95-летие со дня рождения Андрея Яковлевича Эшпая

15.05.2020

Велико и разнообразно творческое наследие Андрея Эшпая: от академической музыки, - балетов, оперетт, симфоний, камерных сочинений, - до популярных песен, музыки к спектаклям и фильмам. Более того, Андрей Яковлевич - марийский композитор, не раз обращавшийся к национальным темам и мелодиям: таковы «Симфонические танцы на марийские темы», «Песни горных и луговых мари» и другие сочинения.

Родился он в г. Козьмодемьянске, происходил из луговых марийцев. Фамилия с марийского языка переводится как «хороший друг». Отец, тоже композитор, был одним из основоположников профессиональной марийской музыки, а мать Валентина Константиновна была сестрой чувашского композитора Анатолия Николаевича Тогаева. С марийской музыкой и фольклором Эшпай был знаком с детства и говорил, что его творчество выросло из марийской мелодики. Взросление пришлось на годы войны, поэтому было непростым: в 1941 г. в Ленинградской области погиб родной брат Валентин; сам Андрей сначала не прошел в армию по возрасту, но позже, в 1944 г. окончив пулеметное училище и курсы военного переводчика, был направлен на Белорусский фронт. Служа во взводе разведки, допрашивал пленных и получал разведданные, воевал в Варшаве. Участвовал во взятии Берлина и командовал штурмовым отрядом 3-й ударной армии. В последние часы войны погибли два его близких друга, Володя Никитинский и Гена Новиков, а самому Эшпаю повезло выжить. Когда война закончилась, ему не было и двадцати лет. Но и на войне нашлось место для музыки: 

«Именно тогда я понял, что занятия музыкой (к которой я совсем недавно относился как к чему-то само собой разумеющемуся и не главному) помогают мне быть полезным. Я много выступал в госпиталях, аккомпанировал певцам и, глядя на раненых, видел, как они рады нам, как моя музыка нужна им».

Музыке Андрей Эшпай учился с ранних лет. Сначала в московской школе имени Гнесиных, а после войны поступил в училище одновременно на композиторское и фортепианное отделения. В этих же классах учился и позже, в Московской консерватории, которую окончил в 1953 г. Затем продолжил учебу в аспирантуре, у знаменитого А.И. Хачатуряна:

«Я шел к человеку, чью музыку знал и любил. <…>. И в педагогике Арама Ильича я всегда чувствовал его позицию большого и своеобразного художника, понимающего индивидуальность другого. У него было абсолютное ощущение музыки, формы. Каждый разговор с ним всегда был подлинно творческим и касался главного в искусстве, отчего становился легким и свободным».

С теплотой и уважением он вспоминал и других учителей - Е.И. Месснера, В.В. Софроницкого, Н.П. Ракова, Е.К. Голубева и Н.Я. Мясковского, у которого перенял творческий принцип: «пламенеть к искусству, вести свою линию и быть искренним». Кроме того, он принял совет Николая Яковлевича самостоятельно исполнять свои произведения. Хорошее владение инструментом Эшпай считал необходимым композиторским умением:

«Уверен, что композитор, который совершенно не владеет фортепиано, не сможет написать хороший концерт для фортепиано. Знание инструмента, не книжное, но практическое ощущение клавиатуры, «пианизм» - незаменимые помощники композитора.»

Уже в период учебы в Консерватории проявился интерес Андрея Яковлевича к национальной марийской и угорской музыке. Он участвовал в студенческих фольклорных экспедициях по Поволжью, и первыми опубликованными его работами в 1948 и 1949 г. стали сюита «Три марийские мелодии» и «Три марийские песни» для голоса с фортепиано. Первую известность ему принесли произведения с ярким национальным колоритом: «Симфонические танцы на марийские темы» 1951 г. и «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром 1952 г. Марийские темы и интонация явно проявлялись и во всем дальнейшем творчестве Эшпая.

Среди композиторов, повлиявших на него, можно назвать прежде всего французских импрессионистов - Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Равелю он посвятил свой первый фортепианный концерт, а его Трио даже считал «абсолютно марийским сочинением». Наряду с марийским национальным началом, влияние импрессионизма на музыку Эшпая было наиболее существенным.

Но уже с начала 1950-х гг. Андрея Яковлевича интересовала не только академическая музыка: он становился композитором-песенником. Самые известные его песни звучали в кинофильмах: это и «Почему, отчего» из фильма «Повесть о первой любви», и «Песня о дружбе» и «Я сказал тебе не все слова» из фильма «Исправленному верить», и, конечно, «Марш Строителей» и «А снег идет» из фильма «Карьера Димы Горина». И многие, многие другие: за всю жизнь Эшпай написал песни и музыку к более 60 фильмам! Песни, сходившие с экрана, исполнялись любимыми эстрадными артистами, - М. Бернесом, М. Кристалинской, Л. Гурченко, И. Кобзоном и другими, - и так становились всенародно известными. К написанию песен Андрей Яковлевич относился так же серьезно, как к академической музыке:

«Песня - очень сложный жанр. Известно, что лаконично выразить свою мысль всегда труднее, чем пространно. Это относится и к песне. Песня - три минуты, за которые ты либо успел сказать что-то важное, либо ничего не сказал. Поэтому иногда пишешь ее дольше, чем крупное сочинение - этот жанр для композитора технически очень сложен. Главное в песне - так было всегда, и сейчас тоже - мелодическая ясность, самобытная, единственная, только ей присущая интонация. Никакими ухищрениями - ни красотами текста, ни оригинальностью исполнения - нельзя подменить музыкальное содержание песни».

И неслучайно Эшпай обратился к песенному жанру и преуспел. Ведь даже в академической музыке он стремился прежде всего к эмоциональной насыщенности произведений и создавал яркие, выразительные мелодии. Вспомним и национальный колорит, который эту выразительность только усиливал. И, работая в песенном жанре, он мог сосредоточиться на этих составляющих и довести их до совершенства.

Но нельзя сказать, что Андрей Яковлевич ограничивал себя песнями. Он написал инструментальную музыку к множеству кинофильмов, написал две оперетты и продолжал работать в академических жанрах, как крупных, так и камерных. В 1973 г. написал первый балет по пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история».  Как исполнитель и участник жюри, бывал на Кубе, в Чехословакии, Польше, Франции, США, Японии и других странах. В Будапеште встречался с И.Ф. Стравинским и был на его авторском концерте. Некоторое время, в 1964-1970 г., Эшпай преподавал в Московской консерватории, не раз председательствовал в жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского, Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова и других, с 1968 г. был секретарем Союза композиторов СССР.

Сегодня предлагаем послушать две записи. Первая - музыкальная. Это третья часть Концерта для скрипки с оркестром, написанного А.Я. Эшпаем. Партию скрипки исполняет Э.Д. Грач - друг и первый исполнитель всех скрипичных сочинений Эшпая. Вторая запись - это фрагмент интервью с Андреем Яковлевичем о композиторском дебюте в кино в 1957 г., о роли музыки и песен в кинофильмах.

А.Я. Эшпай - Концерт для скрипки с оркестром. Ч.3 Allegro Vivace. Запись 1968 г.
Исп. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения п/у Е.Ф. Светланова, Э.Д. Грач (скрипка).
Арх. № ф. 1 № 5943.

Время звучания: 
6 мин. 32 сек.

А.Я. Эшпай - интервью (фрагмент). Запись 1970 г.
Арх. № ф. 1 № 6203.

Время звучания: 
3 мин. 52 сек.