140-летие со дня рождения Андрея Белого

26.10.2020

140лет назад родился Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) - поэт и прозаик, выдающийся деятель культуры XX века. Белый известен не только как литератор, но и как мыслитель: теоретик символизма, приверженец космистского учения и антропософского мировоззрения.

Евгений Замятин, писатель и современник Андрея Белого, писал о нем: «Математика, поэзия, антропософия, фокстрот – это несколько наиболее острых углов, из которых складывается причудливый облик Андрея Белого, одного из оригинальнейших русских писателей. То, что он писал, было так же причудливо и необычно, как его жизнь».

Родился и вырос Белый в Москве, на Арбате. Родной город он очень любил, часто писал о нём в книгах, статьях и воспоминаниях. Целую главу мемуаров «Начало века» он посвятил Арбату:

«Помнится прежний Арбат: Арбат прошлого; он от Смоленской аптеки вставал полосой двухэтажных домов, то высоких, то низких; у Денежного – дом Рахманова, белый, балконный, украшенный лепкой карнизов, приподнятый круглым подобием башенки, три этажа. В нем родился; в нем двадцать шесть лет проживал».

Мать Белого Александра Дмитриевна происходила из купеческой семьи. Отец Николай Васильевич был математиком, профессором Московского университета. Он был знаком с семьей Льва Николаевича Толстого, который бывал в арбатской квартире Бугаевых и держал маленького Бориса-Андрея на руках. Ближе с семейством Толстых Белый познакомился уже в гимназические годы.

Отец, интересовавшийся и философией, несомненно, повлиял на космистские воззрения Белого. В одной из работ Николай Васильевич писал: «Человек… есть живой храм, в котором деятельно осуществляются высшие цели и задачи мировой жизни». В семье, однако, гармонии не было, и с детства Белый разрывался между матерью и отцом. Возможно, это определило его двойственный, противоречивый характер.

Первые 10 лет Андрея воспитывали дома, занимался он с гувернантками и матерью. Мать приучила его к классической музыке, много ему читала, в том числе Гоголя, который на всю жизнь стал его любимым писателем. В 1891 г. Белый поступил в частную гимназию Л.И. Поливанова - одну из самых престижных в Москве. Лев Иванович Поливанов был талантливым педагогом, и «молнии» его уроков, как выражался Белый, «зажигали» его. Благодаря этим урокам Белый заинтересовался философией и полюбил российскую словесность. В гимназические годы он запоем читал отечественную и мировую литературу, а однажды, заглянув в общественную читальню, увлёкся настолько, что почти два месяца ходил туда ежедневно. Сильно на Белого повлияла и дружба с поселившейся по соседству семьей Михаила Сергеевича Соловьева, сына знаменитого историка и брата известного русского философа.

Окончив гимназию, Белый в 1899 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета. И, хотя он больше интересовался гуманитарными науками, а на естественно-научное отделение поступил по настоянию отца, учился с усердием и интересом. В это время увлекался философией Ф. Ницше и работал над символистскими стихами.

В университетские годы и первое десятилетие XX в. Белый сделал значительные шаги как поэт, писатель и мыслитель, завёл важные знакомства в творческой среде: познакомился с А.А. Блоком, В.Я. Брюсовым, Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус, С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа, К.Д. Бальмонтом, М.А. Волошиным и другими важнейшими деятелями русской культуры XX в. Писал стихи, философские и теоретические статьи, с 1902 г. уже под псевдонимом Андрей Белый.

Такой же активнейшей, обширной и многообразной творческой деятельностью наполнены следующие годы жизни Андрея Белого. Трудно охватить все его труды, но можно, по крайней мере, представить идеи, их объединяющие. Всю жизнь и творчество Белого, от самых ранних произведений до последних, итоговых, пронизывали идеи космизма. Космисты видели взаимосвязь между человеком и вселенной, и через эту связь считали себя причастными ко всему, что происходит в мире. Космистское мировоззрение вдохновляло авторов на осмысление больших событий, на своеобразный диалог с вечностью. Еще одно направление, с которым Белый прочно связан, это символизм. Символисты считали, что с помощью символов можно объяснить действительность, связать её с познающим субъектом, или даже творчески её преобразовать. Белый, будучи важным теоретиком символизма, писал об этом течении:

«Символизм подчеркивает примат творчества над познанием, возможность в художественном творчестве преображать образы действительности; <…> Символ есть образ, взятый из природы и преобразованный творчеством; символ есть образ, соединяющий в себе переживание художника и черты, взятые из природы. В этом смысле всякое произведение искусства символично по существу. <…>».

Известна мистическая сторона Белого, который интересовался духовными учениями - антропософией, учением о ноосфере. Биографы часто вспоминают, что он, узрев «ноосферное видение», предсказал Первую Мировую войну незадолго до её начала, а в одном из стихотворений предвидел свою смерть от последствий солнечного удара. Век, богатый на масштабные исторические события, был благодатным для него, тонко чувствовавшего тектонические сдвиги в окружающем мире. Февральскую революцию он встретил настороженно, но воодушевлённо, видя в ней «ритмы Нового Космоса».

С советской властью и послереволюционной действительностью у писателя отношения складывались сложно. Сначала он принял революцию с восторгом, но в 1921 г. выехал в Европу, жил в Берлине, а в 1923 г. вернулся в Россию окончательно. После возвращения работал над романами «Московский чудак», «Москва под ударом», писал обширные мемуары и воспоминания, теоретико-литературные исследования, путевой очерк о путешествии на Кавказ. Несмотря на активную творческую работу, влияние Белого в советской литературной жизни становилось всё менее заметным. Тем не менее, до сих пор произведения Андрея Белого переиздаются, а сам остается одной из наиболее значимых фигур Серебряного века.

 

Послушайте стихотворение Андрея Белого «Голос прошлого» в исполнении автора. Запись не позднее 1934 г.

Стихотворение «Голос прошлого» 
Арх. № ф.4 №60598(1)

Время звучания: 
1 мин. 32 сек.