85-летие со дня рождения Олега Табакова

17.08.2020

Олег Табаков родился в Саратове в семье врачей. Во время войны отец Павел Кондратьевич на фронте возглавлял военно-санитарный поезд, перевозивший раненых в тыл, а мать Мария Андреевна работала в военном госпитале на озере Эльтон. Здесь Олег в семилетнем возрасте сыграл свою первую роль в самодеятельной военной постановке. В ней была всего одна фраза: «Папа, подари мне пистолет!».

После войны семья распалась, и Олег стал жить с матерью и старшей сестрой Миррой. Чтобы содержать семью, Мария Андреевна работала на двух работах и изредка покупала билеты на концерты гастролирующих московских артистов. Олег учился в мужской средней школе, а в седьмом классе его записали на шахматный кружок. Однажды на занятие пришла Наталья Иосифовна Сухостав - руководитель детского театра «Молодая гвардия». Она искала мальчиков для новой постановки и выбрала четырнадцатилетнего Олега. Это событие определило его будущее. Он стал регулярно заниматься в театре, переиграл там все главные роли, сделался местной знаменитостью и даже вёл детскую передачу для саратовского радио.

Олег не сомневался, что хочет стать профессиональным актером. Закончив школу в 1953 г., он поехал в Москву и поступил в московскую Школу-студию МХАТ. Мастером его курса был В.О. Топорков, ученик К.С. Станиславского. Учился Табаков с огромным интересом. Из студенческих ролей ему особенно удалась и полюбилась роль Хлестакова в отрывке из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Руководство Школы ценило исключительный талант Табакова и даже позволило в виде исключения сняться в кино. Это была роль в фильме М. Швейцера «Саша вступает в жизнь». Но ленту не допустили к показу, и зрители смогли увидеть её только спустя 30 лет.

В 1955 г. при Школе-студии сформировали Студию молодых актеров под руководством Олега Ефремова. Табаков принял участие в ее первой постановке - спектакле «Вечно живые» по пьесе В. Розова. Ему досталась маленькая роль студента Миши, но блистательно прошедшая в 1956 г. премьера спектакля предвещала новые театральные начинания. В 1958 г. семеро выпускников Школы-Студии МХАТ, среди которых был и Табаков, основали театр «Современник». Созданный группой единомышленников, он стал уникальным для советского театра явлением. «Современник» быстро завоевал популярность и славу самого прогрессивного московского театра. Олег Табаков не только входил в его труппу, став вскоре одним из ведущих артистов, но и занимался административной работой. Так он начал постигать основы управления театром и продюсерского дела.

С 1960-х гг. Табаков стал чрезвычайно востребованным артистом, который играл в театре и кино, участвовал в создании радиоспектаклей и передач. В 1968 г. его пригласили в Прагу, и в течение месяца он с большим успехом исполнял роль Хлестакова в спектакле «Ревизор» в театре «Чиногерны клуб». В 1970 г. после ухода О. Ефремова и части труппы Табаков взял на себя руководство «Современником». Будучи директором, он принял в театр новых молодых актеров, приглашал знаменитых советских и зарубежных режиссеров, способствовал постановкам новых спектаклей и сам в них играл.

«Современник» успешно развивался, но Олег Табаков, будучи востребованным и знаменитым на всю страну артистом, несмотря на большие нагрузки, занялся еще и педагогикой. Вместе с артистами-единомышленниками он в 1974 г., отобрав 49 подростков из нескольких тысяч претендентов, основал театральный кружок в помещениях Дворца пионеров на Стопани. Вскоре 8 его выпускников вошли в первый актерский курс Табакова в ГИТИСе. Места во Дворце пионеров для всех не хватало, и вскоре Табаков получил подвальное помещение бывшего угольного склада на улице Чаплыгина. Его привели в порядок и стали использовать для занятий. В 1977 г. курс окончательно перешел в это помещение, и оно стало официально называться Студией молодых актеров, а неофициально его потом прозвали «Табакеркой». Студенты Табакова не только играли в спектаклях и практиковались, но в процессе осваивали различные театральные профессии, становились универсальными специалистами. Подобный образ жизни актеров формировал из них единый, сплоченный, ответственный и во многом самодостаточный коллектив.

Спектакли студии быстро полюбились публике: вскоре после премьеры в 1978 г. зрители до отказа заполняли зал, едва вмещавший 120 человек. В 1980 г. в Венгрии с триумфом прошли гастроли дипломного курса. Но, несмотря на такие успехи молодой студии, партийные функционеры назвали её «гнездом антисоветчины» и не дали ей официального статуса театра. Выпускники разошлись по другим театрам, но продолжали собираться в подвале по ночам, репетировали и выпускали новые премьеры.

И все же 1 января 1982 г. Табаков распустил студию окончательно. В 1982 г. он продолжил преподавать и набрал вторую актерскую студию в ГИТИСе. В 1983 г. согласился на предложение О. Ефремова перейти в труппу МХАТа. Там же в 1985 г. Табаков набрал курс и целый год преподавал одновременно в двух заведениях. В 1986 г. он уже возглавил Школу-студию МХАТ и ректорствовал до 2000 года. В этом же 1986 году театр-студия на Чаплыгина наконец получила официальный статус и стала Театром-студией под руководством Олега Табакова.

В 1987 г. МХАТ разделился на две части. Последовав за О. Ефремовым, Табаков стал актером МХАТ им. А.П. Чехова. Успеха это разделение, как вспоминал Табаков, не принесло ни одному из театров. В 2001 году после смерти Ефремова он возглавил МХАТ (позже аббревиатура сменилась на МХТ). В качестве «кризисного менеджера» ему модернизировать и улучшать театральный репертуар, набирать актеров, следить за состоянием помещений и выполнять много других обязанностей. Более того, работу в МХТ Табаков чередовал с постановками в «Табакерке».

В 2010 г. открылась Театральная школа Олега Табакова - результат проекта по созданию новой актерской школы для талантливых юношей и девушек. И школа, и театр Табакова продолжают работать и после его смерти в 2018 г.

Олег Павлович Табаков был безгранично предан актерскому делу, не только блестяще играл сам, но и воспитывал поколения молодых актеров, испытал на себе титанический труд управления театром.

Послушайте две записи. Первая запись - чтение Олегом Табаковым стихотворения К.М. Симонова «Изгнанник». Это стихотворение памятно Олегу Павловичу тем, что он читал его, когда поступал в Школу-Студию МХАТ. Запись 1980 г. Вторая запись - интервью с Олегом Табаковым, в котором он рассказывает о решении заняться педагогикой и размышляет о подходе к обучению молодых актеров. Запись 1976 г.

Стихотворение «Изгнанник»
Арх. № ф.13 оп.4 №197(2)

Время звучания: 
4 мин. 55 сек.

Интервью с Олегом Табаковым
Арх. № ф. 1 № 7509

Время звучания: 
2 мин. 34 сек.