80-летие певца Пласидо Доминго

21.01.2021

Родители Пласидо Доминго, испанского оперного певца-тенора и дирижера Пласидо Доминго переехали в Мексику в 1949 г. Здесь они основали собственную театральную труппу, стали звездами сарсуэлы, испанского музыкально-драматического и комедийного жанра с пением, танцами и разговорными диалогами. Их сын Пласидо, таким образом, рос в творческой семье.  В 14 лет способный мальчик окончил консерваторию в Мехико, участвовал в различных музыкальных группах, изучал дирижирование и фортепиано. В 1957 г. состоялся дебют 16-летнего Пласидо как певца на сцене в труппе родителей. В то время Доминго брался за любую музыкальную работу – пел в мюзиклах, играл на фортепиано для балетной труппы, подрабатывал тапёром в барах, исполнял небольшие драматические роли в телепостановках, сочинял фоновую музыку для   спектаклей. Он организовал собственную музыкальную программу на культурной радиостанции в Мехико, аккомпанировал матери на ее сольных выступлениях, продюсировал американскую популярную музыку для мексиканских звукозаписывающих компаний и для себя. Все это дало Доминго огромный жизненный и профессиональный опыт.

23 сентября 1959 г. Доминго дебютировал на большой сцене в партии Борсы в опере Верди «Риголетто». В ту пору Доминго доверяли второстепенные роли в операх. В 1962 г. он женится на певице сопрано М.Орнелас. Супруги уезжают в Израиль и три сезона выступают в Еврейской национальной опере в Тель-Авиве. За это время Доминго исполнил 12 оперных партий в 28 спектаклях.

В 1965 г. Доминго выступил с огромным успехом в мировой премьере оперы «Дон Родриго» Хинастеры в Нью-Йорке на открытии нового сезона в новом Линкольн-центре. После этого на Доминго обрушилось множество приглашений на лучшие оперные сцены мира. В последующие годы певец много выступал на оперных сценах Европы. В 1968 г. состоялся дебют Доминго в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. К этому выступлению в партии Калафа в опере Пуччини «Турандот» певец готовился тщательно. После одной из репетиций ему позвонил главный администратор театра и сообщил, что через два часа он должен выйти на сцену, заменив в партии Маурицио из оперы Ф.Чилеа «Адриана Лекуврёр» знаменитого тенора Франко Корелли, партнера Ренаты Тебальди. Успех спектакля был громадный. Доминго вспоминал: «Не так страшно было внезапно дебютировать, как выйти на сцену вместо Франко Корелли». После этого он пел в Венской опере, опере Сан-Франциско, в лондонском Ковент-Гардене. В 1969 г. он открыл сезон в миланском Ла Скала, а на открытие сезона театр приглашал только выдающихся певцов.

К середине 1970-х гг. Доминго выступал во всех крупных оперных театрах, на серьезных фестивалях. Партии Каварадосси и Отелло стали его коронными партиями. Знаменитый актер Л.Оливье сказал, что Доминго в роли Отелло также хорош, как он сам. С 1973 г. Доминго начал дирижировать оперными спектаклями, а в 1982 г. состоялся первый полноценный кинематографический опыт в фильме Ф.Дзефирелли «Травиата»., а далее в 1984 г. была снята опера Бизе «Кармен», еще через два года – «Отелло» Дж.Верди.  В 1990-е гг. в репертуаре Доминго появились партии героев опер Вагнера, он обратился к музыке Моцарта, исполнил партию Германна в опере Чайковского «Пиковая дама» на русском языке. В 1990 г. состоялось совместное выступление Доминго с тенорами Л.Паваротти и Х.Каррерасом на финале чемпионата мира по футболу. Выступления трех выдающихся теноров продолжались и далее и пользуются огромной популярностью. За 11 лет три тенора дали вместе 35 концертов в разных городах.

В репертуаре Доминго 150 ведущих оперных партий – больше, чем у любого другого оперного певца. Он участвовал более, чем в 3900 представлениях, записал более 100 полнометражных оперных спектаклей. Тиражи многих альбомов Доминго превышают 1 миллион экземпляров. Доминго удостоен 11 наград «Grаmmy».

Пласидо Доминго певец, безусловно выдающийся, обладающий великолепным голосом – лирико-драматическим тенором мощного и выразительного тембра. Тембр голоса Доминго называют «экстраординарно теплым». Успеху певца способствуют экспрессивная манера исполнения, искренность и непосредственность сценического поведения, высочайшая вокальная культура. Доминго обладает выразительной сценической внешностью настоящего романтического героя – высоким ростом, импозантной атлетической фигурой, красивым лицом. Он является продолжателем замечательных традиций выдающихся теноров прошлого и, одновременно, ярким представителем вокальной культуры нашего времени. Доминго искренне предан опере и музыке вообще, тому искусству, которому он посвятил жизнь. Он утверждает: «Опера – бессмертное искусство, она существовала всегда, и будет жить, пока людей волнуют искренние чувства, романтика. Музыка способна возвысить нас почти до совершенства, способна излечить нас. Одна из самых больших радостей моей жизни – получать письма от людей, которым мое искусство помогло восстановить здоровье. С каждым прожитым днем все больше убеждаюсь, что музыка облагораживает, помогает в общении людей. Музыка учит нас гармонии, несет мир. Верю, что это и есть ее главное призвание».  

С 2009 г. Пласидо Доминго начал исполнять партии баритонального репертуара наряду с теноровыми. Тогда состоялся его дебют в Берлинской опере в баритональной партии Симона Бокканегры в одноименной опере Дж.Верди, которую композитор считал своей лучшей работой. А Доминго говорит: «Больше всего я люблю ту оперу, которую пою сегодня». Доминго по-прежнему поет – в сезоне 2018/2019 гг. в возрасте 78 лет он спел 6 разных партий в 9 театрах, не считая концертов. Певец признается: «Сцена – мой наркотик, смогу ли когда-нибудь от него отказаться?» То, что творческая жизнь выдающегося певца продолжается, не может не радовать огромную армию его поклонников.

Слушайте Пласидо Доминго. Дж.Верди. «Симон Бокканегра», опера. Сцена и ария Габриэле Адорио из 2 д. исполняют П.Доминго и Лондонский королевский филармонический оркестр, дирижер Э.Даунс.

Из архивных записей 1969-1972 гг.
Арх. № ф. 4, ед. уч. 62870

Время звучания: 
5 мин. 12 сек.