210 лет со дня рождения Фредерика Шопена

22.02.2020

22 февраля (по другой версии 1 марта) исполняется 210 лет со дня рождения Фредерика Шопена - великого польско-французского композитора и пианиста - виртуоза. Помимо композиторского наследия, Шопен, хотя и дал за всю жизнь немногим более 30 концертов, известен за инновационный подход к инструменту, непревзойденную изобретательность по части музыкальной техники, позволившую извлечь из фортепиано максимум возможностей.  

Сведения о дате рождения Шопена противоречивы. В свидетельстве о рождении указана дата 22 февраля, но сам он, записываясь в 1833 г. в Польское Литературное Общество Парижа, указал, что родился 1 марта. 

Шопен родился в Польше, в имении Желязова Воля под Варшавой. Его отец Николя иммигрировал в Польшу из Франции. Здесь он женился на польке и зарабатывал, давая уроки представителям аристократических семей, а позднее преподавал французский язык в Варшавском лицее.

Семья была творческой, поэтому с младенчества Фридерик слушал, как мама и старшая сестра играют на фортепиано, а к шести годам и сам пробовал играть. Первые уроки ему давал 61-летний Войцех Цивни. Шопен учился очень быстро и практиковался, выступая на частных аристократических вечерах. В возрасте восьми лет впервые выступил на публике на благотворительном концерте. Славу вундеркинда подкрепляло и то, что Фредерик рано начал сочинять — в основном, мазурки, вальсы и полонезы. Он написал марш, который посвятил великому князю Константину, и который затем исполнялся на параде.

Когда Шопену было 16 лет, родители отдали его в новообразованную Варшавскую Консерваторию, директором которой стал Йозеф Эльснер, уже преподававший ему ранее музыкальную теорию. Положительно относясь к романтическому течению в музыке, он давал Шопену традиционное образование, но одновременно позволял переступать через академические ограничения. Так, получив знания о музыкальной гармонии и композиции, он выработал творческую индивидуальность.

К восемнадцати годам Шопен окончил лицей и полностью посвятил себя музыке. В поисках живой музыкальной среды и новых знакомств он отправился за границу: сначала в Берлин, затем в Вену с заездами в Прагу и Дрезден. В Вене, в 1829 г., состоялся исполнительский дебют Шопена: он дал два успешных концерта. Вернувшись в Варшаву, сочинял музыку и активно вел светскую жизнь. Но варшавская музыкальная среда не выдерживала сравнения с Берлином и Веной, и композитор запланировал переезд. Родители его поддержали, и, после долгой подготовки, 1 ноября 1830 года Шопен покинул Варшаву, как потом оказалось, навсегда.

К концу ноября он добрался до Вены, рассчитывая развить успех предыдущих венских концертов. Но оказалось, что в местных музыкальных кругах о молодом композиторе к тому моменту успели забыть, а издатель отказался печатать его новые сочинения. Характер у Шопена был чувствительный, любая неудача повергала его в уныние. К этому прибавилось новое переживание: в Польше вспыхнуло восстание, и Фридерик очень хотел вернуться на родину к родным, но те отговаривали его. Шопен оказался на перепутье. В свойственной ему эксцентричной манере, в письме другу Матушинскому он пишет:

«Должен ли я ехать в Париж? Должен ли я вернуться домой? Должен ли я остаться в Вене? Должен ли я убить себя?»

В конце концов Шопен решился дать новый концерт, который прошел настолько неудачно, что не покрыл даже издержек. После этого композитор перебрался в Париж. Ему удалось устроиться там материально благодаря встрече с Ротшильдом, организованной князем Радзивиллом. Поиграв на вечере, он покорил гостей своим мастерством, и сразу же получил несколько предложений давать уроки музыки. Так композитор оказался в местном высшем свете:

«Я вращаюсь в самом высшем обществе – среди посланников, князей и министров. Каким образом я к ним попал – я и сам не знаю: это случилось как-то само собой. Но для меня это теперь положительно необходимо, потому что как бы то ни было, а настоящий хороший вкус исходит оттуда. Вы сразу начинаете пользоваться репутацией талантливого пианиста, если вас слышали у английского или австрийского посланника…»

Светская жизнь была Шопену не только выгодна с точки зрения музыкальной карьеры, но и приятна. Хорошо образованный и воспитанный, он тяготел к высшему обществу, и очень скоро его характер изменился в сторону соответствия местным неписаным нормам поведения. Огромное внимание он уделял внешнему виду, без которого нельзя было поддержать «bon ton». Композитор Ференц Лист, сдружившийся тогда с Шопеном, вспоминал, что тот на светских вечерах был всегда сдержан, но доброжелателен, избегал интриг, не говорил о себе, но всегда поддерживал разговор на темы, интересные собеседнику. 

В 1833 г. Шопен начал приобретать известность благодаря новым сочинениям. Именно композиторский труд интересовал его прежде всего, а публичные концерты, наоборот, давались тяжело. Поэтому в 1835 г. он окончательно отказался от карьеры виртуоза и занялся композиторской работой и частными уроками.

Зимой 1838 г. Шопен вместе с писательницей Жорж Санд, с которой у него начинался роман, поехал на остров Майорка. Там они поселились в Вальдемосском монастыре. Приятный поначалу климат вскоре испортился, и Шопен пережил серьезную простуду, расшатавшую его здоровье. Жизнь в монастыре, осложненная болезнью, испортившейся погодой и сложными отношениями с местным населением, расстроила нервы композитора, так что после улучшения погоды они отправились в обратное путешествие. 

Вскоре после возвращения в Париж Шопен и Санд поселились рядом, и Фридерик часто проводил время у возлюбленной, собиравшей у себя артистов и писателей. Там он познакомился с Гейне, Бальзаком, Делакруа и другими известными деятелями искусства. Лето проводил в имении Санд в замке Ноган, где написал почти все произведения периода 1839-1847 гг.

В 1847 г. Шопен и Санд разорвали отношения. Причина была в разности их характеров, а поводом стал роман Санд «Лукреция Флориани», в котором один из главных героев очень походил на Шопена, а история его отношений с главной героиней напоминала историю Шопена и Санд. Этот персонаж, князь Кароль, предстает в романе изнеженным и избалованным аристократом. Болезненный и обладавший сложным характером композитор действительно не раз давал повод так о себе думать, и многие знакомые без труда распознали в романном Кароле Шопена. Последней же каплей стала другая ссора: по одним свидетельствам, она произошла из-за того, что Шопен согласился принять дочь Санд, с которой мать поссорилась и отказала от дома. Сама Санд говорила, что причиной разрыва стало ее вмешательство в ссору Шопена с ее сыном.

После разрыва с Санд Шопен год провел в Англии. Сначала отыграл два успешных частных концерта в Лондоне, в доме у знакомых, затем отправился в Шотландию, где несколько раз выступал публично, но, в основном, «кочевал от одного лорда к другому, от одного герцога к другому и всюду носил с собою свою хандру и нездоровье». Несмотря на радушие англичан и востребованность Шопена как музыканта, такая жизнь быстро ему наскучила. Он снова приехал в Лондон, поучаствовал там в благотворительном концерте в пользу бедных поляков, а затем с радостью вернулся в Париж.

Но пребывание в Англии окончательно подорвало здоровье композитора. У него обострилась грудная болезнь. Не имея возможности сочинять, выступать и даже давать частные уроки, он истратил все состояние, поэтому последние месяцы жил в стесненных условиях. Он умирал от продолжительной болезни, но в окружении друзей и поклонников, регулярно его навещавших. 17 октября 1839 г. Фридерик Шопен умер. 

Несмотря на то, что Шопен значительную часть жизни прожил в других странах, он помнил о своей родине и во многом оставался польским композитором. Значительную часть его наследия составляют мазурки и полонезы. Приезжая в другие страны, он устанавливал связи с местными иммигрантами-поляками, а, выбирая учеников, отдавал предпочтение полякам. Незадолго до смерти он исповедался польскому аббату Иеловичу. Гейне писал о нем:

«Шопен родился в Польше от французских родителей и довольно много путешествовал по Германии. Такое совместное влияние трех различных национальностей делает его личность в высшей степени интересной. Он соединяет в себе все то лучшее, что есть в каждой из этих наций: Польша дала ему свой рыцарский дух и свою историческую скорбь; Франция – свою легкую грацию и привлекательность; Германия – свою романтическую глубину».

Сегодня предлагаем послушать два этюда Ф. Шопена. Первый — этюд №1 фа минор (без опуса) из цикла «Trois nouvelles études» в исполнении Александра Борисовича Гольденвейзера — пианиста, музыкального критика, народного артиста СССР и лауреата многочисленных премий. Второй — этюд № 3 соч. 25 фа мажор в исполнении выдающегося пианиста, заслуженного деятеля искусств РСФСР Григория Романовича Гинзбурга.

Этюд № 1 фа минор («Trois nouvelles études»). Муз. Ф. Шопен, исп. А.Б. Гольденвейзер (ф-но). Запись 1950 г.

Арх. № ф. 540 оп. 16 «г» № 373

Время звучания: 
2 мин. 07 сек.

Этюд № 3 соч. 25 фа мажор. Муз. Ф. Шопен, исп. Г.Р. Гинзбург (ф-но). Запись 1953 г.

Арх.№ ф. 540 оп. 21 «г» №89

Время звучания: 
1 мин. 36 сек.