105 лет со дня рождения Эмиля Гилельса 

19.10.2021

Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Эмиля Гилельса — одного из самых известных советских пианистов как в СССР, так и за рубежом. Наряду с бесчисленными выступлениями в Советском Союзе, он провел десятки концертов в Европе, Канаде, США и других странах. Талант Гилельса высоко оценивали Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович и другие выдающиеся музыканты со всего мира.

Эмиль Гилельс родился в Одессе. Отец его работал бухгалтером на сахарном заводе, а мать была домохозяйкой. Удивительно, что такая сравнительно обычная, не музыкальная семья дала миру двух известных музыкантов: Эмиля и, через три года, Елизавету, ставшую знаменитой скрипачкой. В скромной семейной квартире было фортепиано, и еще двухлетним ребенком Эмиль нажимал на клавиши, вслушивался в звуки и чутко на них реагировал. Довольно скоро стало ясно, что мальчик обладает редким абсолютным слухом и может находить ноты даже в звуках немузыкального происхождения. С пяти лет он занимался со знаменитым одесским педагогом Яковом Ткачом, который о своем ученике отзывался так:

«Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры».

Благодаря природным склонностям первые уроки давались Эмилю легко. Пальцы ложились на инструмент естественно и сразу правильно, чуткий слух и хорошая память помогли быстро усвоить музыкальные основы и грамоту. Первые произведения Эмиль исполнял уже через несколько месяцев после начала занятий. А в мае 1929 г., в двенадцатилетнем возрасте, дал первый публичный концерт с произведениями Бетховена, Листа, Скарлатти, Мендельсона и Шопена.

С такими успехами стало ясно, что Эмиль перерос своего первого учителя, и тогда в 1930 г. он поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Рейнгбальд. Берта Михайловна уделила новому талантливому студенту особое внимание, очень много занималась с ним. Помимо характерного для Гилельса поразительного развития музыкальной техники, благодаря Рейнгбальд он в консерваторские годы услышал много новой музыки, был представлен значимым одесским музыкантам и любителям музыки. В самом начале 1930-х гг. его игру услышали концертировавшие пианисты Александр Боровский и Артур Рубинштейн, и последний произнес знаменитую фразу о том, что если Гилельс приедет в Америку, то ему самому будет там уже нечего делать.

Новым витком в музыкальном развитии Гилельса стал Первый Всесоюзный конкурс музыкантов, в котором он одержал триумфальную победу и открыл свой талант всему Советскому Союзу. Окончив Одесскую консерваторию осенью 1935 г., он поступил в Московскую и возобновил интенсивные концерты, которые начались было после победы в конкурсе, но были приостановлены для завершения обучения. В Москве Гилельс занимался в классе Генриха Нейгауза — требовательного педагога, который не признавал его гениальности и строго относился к нему. Это не помогало Гилельсу, который в эти годы проходил этап развития из природного гения, полагавшегося на интуицию, в основательного и осознанно играющего пианиста, и который, к тому же, поначалу жил в стесненных бытовых условиях и имел мало друзей в Москве. Позже, в годы войны, Нейгауз будет арестован, и благодаря заступничеству Гилельса избежит сурового приговора и будет выслан на Урал, а затем, благодаря просьбам Гилельса и других деятелей культуры, сможет вернуться в Москву.

Так или иначе, исполнительская карьера Гилельса шла хорошо, а слава его доносилась до других стран. В 1936 г. Гилельс поучаствовал в своем первом международном конкурсе — международном конкурсе пианистов в Вене, но занял там второе место, уступив Якову Флиеру. Спустя два года он его обошел, победив на куда более сложном международном конкурсе в Брюсселе. В СССР Гилельс вернулся героем, его имя звучало наравне с именами других выдающихся деятелей того времени, а его игру называли воплощением «всего советского» в искусстве. Окончив обучение в 1938 г., он стал преподавателем Московской консерватории и, с 1952 г. в звании профессора, преподавал до 1976 г.

В военные годы Гилельс много выступал на фронте и в госпиталях, часто исполнял произведения Прокофьева, Рахманинова, Стравинского. Запоминающимися были выступления в блокадном Ленинграде осенью 1943 г., концерт в Большом Зале Московской консерватории 30 декабря 1944 г., на котором он впервые представил публике 8 сонату Сергея Прокофьева для фортепиано. В 1945 г. Гилельс выступил на Потсдамской конференции. С завершением войны Гилельс дал ряд концертов как представитель советского музыкального искусства в странах Европы, в США и других, и покорил сердца слушателей.

Следующий период жизни Гилельса, начавшийся с 1950-х гг. — это время активных выступлений и самой большой славы. В 1955 г. он стал первым советским артистом, которому в годы Холодной войны позволили выступить в США, и дал триумфальный концерт в Карнеги Холле. С тех пор он выступил во всех крупных городах Европы, США, Канады и Японии, выступал в Турции и в Иране. И, конечно, дал бессчетное количество концертов в городах Советского Союза. Репертуар Гилельса был чрезвычайно широк и постоянно расширялся. Среди его выдающихся интерпретаций произведения Бетховена, Моцарта, Рахманинова, Листа, Прокофьева, Стравинского, Брамса. Помимо концертной деятельности, Гилельс активно записывался как для советской «Мелодии», так и для иностранных фирм «EMI», «Deutsche Grammophon» и других.   
С середины 1970-х гг. Гилельс сосредоточился на выступлениях, ограничив остальные активности. Последнее его выступление состоялось в Хельсинки 12 сентября 1985 г.

Несмотря на колоссальную мировую славу, в СССР критика относилась к Гилельсу не так тепло. Вероятно, еще со времени ученичества у Нейгауза, который больше ценил другого своего ученика Святослава Рихтера, за ним закрепился ярлык технического виртуоза, не могущего наполнить свое мастерство глубоким содержанием. Такому сложившемуся мнению мог способствовать и его простой стиль игры, в котором одни могли увидеть глубину, а другие — художественную бедность. Так или иначе, любовь к Гилельсу слушателей всего мира, а равно и сохранившиеся записи его выдающихся выступлений говорят здесь сами за себя.

Часть Allegro moderato трио №9 Людвига ван Бетховена
Ф-но — Э. Г. Гилельс, виолончель — М. Л. Ростропович, скрипка — Л. Б. Коган.
Запись 1953 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. № 33427/28

Время звучания: 
4 мин. 26 сек.

Следующая запись документальная. Это интервью с Эмилем Гилельсом по случаю 50-летия со дня его первого сольного концерта в Одессе. Он вспоминает времена подготовки к нему, рассказывает о репертуаре юбилейного концерта, делится своим пониманием музыки и исполнительского искусства.

Интервью с Э.Гилельсом по случаю 50-летия со дня его первого сольного концерта в Одессе
Запись 1979 г.
Арх. № ф. 1, ед. уч. № 10835

Время звучания: 
4 мин. 16 сек.