145-летие со дня рождения Анатолия Луначарского

23.11.2020

Анатолий Васильевич Луначарский был революционером, писателем, публицистом, искусствоведом, первым Народным комиссаром просвещения СССР в 1917 – 1929 гг. Луначарский являлся, несомненно, личностью, заметно выделявшейся среди других партийных деятелей первых лет советской власти и одной из самых противоречивых фигур в большевистском руководстве. Живя за границей до 1917 года, он сохранил свои обширные связи со многими представителями европейской культурной элиты, играл роль своего рода связующего звена с западным культурным миром. С 1890-х гг.  Луначарский активно занимался революционной работой, входил в состав редакции большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». В дни Октябрьской революции он вел большую агитационную работу. Помимо этого, он был должностным лицом, наркомом, у которого искали защиты, и подчас находили многие представители   интеллигенции в годы Гражданской войны. Известно, что в дни работы II Конгресса Коминтерна иностранные делегаты попросили Луначарского сделать доклад о положении народного образования в Советской России, причем на их родном языке. Луначарский, взойдя на трибуну, выступил на испанском, затем на французском, английском и итальянском языках. Одна из французских газет писала о нем:

«Самый культурный и самый образованный из всех министров народного просвещения Европы».

Несмотря на свою крайнюю занятость как наркома просвещения решением партийных задач в области просвещения, культуры и науки, он пишет литературно-критические статьи, создает крупные труды по истории западноевропейской и русской литературы, публикует статьи и произносит речи по международным вопросам. Незадолго до смерти А.В.Луначарский записал в дневнике:

«…Я совсем мало сделал для своего свирепого времени. Допустим, я сам ничего не совершил тяжелого. Однако нельзя спрятать от себя, что в конце концов отвечу за все».

Хорошо известно, что Луначарский был великолепным оратором, его выступления перед любой аудиторией производили огромное впечатление на слушателей, независимо от их социальной принадлежности. Всех, слушавших Луначарского, поражали его необычайная образованность, логичность и убедительность речи. Сохранилось значительное число речей Народного комиссара: «Старый и новый театр» (1919 г.), «Мы ценим все ценное в культуре» (1920-е гг.) и др.  Луначарский оценивал явления художественной культуры с точки зрения того, насколько они помогают утверждению новых идей и нового общества. Например, в своей речи 1919 г. "О задачах народного просвещения" оратор четко обосновывает цели и задачи просвещения и политического воспитания в Советской России. Луначарский был одним из главных инициаторов сохранения звукового наследия. Еще в дореволюционой России граммофон и граммофонные пластинки стали очень популярны. Пластинки выпускались огромными тиражами. Некоторые модели граммофонов стоили недорого, их могли приобретать люди из различных социальных слоев общества, в том числе и малообразованные. В связи с этим, наибольшим спросом пользовались грампластинки с доступным репертуаром – песнями, эстрадными номерами и т.п. Таким образом, постепенно складывался определенный стереотип отношения к грампластинкам как к предмету «низкопробного, мещанского вкуса, удовлетворяющего обывательским запросам». Однако фактически грампластинка была наиболее распространенным средством массовой коммуникации, несла в массы произведения искусства. В записях на грампластинках сохранялось творчество многих деятелей отечественной культуры. В 1920 – 1930 гг. необходимость сохранения звукового наследия страны приходилось отстаивать, доказывать, что грампластинки могут дать историкам богатый материал для понимания духа времени. В начале 1930-х гг. В.В.Максаков, один из руководителей архивной службы, писал в Президиум ВЦИК о необходимости государственного хранения фонодокументов, и обосновывал эту необходимость:

«По своему значению и содержанию этот материал представляет собой не что иное, как новейшую разновидность документа, хотя и непривычную со стороны оформления».

На эту же тему активно выступал в печати С.И.Бернштейн, один из инициаторов создания в 1920-х гг. в Петрограде Института живого слова, лаборатории, где записывались голоса многих видных деятелей культуры и науки. Луначарский прекрасно понимал всю ценность звуковых документов для истории страны. Об этом он говорит в своей известной речи «Культурная роль граммофона», называя дело создания «граммофонных архивов… предметом огромной политической важности и огромной культурной значительности».

В результате всеобщих усилий в 1932 г. в Лефортовском дворце и был создан Центральный архив звукозаписей (ЦАЗЗ, ныне Российский государственный архив фонодокументов - РГАФД). Перед новым архивом стояла сложная задача: собрать, сохранить, упорядочить и сделать доступным для использования огромный массив фонодокументов. Несмотря на ошибки в комплектовании на первом этапе деятельности, организационные  перипетии последующих лет, РГАФД сейчас - крупнейшее собрание фонодокументов в нашей стране. Основная задача архива – концентрация и сохранение в этом собрании наиболее полного и представительного массива звуковых источников отечественной истории. В настоящее время в собрании архива представлены фонодокументы практически всех известных систем записи на различных физических носителях – восковые валики фонографов, металлические граморигиналы и грампластинки разных времен и способов производства, тонфильмы и шоринофоны, записи на магнитной ленте, лазерные компакт-диски. Архив фонодокументов продолжает активно комплектоваться интересными современными документами, ищет новые пути использования своих материалов. А в целом Российский государственный архив фонодокументов стал именно таким, каким его представлял Анатолий Васильевич Луначарский.

Фрагмент речи А.В.Луначарского о граммофонных архивах
Запись 1931 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 41902

Время звучания: 
2 мин. 52 сек.