195-летие композитора Людвига Минкуса

23.03.2021

Людвиг Минкус родился в Вене. С четырех лет занимался музыкой, а с 12-ти – делал это в Обществе Друзей Музыки. Как скрипач, Минкус начал выступать уже в 8 лет. Музыкальные критики скоро признали его вундеркиндом. Со временем Минкус начал сочинять музыку – его первое сочинение для скрипки опубликовано в 1846 г. Пробовал он себя и в качестве дирижера. В 1852 г. Минкус получил место первого скрипача в Венской Королевской опере, но вскоре отказался от него и переехал в Петербург, где трудился капельмейстером крепостного театра князя Юсупова. В России Минкус продолжал выступать как скрипач – например, играл вторую скрипку на премьерном исполнении Струнного квартета № 1 Чайковского в Москве 28 марта 1871 г.

Первым балетом Минкуса в России был «Союз Пелея и Фетиды» для частного представления в Юсуповском театре (1857 г.). В 1856 – 1861 гг. Минкус был первым скрипачом, в 1861 – 1972 гг. – солистом оркестра московского Большого театра, а также преподавал в Московской консерватории, будучи профессором по классу скрипки. (1866 – 1872 гг.).

В 1862 г. в московском Большом театре был поставлен одноактный балет на музыку Минкуса «Два дня в Венеции». Тогда же он написал по заказу балетмейстера А.Сен-Леона антракт для возобновляемого в Большом театре балета А.Адана и Ж.Коралли «Орфа». Вскоре Сен-Леон заказал Минкусу полный балет, и последний написал «Пламя любви, или Саламандра», поставленный в 1863 г. специально для прославленной балерины Марфы Муравьевой в московском Большом театре. Чуть позже (1864 г.) в петербургском Большом театре прошла постановка балета Минкуса «Фиаметта, или Торжество любви» (в Париже он шел под названием «Немея»). Для новой парижской постановки Сен-Леона Минкус совместно с Л.Делибом создал балет «Ручей», премьера которого состоялась в 1866 г. Наконец, в 1869 г. появился «Дон Кихот» - детище Минкуса и Мариуса Петипа. После «Дон Кихота» Минкус стал композитором балетной музыки при Дирекции императорских театром в Петербурге (1872 – 1882 гг.). В 1890 г. Минкус возвратился в Австрию, где и прожил остаток жизни.

Как композитор Минкус работал исключительно в жанре балета. Почти все его балеты представляют собой, по существу, танцевальные дивертисменты. Музыке Минкуса присущи особая праздничность, легкость и изящество, что составляет ее сильные стороны. Вместе с тем, Минкус очень хорошо чувствовал специфику балетного театра. Композитор написал около 20 балетов, среди которых наиболее известны «Баядерка» и особенно «Дон Кихот».

Балет Минкуса «Дон Кихот» создан по сценарию выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа (1818 – 1910 гг.). Он с 1838 г. выступал в театрах Бордо, Нанта, Мадрида и др. как танцовщик и балетмейстер. Петипа работал в России с 1847 г. При постановке балетов он придерживался строгих схем чередования пантомимы и танцев, классических и характерных. Основой спектакля Петипа считал классический танец, выражающий чувства главных героев, а характерный танец вносил бытовые и исторические краски. С именем Петипа связан блестящий расцвет русского балета.

Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», часто называемый просто «Дон Кихот», неоднократно привлекал внимание талантливых музыкантов и хореографов. Первый балет по мотивам романа написан был еще в 1740 г. Эта и все последующие версии, созданные разными авторами, были основаны не на всем произведении, а на отдельной выбранной линии, раскрывающей историю любви Китри и Базиля. Всего поставлено 13 версий спектакля по мотивам романа Сервантеса.

Балет «Дон Кихот» - одно из лучших творений Минкуса и Петипа. Последний много путешествовал по городам Испании, проникся духом и традициями испанского танцевального фольклора. Сервантес писал об испанских танцах: «Казалось, (…) носится сама Радость и скачет само Веселье». Именно таков балет «Дон Кихот»: Минкус своей музыкой наполнил балет особой танцевальностью, удачно воссоздал испанский колорит. В сюжете этого балета нет острых драматических коллизий и интриг. Прелесть спектакля, действие которого происходит в Барселоне, в его яркой эмоциональности. Солнечные и жизнерадостные танцы предстают перед зрителями в виде виртуозных испанских и цыганских номеров – это сегидилья, шика, морена, зингара и др. Эту праздничную атмосферу дополняет коррида. В «Дон Кихоте» лишь Дульсинея исполняет классический танец, остальные герои представлены характерными танцами.

Премьера «Дон Кихота» состоялась 14 (26) декабря 1869 г. в московском Большом театре. Этот балет – единственное творение Петипа, которое создано изначально именно для московской труппы. Позднее, для показа в Петербурге в 1871 г. Минкус дополнительно написал 5-й акт. В последующие годы творческое содружество Минкуса и Петипа продолжалось - они создали вместе 16 балетов.

Балет «Дон Кихот» неизменно остается в репертуаре современного балетного театра, он давно стал классикой жанра. Этот балет считается одним из самых ярких и великих творений классического балета.

 

Разумеется, мы не можем показать сцены из балета, но музыка его доставляет настоящее наслаждение. 

Вариации Китри из балета Минкуса «Дон Кихот»
в исполнении Оркестра Большого театра, дирижер Ю.Файер
Арх. № ф. 4, ед. уч. 44802

Время звучания: 
2 мин. 42 сек.