90 лет со дня рождения Сергея Слонимского

12.08.2022

Сегодня отмечается 90-летие со дня рождения Сергея Михайловича Слонимского — талантливого и оригинального композитора. Диапазон его музыкальных интересов был необычайно широким: он писал симфонии, музыкально-сценические произведения, киномузыку и даже концерт для электрогитар с оркестром. Не только форма, но и само содержание произведений Слонимского позволяет говорить о них как об оригинальных, актуальных, а зачастую и опережающих свое время.

Он родился и жил в Ленинграде, поэтому его часто называют ленинградским композитором. Среда, в которой рос Сергей, немало способствовала его творческому росту. Его отец Михаил Леонидович Слонимский был известным писателем, автором романов и повестей, сотрудником литературных издательств и организатором «Издательства писателей в Ленинграде». Он входил в группу «Серапионовых братьев» — литературное объединение 1920-х гг., в котором, помимо него, состояли Всеволод Иванов, Константин Федин, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и другие известные советские писатели. В семье были и музыканты: тетя Сергея была пианисткой, а брат стал крупным американским музыковедом.

Еще в детстве Сергей обнаружил склонность к импровизационному музицированию, поэтому в восемь лет его отдали в музыкальную школу, где он учился игре на фортепиано и композиции. К этому времени относится одно из первых его самостоятельных произведений — детские песни на слова Евгения Шварца, который, кстати, был другом семьи Слонимских. С началом Великой Отечественной войны Сергей с родителями был эвакуирован в Пермь, и этот период сыграл колоссальную роль в его музыкальном развитии. Здесь он получил возможность учиться у Исая Шермана — дирижера Кировского театра. Эти уроки не только включали много практических занятий, но допускали импровизацию и развивали творческое мышление. Кроме того, Сергей имел свободный доступ в театр, познакомился с дирижерами и другими мастерами, пересмотрел все спектакли, приобщился к быту и атмосфере театра.

В 1943 г. Михаил Слонимский, ища возможности продолжить музыкальное образование сына, обратился к Виссариону Шебалину — директору Московской консерватории. Посмотрев пьесы Сергея, Виссарион Яковлевич согласился вызвать его в Москву. В 1943–1945 гг. он учился в московской Центральной музыкальной школе под руководством Шебалина, педагогов Евгения Месснера и Анны Артоболевской. В 1945 г. семья вернулась в Ленинград, Сергей продолжил музыкальное образование в школе-десятилетке, затем в консерватории на факультетах композиции и фортепиано. После ее окончания в 1955 г. Слонимский поступил в аспирантуру по музыковедению, где изучал симфонии С. С. Прокофьева.

Окончив консерваторию, Слонимский все еще находился в поиске своей творческой индивидуальности. Он слушал много музыки, которая раньше была не распространена либо вовсе запрещена и потому воспринималась как новая — Стравинского, Малера, Шенберга и других. В его круг общения, с годами увеличивающийся, входили молодые прогрессивные композиторы, поэты и актеры, среди которых были Люциан Пригожин, София Губайдулина, Альфред Шнитке, Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Сергей Юрский.

В 1957 г. Слонимский закончил свое первое крупное сочинение — «Карнавальную увертюру». Судьба этой увертюры была счастливой: дирижер Арвид Янсонс добавил ее в симфоническую программу к 40-летию Октябрьской революции вместо произведения, исполнение которого срывалось. Сочинение было с успехом исполнено и принесло Слонимскую первую известность. Следующей крупной его работой стала Первая симфония 1957–1958 г. Поначалу она была раскритикована: ее исполнение одни считали вовсе невозможным, другие — преждевременным. Но уже через несколько лет Первая симфония стала хорошо известной и сыграла заметную роль в развитии советского симфонизма. К жанру симфонии Слонимский вернется спустя много лет и всего напишет 9 таких произведений.

Поиск собственной творческой индивидуальности привел Слонимского к фольклорному началу. Музыковеды находят его и в более ранних произведениях, но настоящим рубежным этапом, после которого о Слонимском заговорили как о зрелом мастере и вдохновителе «новой фольклорной волны», стала кантата «Песни вольницы» 1959 г., написанная на народные тексты. Позже Слонимский будет много работать как с фольклорным материалом, так и вообще с хором и песнями, создавая разнообразные вокальные циклы. Один из них — кантата на стихи Александра Блока «Голос из хора», написанная в 1962–1965 гг. А в 1965–1967 гг. Слонимский создал оперу «Виринея», которую относят к лучшим произведениям в его творчестве. За всю жизнь он написал 8 опер.

Но область творческих поисков Слонимского была еще шире. Например, в 1960 г. он написал Сонату для скрипки соло. Создавая ее, композитор работал с ранее запрещенными «формалистическими» приемами композиции, позволявшими выразить сильные и сложные эмоции. Для Слонимского этой эмоцией было потрясение, вызванное смертью его старшего товарища и композитора Юрия Балкашина. В 1965-1970-е гг. Слонимский работал над своим первым балетом «Икар». А в 1973 г. случился еще один неожиданный виток творческого развития — Слонимский написал концерт для трех электрогитар, солирующих инструментов и симфонического оркестра, в котором симфония соединилась с рок-музыкой.

Слонимский творил еще много лет, неизменно удивляя слушателей широтой музыкальных интересов, формальным и содержательным разнообразием произведений. Балансируя между «старым» и «новым», он то обращался к современным приемам, то возвращался к классическим формам. Помимо композиторской работы, Слонимский преподавал в консерватории музыкально-теоретические дисциплины и композицию. Будучи музыкантом, в значительной мере выросшим на импровизации, он называл себя противником стандартов как системы и считал, что в искусстве гораздо важнее индивидуальность.
 

Фрагмент Первой симфонии Сергея Михайловича Слонимского
Исп. Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии п/у А. К. Янсонса
Запись 1969 г.
Арх. № ф. 4, ед. уч. № 42290

Время звучания: 
9 мин. 01 сек.