140 лет со дня рождения Давида Бурлюка

21.07.2022

140 лет назад родился Давид Бурлюк - художник, поэт, яркий деятель эпохи советского авангарда, кубофутурист и «отец российского футуризма». Среди его соратников и друзей были Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых и другие деятели искусств того времени.

Давид Бурлюк родился на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии и был старшим в семье из шестерых детей. Отец управлял имением и изучал агрономию, много читал и увлекался писательством, а жена была «ученая», городского происхождения. Несмотря на то, что родители вели трудовую жизнь, они были образованными и создавали в семье соответствующую атмосферу: много читали вслух, устраивали домашние спектакли, поощряли творческие склонности сына и организовали домашнее обучение, чтобы подготовить его к гимназии. Уже в 1890-е гг. он начал рисовать, писал первые стихи и прозу, подражая Аксакову и Гоголю. Семья часто переезжала, и Давид успел поучиться в сумской, тамбовской и тверской гимназиях, в художественных училищах Казани и Одессы.

В «Фрагментах из воспоминаний футуриста» Бурлюк называет 1890 г. началом своего детского искусства:

«В этом году я стал пунктуально вести дневник и, вперемежку с записями, делал рисунки - главным образом, или вернее сказать, исключительно пейзажного характера. Я рисовал: дома, деревья, замки и особенно любил рисовать кусты трав».

В 1890-е гг., меняя места жительства и учебы, Бурлюк развивал свое увлечение. Рисовал он, в основном, карандашами и тушью, был по преимуществу пейзажистом, но с 1897 г. писал и с натуры.

«Историческим» стал для Бурлюка 1902 г., когда он «запоем» начал писать красками. В том же году после неудачной попытки поступить в Императорскую Академию художеств Бурлюк отправился изучать живопись в Германию. Он учился в мюнхенской Королевской академии художеств, в школе живописца Антона Ажбе, затем в Париже у Фернана Кормона в Национальной школе изящных искусств.

В середине 1900-х гг. Бурлюк вернулся в Россию. По его воспоминаниям, первые его работы того периода - «отчаянный реализм», при котором старательно выписывались все мельчайшие детали пейзажа. Но свои этюды 1906 г. он называл уже «импрессионистически мастерскими» и «делающими эпоху в истории русского пейзажа». В это время он вместе с братом Владимиром организовал объединение «Стефанос», представители которого искали новые пути в искусстве. Картины Бурлюка периодически выставлялись в разных городах, а с 1907 г. в Москве и Петербурге проходили выставки «Стефаноса». Бурлюк писал с натуры и регулярно работал над пейзажами. Эволюция его художественного стиля была сравнительно быстрой: свои работы 1908–1909 гг. он считал неоимпрессионистскими, а работы 1911–1913 гг. — эпохой кубистической живописи и первых футуристических полотен.

Свое художественное образование Бурлюк продолжил в 1910-е гг. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были Леонид Пастернак и Абрам Архипов. В этом училище Бурлюк познакомился с Владимиром Маяковским:

«Какой-то нечесанный, немытый, с эффектным красивым лицом апаша верзила преследовал меня шутками и остротами, как “кубиста”. Дошло до того, что я готов был перейти к кулачному бою… <…> Мы посмотрели друг на друга и… примирились, и не только примирились, а стали друзьями, а скоро и соратниками в той борьбе, коя закипела вокруг между старым и новым в искусстве».

В это время Бурлюк стал видным деятелем авангарда, состоял в художественных объединениях «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи», участвовал в основании литературной группы «Гилея», выпустившей знаменитые сборники «Пощечина общественному вкусу», «Молоко кобылиц» и другие. Участники «Гилеи» в 1913-1914 гг. гастролировали с эпатажными выступлениями, которые назывались «поэзоконцертами» или «стихобойней». Картины Бурлюка выставлялись на авангардных экспозициях в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. По приглашению Василия Кандинского он участвовал в выставках мюнхенского объединения экспрессионистов «Синий всадник».

После революции в 1918 г. Бурлюк отправился к семье в Уфу и к лету оказался отрезан от западной части страны из-за начавшейся Гражданской войны. В течение нескольких лет он бывал в Сибири и на Дальнем Востоке, где выступал с лекциями и устраивал выставки. Многие его работы, написанные с 1916 по 1920 г., были посвящены потрясениям Первой Мировой войны и революции, а, живя в башкирских степях, Бурлюк написал несколько десятков картин, в которых запечатлел виды местности и ее жителей.

В 1920 г. Бурлюк уехал в Японию, где жил до 1922 г. Вместе с художником Виктором Пальмовым он организовал «Первую выставку русской живописи» в Токио, на которой были представлены работы Казимира Малевича, Владимира Татлина и еще более 20 мастеров. Вслед за этой были организованы выставки и в других городах Японии. В своих работах тех лет Бурлюк стремился выразить многогранность этой страны. Это «пророческая» картина «Бурлюк предсказывает своим друзьям поглощение Иокогамы разбушевавшимися волнами», картины, изображающие рыбаков, полевые работы, посадку риса, рубку деревьев.

В 1922 г. Бурлюк с женой и двумя сыновьями переехал в США, где прожил всю оставшуюся жизнь. Там он работал журналистом, выступал с лекциями о жизни в СССР, издал порядка 20 книг со стихами и рисунками. В 1930г. вместе с женой он основал журнал «Цвет и рифма», который просуществовал более 30 лет. В нем издавались стихи, рецензии, живописные работы Бурлюка и репродукции футуристических картин. После 1930-х гг. Бурлюк сосредоточился на живописи и постепенно достиг известности. Его картины выставлялись в художественных галереях Нью-Йорка, Вашингтона и Сан-Франциско. В начале 1940-х Бурлюки приобрели имение на Лонг-Айленде, в котором была построена студия и открыта художественная галерея. Бурлюки много путешествовали по Европе и дважды бывали в СССР.

Послушайте фрагмент записи товарищеского вечера у Лили Юрьевны Брик, на котором Давид Бурлюк читает свое стихотворение «Ленинград осенью».

Стихотворение «Ленинград осенью», читает автор
Запись 1954 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. 7677

Время звучания: 
0 мин. 45 сек.