда сопутствовал большой успех. В 1929 г. она гастролировала в Германии, Великобритании, Турции, Польше, Югославии, Болгарии. В 1950 – 1953 гг. Барсова преподавала в Московской консерватории.

Послушайте воспоминания Барсовой о начале своей артистической карьеры и две оперные арии:

В.В.Барсова. Воспоминания о начале певческой карьеры (фрагмент)
Д.Россини. «Севильский цирюльник», опера. Каватина Розины
Н.А.Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане», опера. Ария Царевны-Лебеди

Запись 1952 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 2037

Время звучания: 
13 мин. 14 сек.

 

Нельзя не упомянуть и об уникальной знаменитой певческой династии Пироговых. Все пятеро братьев Пироговых обладали замечательными басами, причем трое из них были солистами Большого театра – Алексей, Григорий и Александр Степановичи. Выдающаяся певица М.П.Максакова в воспоминаниях писала:

"Думая о Пироговых, хочется еще раз сказать: как же щедра русская земля, породившая это чудо природы…".

Самым титулованным был младший брат Александр Пирогов (1899 – 1964 гг.), народный артист СССР, пел в Большом театре в 1924 – 1955 гг., и спел весь основной классический русский и зарубежный басовый репертуар, выступал он и как камерный певец, исполнял романсы и русские народные песни. А.С.Пирогов обладал уникальным по мощи басом редкой красоты и выразительности, широкого диапазона и неповторимого тембра. Вершиной творчества А.С.Пирогова считается образ Бориса Годунова в одноименной опере М.П.Мусоргского, где проявились не только его певческий талант, но и блестящий артистизм.

Предлагаем вам послушать в исполнении А.С.Пирогова "Монолог Бориса" из оперы "Борис Годунов".

А.С.Пирогов, М.П.Мусоргский. «Борис Годунов», опера. «Монолог Бориса»
Запись 1960 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 59435

Время звучания: 
6 мин. 26 сек.

 

Несомненно, Большой театр – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. С момента рождения театра и до настоящего времени Большой театр представил более 1000 премьер. При создании театра в его труппе было 13 музыкантов и около 30 артистов. Сегодня численность труппы театра более 2000 человек.